Дипломная работа "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ "
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки | Просмотров: 2319 | Комментирии: 0 | 22-09-2020 21:36

Скачать:  1365426455_diplom_fat_a-2.zip [143,97 Kb] (cкачиваний: 67)  

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

 

3

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ……………………………...………………………………                                    

 

 

 

 

7

1.1. Особенности профессиональной деятельности……………………....                                                                 

7

1.2. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и её составляющие…………………………………………………………….                                                                                                       

 

12

Выводы…………………..…………………………………………………..

30

Глава 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ……………………………………………                              

 

 

32

2.1. Организация и методы исследования…………………………………                                    

32

2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….

33

Выводы…………………………………………………………………........

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

70

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...

75

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….....

80

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

Введение

 

Актуальность исследования. Готовность к труду влияет на формирование личности будущего специалиста и его дальнейшую трудовую деятельность. Психологическая готовность является главным компонентом готовности к профессиональной деятельности. Ученые понимают ее как комплексное психологическое образование.

Этой проблемой занимались такие авторы как А.К.Маркова, В.И.Байденко и Б.Оскарссон, Е.А.Климов, О.М.Краснорядцева, Л.А.Одинцова и С.В.Завицкая, Н.В.Кузьмина, А.Э.Штейнмец.

Под психологической готовностью понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в окружающем пространстве.

Преобразования во всех сферах жизни и деятельности современного мира не стоят на месте. Происходит постоянное преобразование и совершенствование образовательных программ, новых социально-экономических условий, профессиональная деятельность существенно усложняется, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности. Устойчивость, стабильность и качество профессиональной деятельности обуславливается особенностями психологической готовности специалиста.

Каждый автор по своему определяет понятие психологическая готовность к профессиональной деятельности и в зависимости от этого выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования. Если  главная  составляющая – профессиональное мышление, то формирование психологической готовности строится через обучение различным приемам анализа.

Мы в своей работе выделили такие характеристики, как профессиональная мотивация, ценности, идеалы, профессиональные притязания, мотивы, ценностные ориентации, профессиональные способности и склонности, профессиональная направленность, профессиональные планы и интересы, удовлетворенность профессиональной деятельностью, профессиональное сознание и самосознание, профессиональный тип мышления, профессиональная обучаемость и творчество.

С помощью этих характеристик мы глубоко изучили данную проблематику. Это дает возможность студентам осознать необходимые критерии психологической готовности к профессиональной деятельности, что и определило цель нашей работы.

Цель исследования: изучение мотивационно-ценностного компонента   психологической готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов.

Объект исследования: психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов- психологов.

Предмет исследования: мотивационно-ценностный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать исследования особенностей профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии.

2. На основании теоретического анализа выделить особенности психологической готовности к профессиональной деятельности, ее структурно-содержательные компоненты.3. Эмпирически исследовать мотивационно-ценностный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности студентов- психологов.Гипотеза исследования: мы предположили, что у студентов с различной  направленностью (направленность на дело, на себя, на общение) существуют отличия по уровню и содержательным компонентам психологической готовности к профессиональной деятельности. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: 1. Диагностические методы:

А. Методика диагностики направленности личности Б.Басса;

Б. Методика Ш.Шварца;

В. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности А.А.Реана, В.А.Якунина;

Г. Ретроспективная анкета установок Н.А.Низовсих;

Д. Анкета.

  1. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
  2. Интерпретационные методы (установление структурных связей по результатам количественного и качественного анализа).
  3. Математико-статистические методы обработки результатов (Критерий φ* - угловое преобразование Фишера).

Теоретическое значение и новизна исследования заключается в изучении качеств личности, которыми должен обладать будущий или уже работающий практический психолог, а также качеств, которые обеспечивают предрасположенность к выбору данной профессии. В изучении структуры, основных компонентов, определении видов и уровней готовности, условия формирования и системообразующих факторов психологической готовности к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения реализации психолого-педагогических условий формирования необходимой мотивации профессиональной деятельности психолога с учетом выявленных в исследовании особенностей.

База исследования: эмпирическое исследование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов проводилось на выборке студентов БГПУ им. М. Акмуллы 6 курса заочного отделения факультета психологии. В исследовании приняли участие 45 студентов: из них 40 девушек и 5 юношей в возрасте 23 – 28 года.

