Эссе " Антихристианство Ф.Ницше."
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки | Просмотров: 3933 | Комментирии: 0 | 18-09-2020 15:33

 

                                     Антихристианство Ф.Ницше.

         О происхождении христианства написано огромное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Фридрих  Ницше  - философ, который выявляет кризис европейской культуры, падение человека и низменность его ценностей. Большинство произведений  Ницше  опровергают, пересматривают и подчас уничтожают традиционные ценности европейской культуры.  Ницше  призывает преодолеть мораль, любовь, преодолеть самого человека ради сверхчеловека.

         Ницше считал, христианство – религией слабых и униженных. Она способствует вырождению человечества. Христианство – религия сострадания, а оно действует на людей угнетающе. «Сострадание во много крат увеличивает потери в силе, страдания и без того дорого обходятся»[1].

         Философ критиковал христианство за отрыв от жизни, полную отстраненность от реальности. Религия отрицает ответственность, свободу духа человека. Христианин не самостоятелен в своих действиях, он надеется на мифическое существо, а не на самого себя. Ницше считал, что всякая мораль сдерживает проявление собственной воли человека.  

         Религия процветает лишь в периоды великих потрясений человечества. Церкви выгодна война, голод, революции. «Христианство нуждается в болезни — примерно так, как греки нуждались в преизбытке здоровья: задняя мысль всей церковной системы спасения — сделать человека больным. А сама церковь? Разве её идеал — не кафолический дом умалишённых?»[2].

         Ницше отмечает:

         «Христианство объявило войну не на жизнь, а на смерть высшему типу человека»[3]. Христианство защищает слабых и обездоленных, сильный же человек становится негодным. Порабощенные и угнетенные ищут спасение в религии.

         Ницше отвергает одну из главный добродетелей христианства – сострадание.  Сострадая, человек теряет силу и жизненную энергию. Христианское сострадание – болезнь современности. Он рассматривал сострадание как слабость, с которой надо бороться. Только на словах слабые не приемлют, когда другие люди страдают. На самом же деле, говорит Ницше, человеку свойственно наслаждаться чужими страданиями. У человека варварство никогда не вызывало презрения. «Видеть страдания – приятно, причинять страдания – еще приятнее: вот суровое правило, но правило старое, могущественное, человеческое-слишком-человеческое... Никакого праздника без жестокости – так учит древнейшая, продолжительнейшая история человека – и даже в наказании так много праздничного»[4]. Ницше стремится показать, насколько сложными могут быть многие наши желания. Сострадание для Ницше то, что уничтожает жизнь. Христианство поощряет как сострадание, так и вытекающее из него страдание, что для Ницше не приемлемо.  От Ницше пошло выражение "падающего подтолкни". Если человек в чем-то слаб, то не надо ему помогать, а, напротив, надо способствовать его дальнейшему падению.         Самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть.      

Христианство отрицает земную жизнь во имя загробной, разрушает инстинкт жизни. Страдания в земной жизни принесут спасение после смерти. Христианство отвергает жизнь как самоценность. Ницше называет человечество испорченным, оно лишилось инстинктов и делает то, что приносит ему вред. «Сама жизнь ценится мною, как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: где недостаёт воли к власти, там упадок»[5].

Высшими ценностями человека Ницше считает ценности животного. Стремление к власти, животные инстинкты, сила – вот, высшая добродетель человека. «Что есть добро? Все, что способствует власти, воле к власти, самой власти в человеке»[6].

По мнению Ницше, христиане создали «доброго человека». Но не существует абсолютного добра, так же как и не существует абсолютного зла. Отрицая зло, человек отрицает жизнь. Природа человека такова, что в нем одновременно сосуществуют доброта и гнев.

         Все существа желают власти, но только человек может желать власти над собой; только человек обладает достаточным запасом энергии, чтобы стать господином самому себе.

         По мнению Ницше, разговоры о духе, Боге являются опасными симптомами декаданса, упадка жизненной энергии. Христианский Бог – бог слабых, порабощенных. «Божество decadence, кастрированное в сильнейших своих мужских добродетелях и влечениях, делается теперь по необходимости Богом физиологически вырождающихся, Богом слабых»[7].

Любовь в христианстве - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления. Одна из трёх главных добродетелей христианства наряду с верой и надеждой, причем главная из них. Ничему не говорить "нет", всему говорить "да". Именно такую установку Иисус называет любовью[8]. Ницше осуждает христианскую любовь, называя ее хитростью религии. Любовь – это состояние, когда над человеком господствует сила иллюзии.

