ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ Министерство юстиции Российской Федерации
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки | Просмотров: 17421 | Комментирии: 0 | 15-03-2016 20:50
Скачать: 10.rar [16,62 Kb] (cкачиваний: 448)
 
 

Содержание

Часть 1. Функциональные задачи Министерства юстиции Российской Федерации.………………………………………………………………………...3
Часть 2. Структура Министерства юстиции Российской Федерации и задачи его подразделений……...….……………………………………………………...5
Часть 3. Нормативно-правовая база, на основе которой осуществляет свою деятельность Министерство юстиции Российской Федерации и его подразделения……………………………………………………………………13
Часть 4. Выводы о полученном опыте работы в Министерстве юстиции Российской Федерации………………………………………………………….14

Часть 1. Функциональные задачи Министерства юстиции Российской Федерации
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, с вносимыми впоследствии изменениями по указам Президента Российской Федерации от 23.12.2005 N 1522, от 16.03.2006 N 211, от 02.05.2006 N 451, от 21.09.2006 N 1036, от 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с, от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079, от 23.10.2008 N 1517, от 18.01.2010 N 80, от 05.05.2010 N 552, от 19.05.2011 N 653, от 20.05.2011 N 657, от 12.07.2011 N 929, от 15.02.2012 N 191, от 26.04.2012 N 516, от 25.05.2012 N 742, в части I. Общие положения, пункте 3 указывается перечень основных задач, которые выполняет Министерство юстиции Российской Федерации, а именно: 
1.разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2.нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3.обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4.обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации (пп. 4 в ред. Указа Президента РФ от 07.05.2007 N 585с);
5.организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций (пп. 5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079);
6.осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (пп. 6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079).
Более же конкретно данные о задачах Министерства юстиции Российской Федерации излагаются в пункте 1, части I. Общие положения, где отражены функции Министерства юстиции Российской Федерации, а именно функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
Также важно то, что Министерство юстиции Российской Федерации  осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России (Федеральной службы исполнения наказаний) и ФССП России (Федеральной службы судебных приставов) - пункт 2, часть I. Общие положения (в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079).
Часть 2. Структура Министерства юстиции Российской Федерации и задачи его подразделений
Согласно пункту 10, части III. Организация деятельности, Министерство юстиции Российской Федерации возглавляет Министр юстиции Российской Федерации (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей Министра, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Количество заместителей Министра устанавливается Президентом Российской Федерации.
Согласно пункту 11, части III. Организация деятельности, структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
Говоря конкретно о структурных подразделениях Министерства юстиции, хочется выделить следующие департаменты: департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов, департамент организации и контроля, департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов,  департамент государственной службы и кадров, департамент международного права и сотрудничества, департамент конституционного законодательства, департамент гражданского и социального законодательства, департамент управления делами, департамент по делам некоммерческих организаций, департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения, аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации.
Задачи, выполняемые каждым структурным подразделением, отмечены в соответствующих положениях о департаментах по данному наименованию.
Задачи департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов -  участие в пределах компетенции Департамента в разработке общей стратегии государственной политики в сфере деятельности Минюста России; обеспечение в пределах компетенции Департамента единства правового пространства Российской Федерации; обеспечение соблюдения законности при принятии нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и иными органами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Задачи департамента организации и контроля - организация и методическое обеспечение управленческой деятельности Минюста России; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина, а также организация в Минюсте России работы с обращениями граждан; координация, организация и осуществление ведомственного контроля деятельности территориальных органов Минюста России; организация и осуществление контроля за исполнением поручений Министра юстиции Российской Федерации и его заместителей; организация планирования деятельности Минюста России; обеспечение информационного сопровождения деятельности Минюста России; обеспечение установленного в Минюсте России режима секретности и ведение секретного делопроизводства; организация в Минюсте России единой системы делопроизводства; организационное обеспечение деятельности коллегии Минюста России; проведение мониторинга нормативных правовых актов Минюста России на их соответствие законодательству Российской Федерации; организация ведения статистической отчетности в Минюсте России; организация контроля за хозяйственной деятельностью и использованием бюджетных средств территориальными органами и федеральными государственными учреждениями Минюста России.
Задачи департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов -  обеспечение реализации Министерством полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей; обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина: осуществление координации и контроля деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов (далее - подведомственные федеральные службы); обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в сферах исполнения уголовных наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