Апробация работы: основные положения данного исследования обсуждались на научно-практических конференциях: 24 апреля 2009 года, г.Уфа, БГУ, Всероссийская студенческая научная конференция «Личность. Индивидуальность. Субъект.» (К 120-летию С.Л.Рубинштейна) (Психологическая готовность к профессиональной деятельности); 14 мая 2009 года, г. Уфа, БГПУ им. М.Акмуллы, студенческая научная конференция «Инновационный потенциал молодежной науки» (Психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов – психологов).

Структура выпускной квалификационной работы (дипломной) состоит из введения, двух глав, в которые включены 2 рисунка, 2 диаграммы, 33 таблицы, 2 выводов, заключения, использованная литература, которая включает в себя список из 55 источников и приложения. Общий объем работы составляет 80 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

1.1. Особенности профессиональной деятельности

      

          Представить деятельность в виде идеальной модели, было бы правильным при изучении теоретических основ деятельности. Если выделить эту модель, то можно рассматривать ее как теоретическое обобщение, которое позволяет свести разнообразные виды и формы профессиональной деятельности к определенному теоретическому общему, в котором отражены общие для любой деятельности составляющие и их связи. Эта идеальная модель можно использовать при проведении дальнейших исследований, при анализе любой конкретной деятельности, рассматривая ее как частную.

Любая профессиональная деятельность предстает перед учеником в форме нормативно-одобренного способа деятельности. В процессе освоения профессии человек "распредмечивал" нормативный способ, превращал его в индивидуальный способ деятельности. Внутренней, скрытой от глаз стороной овладения профессией является формирование психологической системы  на основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их изменения, перестраивания исходя из мотивов деятельности, целей и условий. Потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и правила, жизненный опыт, особенности отдельных психических функций, индивидуальные свойства личности являются исходной базой для формирования психологической системы деятельности.

Функциональная система, состоит из индивидуальных качеств, которые в процессе трудовой деятельности изменяются и под воздействием требований деятельности начинают двигаться, тем самым приспосабливаются к этим требованиям. Второй принцип, который необходимо отметить - системность проявления индивидуальных качеств деятельности. Они выступают не изолированно, а происходит их объединение в систему деятельности [1].

Анализ теоретических работ и эмпирический анализ различных видов деятельности позволяют представить следующие основные функциональные блоки:

  1. мотивов деятельности; 4 целей деятельности;
  2. программы деятельности;
  3. информационной основы деятельности;
  4. принятия решений;
  5. подсистемы деятельности важных качеств.

Перечисленные функциональные блоки выделены в качестве составляющих психологической системы деятельности по той причине, что отражаемые в них структуры являются основными компонентами реальной деятельности. Поскольку данная система служит эвристическим средством исследования деятельности, ей присуща некоторая условность. Так, например, разнесенность отдельных блоков вовсе не означает их онтологическую автономность. Естественно, что все блоки психологической системы деятельности теснейшим образом взаимосвязаны. Но для проведения исследований их можно выделить. Так, процессы, отвечающие за принятие решения, информационного обеспечения деятельности пронизывают всю деятельность, включены во все блоки. При анализе структуры реальных межблоковых связей психологической системы деятельности обнаруживается, что каждый блок находится в тесной взаимосвязи со всеми другими блоками, что блоки фактически проникают  друг в друга. Скорее всего, отдельные компоненты деятельности, размещенные нами в функциональных блоках, принципиально не могут быть изолированы и выделены как автономные в онтологическом плане. Справедливо будет предположить, что невозможность расчленения есть следствие системной  природы деятельности. В свете этого выделяемые блоки представляют собой как бы отдельные аспекты функционирования психологической системы деятельности, описывающие в совокупности ее качественную системную специфику [10].

Рис. 1. Общая архитектура психологической системы деятельности В.Д. Шадрикова

 

Предложенная модель призвана помочь рассмотрению реальных психических процессов, помогающих реализовать профессиональную деятельность. Эта структура отражает лишь принципиальные моменты архитектоники функциональной системы деятельности, дает общее представление о деятельности и позволяет рассматривать как систему совокупность психических явлений, реализующих деятельность, в их взаимосвязи.

В настоящее время психолог призван оказывать профессиональную помощь в решении жизненных проблем человека. Используя рекомендации специалистов – психологов, многие проблемы человек может решать самостоятельно, то есть способен быть сам для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявление эмоций. Однако бывают такие ситуации, в которых самостоятельно справиться со сложными проблемами человек не в силах и нуждается в психологической помощи.