         Одной из главных добродетелей христианства является вера. « Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.» Новый Завет (Евр.11:1). Вера помогает человеку преодолеть законы земного существования (например, хождение апостола Петра по водам). Ницше считает верующего человека рабом религии. Христианину не задумывается об истинности того, во что верит. Он становится «антагонистом правдивости». Верующий человек не властен над самим собой. «Верующий принадлежит не себе, он может быть только средством, он должен быть использован, он нуждается в ком-нибудь, кто бы его использовал»[9].

         Надежда... Еще одно важное понятие в христианстве. Одна из ступеней лестницы духовного роста в христианстве, по которой восходят к Богу в христианстве. Надежда на спасение, на волю Бога.  Ницше считает надежду способом поддержать страдающих, не осуществляя то, на что человек надеется. «Сильная надежда есть гораздо больший жизненный стимул, чем какое бы то ни было действительно наступившее счастье»[10].

         Церковь для Ницше – смертельный враг всего благородного не земле. Она сделала так, что уже ни одно событие не может без нее обойтись (свадьба, рождение, смерть).  «Церковь, это своего рода государство, но особенно лживое».

         Все беды современного общества, по мнению Ф. Ницше, состоят в том, что массы людей восприняли учение христианской религии о равенстве перед Богом и требуют равенства на земле. Он считает, что люди не равны по своей природе. Социализм проповедует равенство между людьми. Но это противоречит воле к власти как сущности жизни, и поэтому социализм невозможен. Вообще, «рабство принадлежит к сущности культуры». Ницше прославляет войну и насилие как источник государственности. «Сверхчеловек» по Ницше – это сильная личность, одержимая волей к власти, тот, кто хочет быть «по ту сторону добра и зла».  Сверхчеловек представляет собой очередной шаг в поступательном движении, результатом которого в свое время стал переход от животного мира к человечеству. Это высший биологический тип, который относится к человеку как тот относится к обезьяне. Сильный человек абсолютно свободен и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами. Но этого человека нужно вырастить, а для этого у Ницше нет каких-либо специальных рецептов: он выступает лишь как пророк. Обычные люди - это исходный материал, почва для выращивания сверхчеловека. Христианство неустанно борется с такими людьми, ему нужны лишь рабы, беспрекословно следующие догмам религии. «Христианство вело борьбу не на жизнь, а на смерть с высшим типом человека, оно предало анафеме все основные его инстинкты и извлекло из них зло»[11].

         Буддизм в философии Ницше становится союзником в ее неприятии христианства. Идеал буддизма, согласно Ницше, заключается в отделении человека от «добра» и «зла». В этом, по его мнению, состоит главный вклад буддизма в борьбу против страдания. «Буддизм во сто раз реальнее христианства, - он представляет собою наследие объективной и холодной постановки проблем, он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием “Бог” уже было покончено, когда он явился»[12].

         В христианстве Ницше видит самую мощную силу сокрушения морали господ. Христиане не потому превозносят такие качества, как слабость, скромность и кротость, что они их любят, а из-за скрытого недовольства и ненависти против силы, зависти к чувству гордости за жизнь и самоуважению, присущим господам. Ницше не отождествляет свою позицию с моралью господ, однако он предпочитал ее рабской морали. Мораль - орудие рабов против господ, нравственные суждения и установления слабых против сильных, оправдание господства стада над высшими видами. Господствующая мораль - это «инстинкт стада против сильных, инстинкт страдающих и ошибающихся против счастливых, инстинкт посредственных против исключительных». Если «сильные» примут эти правила «слабых», то они сами превратятся в стадных животных. Ницше пренебрежительно относится к народу, «толпе». Мораль Ницше - это вечное противоборство двух классов. С давних пор рабы пытались отомстить господам, навязать им свои принципы. Начало этому положила нагорная проповедь Христа в «Ветхом завете». Нужно произвести «переоценку ценностей»: восстановить «мораль господ» и упразднить результаты «восстания рабов в морали».

         Широко известна фраза Ницше «Бог умер». Ницше видел, что современный ему мир расстается со своими прежними убеждениями и устоявшимися структурами мышления (куда входила и идея Бога). Поэтому философ провозгласил смерть Бога как непреложный факт. Бога тут больше не было; мир свободно дрейфовал в направлении неизвестного будущего. Идея «смерти Бога» пробудила в Ницше новое миропонимание, согласно которому мир не имеет начала и цели. В христианской традиции мораль и истина укоренены в Боге. Таким образом, если Бог мертв, то исчезает  основание этики и истины. Ничто не является «истинным» и «все дозволено»!