Задачи департамента государственной службы и кадров - обеспечение прохождения федеральной государственной гражданской службы в Минюсте России и его территориальных органах; организация и осуществление кадрового обеспечения Минюста России и его территориальных органов; участие в кадровом обеспечении подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России (далее - учреждения); обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"; обеспечение деятельности комиссии по разрешению конфликта интересов; принятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после увольнения федерального государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы; взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация мобилизационной подготовки и обеспечение мобилизационной готовности; организация работы по проведению мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по воинскому учету и бронированию федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и работников Минюста России; координация деятельности федерального государственного учреждения "Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации"; проведение служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих структурных подразделений Минюста России, начальников и заместителей начальников его территориальных органов.
Задачи департамента международного права и сотрудничества - обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; обеспечение координации Минюстом России деятельности федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - ЕКПП), включая организацию визитов делегаций в Российскую Федерацию, а также подготовку ответов на доклады ЕКПП по итогам этих визитов; обеспечение соблюдения основных положений государственного протокола и общепризнанных в международной протокольной практике норм в ходе зарубежных визитов делегаций Минюста России и приема в Минюсте России иностранных делегаций; обеспечение координации деятельности структурных подразделений, территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России, а также подведомственных Минюсту России федеральных служб в сфере международного сотрудничества; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Задачи департамента конституционного законодательства - обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация и координация работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Задачи департамента гражданского и социального законодательства - обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в сферах гражданского, социального, трудового, финансового, банковского, внешнеэкономического и природоресурсного законодательства; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; координация деятельности федерального государственного учреждения "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения" при Министерстве юстиции Российской Федерации, за исключением деятельности по подготовке межправительственных соглашений о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннего военно-технического сотрудничества.
Задачи департамента управления делами - обеспечение финансовыми и материально-техническими средствами Минюста России и его федеральных государственных учреждений, а также обеспечение доведения субвенций из бюджета Российской Федерации (далее - субвенции), предусмотренных на реализацию функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния; организация учета и контроля за расходованием и использованием финансовых и материально-технических средств; обеспечение поступлений в федеральный бюджет средств, администрирование которых возложено на Минюст России; обеспечение проведения единой технической политики в области использования информационных технологий и средств связи в центральном аппарате Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях; разработка стратегии развития правовой информатизации, информационных ресурсов, информационной безопасности Минюста России; координация взаимодействия территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в отношении прав на имущество (вещных прав); координация деятельности федерального государственного учреждения "Научный центр правовой информации при Минюсте России".
Задачи департамента по делам некоммерческих организаций - обеспечение в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, а также отсутствия в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции в сфере регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации; организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация и осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
Задачи департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой - обеспечение реализации Минюстом России полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию; судебно-экспертной деятельности; обеспечению в пределах своих полномочий в Российской Федерации соответствия законодательных и иных нормативных правовых актов актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании; обеспечению в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организации и осуществлению контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния; координации деятельности органов и организаций, оказывающих бесплатную юридическую помощь и осуществляющих правовое просвещение населения; осуществлению организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России; обеспечению в пределах своих полномочий функции по правовому просвещению.
Задачи департамента законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения -  участие в пределах компетенции Департамента в разработке общей стратегии государственной политики в сфере деятельности Минюста России; обеспечение в пределах своих полномочий координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации; организация и осуществление мониторинга правоприменения; организация работы по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Задача аппарата Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека - заместителя министра юстиции РФ - правовое и организационно-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