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого человека. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Требования к восприятию: психолог должен обладать активным восприятием для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета; на первом месте – зрительное и слуховое восприятие, а также восприятие времени, которое зависит от эмоционального состояния.

Важна произвольность внимания, большой объем, направленность понимания на чувства, эмоции субъекта, с которыми сталкивается и работает психолог, хорошая распределяемость внимания.

Память должна быть преимущественно произвольная, долговременная, зрительная, слуховая.

Преимущественные способы переработки информации: анализ и синтез, обобщение, характер мышления должен быть целенаправленным для успешного разрешения профессиональных проблем и задач. Должно быть хорошо развито словесно-логическое и образное мышление; важны гибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления, так как задачи перед психологом зачастую стоят сложные и требуют ответственности при принятии решения.

При работе психолога идет большая нагрузка на эмоционально- волевую сферу, так как большая часть ситуаций вызывает эмоциональное напряжение, которая требует больших волевых усилий.

Требования к личности и чертам характера: эмпатические способности,  рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность [29].

Специальность психолога входит в число профессий сферы «человек – человек» и предъявляет высокие требования к его личности. Эта профессия предполагает, что овладевший ею человек на мотивационно-эмоциональном уровне будет относиться к Другому как к высшей ценности.

Как видим, в профессии психолога, среди физиологических, социальных и духовных потребностей, духовные проявляются значительно ярче и занимают ведущее положение.

Иначе говоря, схема жизни является доказательством самого факта существования деятельности практического психолога как сферы профессиональной деятельности, направленной на сохранение индивидуальности, автономности человека на бытовом уровне существования.

Автор акцентирует положение о том, что если деятельность психолога направляется мотивом самоутверждения и наслаждения властью, которую дают особенности профессии, то для него, по сути дела, нет переживания профессионального дела и его возможного соответствия с уровнем профессионального развития («Я прав, потому что я прав»). Такого специалиста нельзя назвать квалифицированным, так как последнего отличает нацеленность на клиента как на потенциальную культурно-продуктивную личность, то есть на личность, которая обладает чувством перспективы, у него имеются определенные рефлексы для  проявления различных подходов при решении собственных проблем в жизни.

Для квалифицированного психолога человеческое достоинство является высшей ценностью, аксиомой [24].

Таким образом, профессиональная деятельность человека состоит в том, что она предполагает обязательный набор рефлексов на содержание предмета профессиональной деятельности. Предметом деятельности психолога является психическая реальность человека, которая порождается и существует только по свойственным ей законам. Задача психолога при изучении деятельности заключается в том, чтобы раскрыть систему ее зарождения. Раскрыть, как в процессе целенаправленной активности личности происходит практическое преобразование объективного мира.

 

1.2. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и её составляющие

 

Современное общество, производство, рынок труда постоянно преобразовываются, отличаются высокой  динамикой неопределенности, быстро развивающимися  переменами. Динамика и неопределенность становятся главными составляющими всех сторон нашей жизни, проявляются на всех ее уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают другие требования при подготовке специалистов всех уровней профессионального образования. Новое качество образования сегодня – это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства.

Считается, что если выпускник показал отличные знания, то его качество подготовки выше. Это так, но только отчасти. Современные научные исследования подтверждают, что преуспевание в финансовом отношении лишь на 15% обуславливается знаниями своей профессии, а на 85% - умением обращаться с коллегами, склонять людей к своей точке зрения, рекламировать себя и свои идеи, т.е. с личными качествами и способностями. В реальной жизни чаще всего успеха в общественной и  трудовой сферах добиваются не студенты, которые закончили учебные заведения с «красным дипломом», а те, которые проявляли себя в активной жизни, участвовали в различных видах общественной жизни, в художественной самодеятельности и т.д. Для таких студентов учебная деятельность – лишь одна из этих деятельностей.  Не всегда можно судить о качестве подготовки выпускника, демонстрирующего на текущих и итоговых экзаменах свои знания и умения. Этот показатель не всегда правильно показывает их истинный уровень подготовки к успешной профессиональной деятельности. Знания и умения – это лишь малая часть личностных свойств, влияющая на успешную деятельность, общение, поведение специалиста. В настоящее время критерием качества подготовки специалистов является успеваемость по теоретическим предметам, руководители и преподаватели, студенты и их родители будут направлять основные силы на приобретение знаний. Поэтому вопрос о критериях качества подготовки специалистов- остается главным и определяет всю направленность образовательного процесса в учебном заведении. Чтобы реально решать задачу по направлению образования на формирование нового стандарта подготовки будущего специалиста, необходимо ввести в критерий оценки качества образования наряду со знаниями и другие параметры.  В качестве такого параметра, в том числе, выделяет и психологическую готовность к профессиональной деятельности [34].

Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в окружающем пространстве.

Анализ имеющихся научных подходов (М.В.Гамезо, И.А.Зимняя, А.К.Маркова, Л.Ф.Спирин, А.И.Щербаков, и др.) к проблеме структуры и содержания педагогической деятельности, к проблеме профессиональной  готовности (в частности, готовности к профессионально-педагогической деятельности) позволил выделить в рассматриваемой готовности две базовые составляющие:

  1. Психологическую;
  2. Деятельную.

Соответственно в деятельностной готовности выделяют следующие компоненты: конструктивный, организационный; коммуникативный; гностический. В психофизиологической готовности – мотивационно-ценностный; когнитивно-оценочный; эмоционально-чувственный; организационно-личностный и социально-перцетивный компоненты [32].

Первоначально рассмотрим компоненты психофизиологической готовности.

  1. Мотивационно-ценностный компонент. В состав данного компонента готовности мы включили любовь к детям, любовь к педагогическому труду, чувство ответственности, стремление к воспитанию и обучению детей, потребности в общении с детьми, принятие педагогической профессии как ценности.

Любовь к детям придает учителю ту внутреннюю силу, которая направляет не только отдельные его поступки, но порой весь смысл жизни, обеспечивает самоопределение педагога как профессионала.

Любовь к педагогическому труду проявляется в живом отношении ко всему, что связано с педагогическим трудом, исключаяя какой-либо формализм. Педагогическая деятельность рассматривается как ценность, определяющая смысл жизни.

Стремление к обучению и воспитанию ребенка. Это внутренний мотив, побуждающий педагогов к осуществлению педагогической деятельности, заставляющий их верить в себя. Он убеждает педагогов в том, что обладая определенными знаниями, умениями, навыками, они смогут помочь детям овладеть различными науками и нормами поведения.

Потребность в общении с детьми выступает важным источником педагогической активности личности педагога.

Когнитивно-оценочный компонент включает в себя представления студентов о будущей профессии, оценку ими своих педагогических возможностей.

Представление о будущей профессии. Представление – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения [46].

Чем ярче и богаче будущий педагог будет представлять свою будущую деятельность, тем лучше он сориентируется в основных задачах профессии, примет правильные решения для достижения поставленных целей. Эти представления являются своеобразной внутренней моделью ожидаемых условий профессиональной  деятельности, служат своего рода ориентирами, которые помогают разделить знания, получаемые в университете.

 Организационно-личностный компонент представлен следующими основными профессионально значимыми качествами личности будущего педагога:

- интерес и любовь к ребенку как отражение потребности в педагогической деятельности, справедливость, педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, общительность, требовательность, настойчивость, целеустремленность, организаторские способности, уравновешенность и выдержка, профессиональная работоспособность;

- способность понимать ученика, легко разбираться в его психологических особенностях, в характере, правильно определять его уровень знаний, убеждений, моральных качеств; способность доступно сообщать детям учебный материал; способность заинтересовать учащихся; заражать их энтузиазмом, увлекать, вызывать у них соответствующие эмоции; способность убеждать людей;

- высокая гражданская ответственность и социальная активность, любовь к детям, потребность и способность отдавать им свое сердце.

  1. Социально-перцептивный компонент готовности базируется на механизмах идентификации, эмпатии, аттракции, рефлексии.

Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на его место, т.е. происходит отождествление себя с другим субъектом. Объектом идентификации может быть и педагог, и ребенок, и целая группа, но при условии, что они являются референтными.

 Эмпатия – это эмоциональное прочувствование или сопереживание Другому. Через эмоциональный отклик мы понимаем внутреннее состояние Другого.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения. В его основе лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Педагогическая рефлексия как процесс и понятие изучается в прикладном аспекте в несколько условно выделенных направлениях: как образующая уровневая характеристика педагогических способностей учителей.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружеского или более глубокого, интимно-личностного отношения. На формирование аттракции влияют такие формально-динамические характеристики, как близость партнеров по общению, частота их встреч, расстояние между ними и т.д.; условия взаимодействия ("помогающее поведение", совместная деятельность и пр.) [36].