         Рассматривая отношение религии к науке, Ницше приходит к выводу, что христианство во все времена боролось с научным знанием. Жгли ученых, жгли книги. Жгли бесценные античные рукописи.  Жгли иноверцев, несших христианам знания античных, иудейских и мусульманских ученых. Человек не должен думать. Открывая для себя законы природы, он все менее верит в ее божественное происхождение. Христианство находит способ защиты от науки: «Как защищаться от науки? - это сделалось надолго его главной проблемой. Ответ: прочь человека из рая!».[13]

         Ницше предлагает свою трактовку образа Христа. Он отделяет образ Христа от притч, которые он рассказывал, и чудес, которые он совершал, что вполне резонно при упомянутом отношении  Ницше  к истории святых. И вот то, что он находит за строчками Евангелия: «Этот благовестник умер, как и жил, как и учил, - не для спасения людей, но чтобы показать, как нужно жить. То, что он оставил нам в наследство есть практика, его поведение перед судьями, преследователями обвинителями и всякого рода клеветой и насмешкой – его поведение на кресте. Он не сопротивляется, он не делает ни шагу, чтобы отвратить от себя самую крайнюю опасность – более того – он вызывает ее...» [14]. Непротивление, нашедшее выражение в известной фразе из Библии: «Если кто-то ударит тебя по правой щеке, подставь ему левую»;  Ницше  считает, что именно ему учит Христос, проповедует его своей жизнью. Истинный христианин, по мнению  Ницше, должен жить также легко, радостно, блаженно и отстранено, как Христос: «До бессмыслицы лживо в ”вере” видеть примету христианина, хотя бы то была вера в спасение через Христа: христианской может быть только христианская практика, т.е. такая жизнь, какою жил тот, кто умер на кресте...» [15]. Практика Христа отрицается его учениками, которые распространяют христианство уже в искаженном варианте. Причиной этому является смерть спасителя. Ученики не могут понять ее, как закономерное следствие христианской практики. Его абсурдная смерть толкает апостолов к неправильным, «нехристианским» действиям, и вслед за этим христианство распространяется в ложной, неизначальной форме.[16] Ученики забывают о жизни Иисуса, акцентируя внимание на его смерти.

         В определенном смысле Ницше следует рассматривать в контексте ХХ века. Этот мыслитель отражал эпоху перемен, в которую жил. Его атеизм был отчасти бунтом против того, что Ницше считал расслабляющим воздействием христианской религии, которая предпочитает проявлять заботу о благе наименее удачливых, а не способствовать благополучию сильнейших и лидеров[17].

         В известном смысле Ницше призывал к мужеству – мужеству видеть мир таким, каков он есть, и заявлять об этом. Своей идеей «вечного возврата» он ставит сложную проблему: быть готовым сказать «да» тому, чтобы снова проживать эту самую жизнь именно такой, какой она является сейчас. Это, считал философ, возможно только для «сверхчеловека». Религию он воспринимал как бегство от задачи построения будущего, как неспособность принять действительность.

         Ницше – писатель сложный, но увлекательный и будоражащий. В данном случае можно лишь отметить, что недостаточно избавиться от Бога: надо еще учесть все, что за этим стоит, включая вопрос о том, что человек поставит на место Бога в плане общей цели и жизнепонимания.

 

                                       Список литературы.

  1. «Антихрист. Проклятие христианству» Ницше.
  2. «К генеалогии морали» Ницше.
  3. «Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души» Р.Дж.Холлингдейл. «Центрполиграф», Москва, 2004.
  4. «Философия религии» Мел Томпсон. «Гранд», Москва, 2001.
  5. «Ницше и христианство» Карл Ясперс. Перевод с немецкого Т.Ю.Бородай Московский философский фонд. «МЕДИУМ», Москва, 1994.

 

[1] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.7.

[2] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.50.

[3] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.5.

[4] «К генеалогии морали», гл.6.

[5] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.6.

[6] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.2.

[7] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.17.

[8] «Ницше и христианство» Карл Ясперс, стр. 17.

[9] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.54.

[10] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.23.

[11] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.5.

[12] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.20.

[13] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.48.

[14] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.35.

[15] «Антихрист. Проклятие христианству», гл.39.

[16] «Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души» Р.Дж.Холлингдейл, стр.317.

[17] «Философия религии» Мел Томпсон, стр. 114.