Часть 3. Нормативно-правовая база, на основе которой осуществляет свою деятельность Министерство юстиции Российской Федерации и его подразделения
Говоря об нормативно-правовой базе, на основе которой осуществляет свою деятельность Министерство юстиции Российской Федерации, следует отметить, что оно руководствуется таким нормативным правовым актом, как Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 с вносимыми в него изменениями и дополнениями в ред. Указов Президента РФ от 23.12.2005 N 1522, от 16.03.2006 N 211, от 02.05.2006 N 451, от 21.09.2006 N 1036, от 20.03.2007 N 370, от 07.05.2007 N 585с, от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079, от 23.10.2008 N 1517, от 18.01.2010 N 80, от 05.05.2010 N 552, от 19.05.2011 N 653, от 20.05.2011 N 657, от 12.07.2011 N 929, от 15.02.2012 N 191, от 26.04.2012 N 516, от 25.05.2012 N 742, где утверждаются функции, основные задачи, источники деятельности и полномочия, а также организация деятельности - его структура, деятельность Министра юстиции; вопросы финансирования, присущие ему характеристики и местонахождение Министерства юстиции Российской Федерации.
Говоря о нормативно-правовой базе его структурных подразделений, хотелось бы также отметить их деятельность на основе соответствующих положениях о департаментах по данному наименованию, действующих на основе соответствующих приказов Министерства юстиции Российской Федерации, и также приказов Министерства юстиции Российской Федерации «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации», которые вносили изменения в соответствующее положение о департаменте.
Говоря о департаменте регистрации ведомственных нормативных правовых актов, где я непосредственно проходил практику, помимо этих общих нормативных правовых актов, действуют постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 № 1538,  от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715, от 07.07.2006 № 418, от 29.12.2008 № 1048, от 17.03.2009 № 242, от 20.02.2010 № 72, от 15.05.2010 № 336, от 21.02.2011 № 94, от 07.07.2011 № 546, от 29.07.2011 № 633), приказ Министра юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 года № 88 «Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. приказа Минюста России от 26.05.2009 № 155), указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 25.06.2012 № 881, от 19.03.2013 № 213, от 29.06.2013 № 593).
В первом из выше перечисленных нормативных правовых актов устанавливаются правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, во втором - утверждаются разъяснения о применении выше указанных правил, в заключительном же раскрывается структура федеральных органов исполнительной власти, приводится список федеральных министерств, агентств и служб, подконтрольных Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Часть 4. Выводы о полученном опыте работы в Министерстве юстиции Российской Федерации
Делая выводы о полученном опыте работы в Министерстве юстиции Российской Федерации, хочется отметить, что я обрел широкие теоретические познания и практические навыки в сфере деятельности департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов.
Я изучил нормативную правовую базу, на основании которой действует Министерство юстиции Российской Федерации и департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов, где я проходил практику.
Я приобрел неоценимый практический опыт в регистрации ведомственных нормативных правовых актов, а именно принял непосредственное участие в исполнении документа и направлении его в дело, с помощью соответствующей пометки «В дело» (п. 46 Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации). Эти пометки делались мной в отношении приказов, постановлений, указаний и заключений по приказам. Они [пометки] заносились в соответствующие книги учета нормативных актов, где впоследствии расписывался руководитель департамента.
Также я рассмотрел жалобы, поступавшие в Министерство юстиции, по поводу отсутствия ответа на запрос какого-либо физического лица, а также по поводу регистрации какого-либо нормативного правового акта. Мной была обнаружена весьма сухая структура ответа на запрос, который часто происходил в форме обращения. В независимости от степени убедительности обращающегося субъекта, ответы давались исключительно по компетенции департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов - вопросы, выходящие за рамки компетенции, не влекли за собой положительных ответов, однако, даже в таком случае обращение принималось на рассмотрение.
Также в течение всей практики мне посчастливилось наблюдать процедуру забора копий нормативных правовых актов (приказов, регламентов, указаний и т.д) - она проводилась под роспись ответственного лица из ведомства, откуда пришел на государственную регистрацию нормативный правовой акт, с указанием контактного телефона этого сотрудника при наличии удостоверения или справки по месту работы. Немаловажно то, что выдавались документы только прошедшие государственную регистрацию! Иные отсылались обратно с формулировками «о возврате без государственной регистрации», «об отказе в государственной регистрации», «о признании не нуждающимся в государственной регистрации».
Таким образом, подводя итоги моей практики, хочется отметить, что моя практика была весьма плодотворной и познавательной, она закрепила и углубила мои знания, полученные при теоретическом обучении, подготовила меня к изучению последующих дисциплин и прохождению в будущем производственной практики.     
         

 

  

Не Пропустите: