Эссе «Моя школа будущего» | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки | Просмотров: 933 | Комментирии: 0 | 18-09-2020 15:31 |
Эссе «Моя школа будущего»
На сегодняшний день главным институтом социализации ребёнка является школа. От того, как школа подготовит обучающегося к дальнейшей самостоятельной жизни зависит его будущее.
Конечно, сейчас в школах пытаются создать все условия для обучения, развития и некоторого воспитания учащихся, но не все эти попытки оказываются действенными и не всегда они положительно сказываются на обучающихся. Современная школа устраивает далеко не каждого и, в первую очередь, потому, что не даёт учителям учить, а детям — учиться.
Отечественная образовательная система слишком сильно увлеклась нацеленностью на результат: выдачей хорошего/отличного аттестата, подготовкой к поступлению в ВУЗ, направленностью на выбор профессии/специальности. Из школы ушёл дух творчества – его вытеснили в разряд дополнительного образования, отдав предпочтение развитию личности натаскиванием ребёнка на результат. Конечно, было бы достаточно неразумно полностью исключить из школ будущего функцию подготовки к последующему этапу обучения, поскольку это приведёт к потере одной из важнейших задач школы как института социализации - обучению дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому необходим синтез творческой атмосферы и высоких стандартов качества образования, которые и помогут решить эту проблему.
В то же время в школах существуют проблемы и с приобщением к дальнейшей самостоятельной жизни. Школе будущего необходимы совершенно иные стимулы к получению знаний, и в первую очередь это касается изменения роли оценок. Полностью исключать оценочную систему из образовательного процесса не стоит, для мониторинга общего состояния образования так называемые «текущие» оценки ещё пригодятся, но вот влиять на «итоговые» баллы они не должны. Главным показателем успеха обучения и развития ребёнка на том или ином этапе станут научно-исследовательские и творческие работы, которые будут выполнять обучающиеся в зависимости от предпочитаемого направления. А, чтобы мотивировать обучающего на качественное выполнение творческих работ, можно выплачивать ему стипендию.
Важным так же является вопрос о направлении обучения. Изучая некоторые материалы о школах будущего, я часто встречала мнения специалистов (в основном зарубежных) о том, что, во-первых, необходимо как можно раньше предоставить школьникам выбор для определения направления обучения, а, во-вторых, полностью погрузить обучающегося в изучение предметов его направления. То есть в будущем школьникам нужно будет едва ли не с пятого класса определить принадлежность к одному единственному образу мышления и, следуя из этого, замкнуться в рамках изучения предметов, соответствующих этому образу. С одной стороны, это, возможно, и хорошо, поскольку по окончании школы ребёнок уже будет специалистом в какой-либо сфере. Но проблема в том, что он будет ограничен этой самой сферой; он не получит базовых знаний, которые должны присутствовать любого думающего человека. Поэтому я считаю, что в существующую систему не следует вносить каких-либо кардинальных изменений. Модель современной старшей школы, где классам определённого типа увеличивают количество часов профильных предметов и уменьшаю часы непрофильных – просто идеальна для получения общего среднего образования. Школа потому и является школой, что даёт базовые представления о многих областях знаний, а не специфические в определённой сфере. И сложность школьных предметов соответствует базовому уровню развития и не должна быть непосильна для школьника при условии, что он прилагает достаточные усилия для изучения того или иного курса.
Говоря о будущем, нельзя игнорировать вопросы материального и технического оснащения школы. Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством. Что касается ученической мебели, то она станет более комфортной и функциональной. Удобная мебель появится и в коридорах школы, чтобы ученики могли отдохнуть и подготовиться к занятиям. В школе будущего непременно должны быть мастерские и лаборатории, где ученики смогут применять на практике, получаемые на уроках знания и знакомиться с новыми научными разработками. В техническом плане важно также и обеспечение школ устройствами, необходимыми для проведения онлайн занятий. Изоляция и дистанционка показали нам, что школьное образование — это не обязательно ранние подъёмы, классы, парты и учитель у зелёной доски. Учеба может быть разной, в том числе и онлайн. Полностью перейти на систему «онлайн обучения» можно уже сейчас. Другой вопрос, что это довольно дорогое удовольствие и не всегда обоснованное. Как мы помним, функция школы, среди прочего, — это социальный сейф, место, в котором ребенок может не только получить знания, но и провести время. Об этом не стоит забывать. Пока школе, выполняющей функцию социализации не будет найдена альтернатива, говорить всерьёз о замене существующего формата обучения не стоит.
И последний вопрос, требующий освещения при обсуждении школы будущего – это роль педагога. Современный школьный педагог, к сожалению, как и система образования, слишком нацелен на результат и игнорирует сам процесс обучения. Большинству учителей не важно, интересен ли вам урок или нет, владеете ли вы какими-либо знаниями/навыками выходящими за рамки школьной программы, главное, чтобы вы сдали экзамен и благополучно покинули школу. Учитель перестал быть проводником и наставником, перестал быть источником уникальных знаний. Учителя новой формации постоянно будут обновлять свои знания, развиваться, совершенствовать навыки и личностные качества. Это принципиально новый формат профессии с более высоким социальным статусом и, как следствие, более высоким уровнем дохода. Причем видится, что это сообщество будет саморегулируемым, то есть объективно лучшие учителя будут подтягивать за собой менее опытных коллег. Социальная сеть в лучшем своем проявлении, когда каждый член сообщества из любого уголка страны получает доступ к самым передовым разработкам, исследованиям, практикам. К таким переменам готовы далеко не все действующие учителя, однако постепенно ситуация будет меняться.
Учителя развиваются не тогда, когда они чему-то учатся (куда-то приехали, и им там читают лекцию), а в процессе работы. Развитие учителя, его собственное обучение происходит во время преподавания, работы с детьми, родителями, коллегами. И одна из основных целей цифровизации — предоставить учителям больше времени для работы с детьми. Как уже показал опыт работы Москвы в цифровом образовании, при наличии нормальной системы управления образовательным процессом никаких отчетов учителя не пишут, все отчеты формируются автоматически, исходя из тех данных, которые есть в системе. Это уже экономит учителям время и дает много дополнительных возможностей.
Очевидно, что главным показателем образа школы будущего будет не современное оборудование. Оно станет лишь необходимым условием её существования. Главным достоянием такой школы станет высококвалифицированный педагог, который будет развивать ребёнка и ребёнка в школе. Атмосфера творчества, ценности знаний и культуры – вот та среда обитания, в которой будут находиться ученики, а осуществлять её будут талантливые, профессиональные специалисты.