  1. Эмоционально-чувственный компонент готовности раскрывает степень развития чувственной сферы личности педагога через многоплановость его эмоций.

В качестве ведущих мы выделяем интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства.

Эмоционально-чувственный компонент пронизывает все структурные компоненты личностно ориентированного педагогического взаимодействия и включает в себя чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, чувство защищенности, чувство внутреннего спокойствия, уверенности в себе, взаимопонимания, солидарности, сопереживания и т.д.

Как видно из обзора литературы, понятие психологической готовности в современной психолого-педагогической литературе трактуется достаточно широко и для нашей работы необходима конкретизация этого понятия, выделение в нем значимых для нашей работы аспектов.

Мотивация к труду, к профессиональной деятельности определяется в целом сложным, постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу.

Мотивация к профессиональной деятельности начинается с профессионального призвания, которое определяют как влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей, овладение ею и оценка своих потенциальных профессиональных способностей, как «ощущение профессии».

С призванием связаны профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающие знания о предназначении профессии, стремлении избрать профессию и получить соответствующее образование. В отличие от призвания намерения включает и принятие решения [27].

У каждого человека есть нужда в чем-либо, которая вызывает его готовность к активности, что говорит о потребности его в профессиональном труде, некое психическое состояние, создающее предпосылку к профессиональному труду. В течении всей жизни у человека есть и другие потребности – в обеспечении своей жизни, в поиске смысла жизни, в достижении, в самореализации, в творческой деятельности, в присоединении к определенному социальному кругу, в признании, в защищенности, в безопасности, в удовлетворенности и т.д. Потребность личности, вызванная определенной профессиональной деятельностью также называют  профессиональной склонностью. Свои профессиональные склонности люди реализуют либо в профессиональной деятельности либо в хобби.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности. Это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом, ориентации человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и др.).

Мотивы подготавливают целенаправленность профессионального поведения, хотя и не обеспечивают его. Цель в профессиональной деятельности – это направленность на конечные и промежуточные результаты труда, это осознанный образ результата труда у человека. Чтобы реализовать потребности и мотивы, надо поставить и воплотить в жизнь цели. Постановка и реализация самим человеком цели означает его внутреннее саморазвитие. Профессиональные мотивы и цели реализуются в профессиональных планах [17].

Характер цели зависит от профессиональных притязаний человека. Человек, зная свои предыдущие результаты, стремиться достичь результата уровня повыше. Это является профессиональными притязаниями.  Уровень притязаний определяется самооценкой себя как профессионала в прошлом (ретроспективная профессиональная самооценка), в настоящем (актуальная профессиональная самооценка), в будущем (потенциальная и идеальная профессиональная самооценка). Уровень притязаний определяет зону субъективной ответственности человека в профессиональной деятельности, то, за что он берется, как он в состоянии оценить свои успехи или неудачи. Уровень профессиональных притязаний динамичен, меняется от чередования успеха или неуспеха в профессиональной деятельности.

Труд эффективен при наличии смысла профессиональной деятельности. Смысл – это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя, то есть пристрастное личностно - опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду. Зрелой личности свойственно постоянно искать все новые, более глубокие или более индивидуальные смыслы (жизни, труда). Эмоции – субъективные переживания человеком успеха – неуспеха в профессиональной деятельности. Только будучи индивидуально эмоционально окрашенными, ценностные ориентации, идеалы (значения) превращаются в смыслы для конкретного человек. Совокупность смыслов (смысла жизни, смысла профессии) образуют систему личных духовных ценностей человека, его личный профессиональный менталитет, его индивидуальное профессиональное кредо. Важно, чтобы человек обладал смыслотворчеством, то есть умел «вычерпывать» все новые смыслы из своей профессии. Уровень смыслотворчества бывает низким, тогда у человека наблюдается потеря смысла работы, «опускаются руки» при малейших трудностях [4].

Стремление овладеть профессией, получить специальную подготовку, добиться успеха в профессиональной деятельности – определяет профессиональные установки, которые создаются соотношением склонностей, мотивов, целей, смыслов.

Осмысление человеком предмета профессии, условий, задач действий, результатов, межличностных отношений в ней создает осмысленное отношение к труду. Это является неотъемлемым условием эффективного труда.

Любой труд начинается с готовности к профессиональной деятельности. Эта готовность определяется психическим состоянием, предстартовой активацией человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей.

Профессиональный менталитет человека и определение его профессиональных позиций образуется благодаря достаточно устойчивым системам отношений в профессиональной деятельности [30].

Если в человеке будут присутствовать профессиональные интересы к своей деятельности, то его труд станет более успешным. Все это внешние выражения всего того, что происходит в мотивационной сфере (мотивов, целей, смыслов, эмоций, притязаний и т.д.). Профессиональные интересы возникают при выборе человеком будущей профессии, что означает избирательную активность в отношении выбираемой специальности.

При достаточной действенности профессиональных интересов складывается профессиональная направленность. Эта интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая также всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

Когда человек занимается любимым делом и совершаемая деятельность радует его, то происходит удовлетворение профессиональной деятельностью. Эта удовлетворенность определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности. Удовлетворенность может усиливаться, если она вызвана не только индивидуальным результатом, но и участием в совместной профессиональной деятельности, социальной включенностью, разделенностью удовлетворения с другими людьми. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, фрустрациях, регрессиях, негативизмах, компенсации, защитных реакциях, апатии, быстрой утомляемости. Неудовлетворенность трудом вызывает текучесть кадров, которая сначало является потенциальной, а по мере накопления неудовлетворенности проявляется явно и характеризует состояние производственной группы [13].

Приспосабливаясь к новым условиям труда человек проходит этап профессиональной адаптации. Чем лучше человек подготовлен к профессии и в зависимости от того, какие у него профессиональные способности, тем легче для него проходит этот этап.

Если мотивационная сфера профессионального труда создает у человека готовность к деятельности, поддерживает интерес к ней в ходе ее выполнения, то операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет ее исполнительную часть, обеспечивает получение необходимого результата. Характер мотивационной сферы труда раскрывает то, ради чего человек действует, к чему он готов, настроен, стремится, а операциональная сфера – указывает на то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операциональная сфера трудовой деятельности – это те средства, которые использует человек и те ресурсы, которые человек вкладывает для воплощения имеющихся мотивов [31].

Для каждой профессии есть ряд психологических качеств, которыми должен обладать человек для реального выполнения профессиональной деятельности. Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, которые влияют на эффективность его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя. В качестве профессионально важных качеств могут выступать психические процессы (мыслительные, речевые, сенсорные, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям).

Важным психологическим ресурсом, который вкладывает человек в процесс труда, являются его профессиональные способности.  У каждого человека есть свои индивидуально- психологические свойства личности, которые отличают его от других людей. Эти свойства отвечают требованиям выбранной профессии и только при их наличии осуществляется успешное выполнение деятельности. Эти свойства называются профессиональные способности. Профессиональные способности не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам.

Следующий компонент, который выделяет А.К.Маркова, профессиональное сознание и самосознание. Это момент представления профессиональной деятельности при ее осуществлении. Профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание – это набор представлений человека о себе как о профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу.

Другим элементом данной сферы, важным ПВК можно считать профессиональное мышление, состоящее в использовании мыслительных операций как средств осуществления профессиональной деятельности. Профессиональный тип мышления – это преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений, способов вычерпывания содержания предмета труда. Профессиональное мышление включает в себя: процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности; пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда и способах их преобразований; приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач; этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности; приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработку новых стратегий профессиональной деятельности [30].

На формирование профессионального мышления оказывает влияние зачастую профессиональная направленность ума.

Операциональная сфера профессиональной деятельности в современных быстро меняющихся условиях труда зачастую требует развертывания творческого профессионального мышления, профессионального творчества. Профессиональное творчество – это нахождение новых нестандартных способов решения профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Профессиональное творчество требует развития у человека ряда новых качеств: потребность в новой идее; видение проблемы там, где другие люди ее еще не видят; способность замечать альтернативы, видеть предмет труда с совершенно новой стороны и т.д. [20].

Для характеристики операциональной сферы важна также профессиональная обучаемость – открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся условиям профессионального опыта.

Зрелость человека в операциональной сфере проявляется именно в наличии ее достаточно развитых психологических характеристик [15].

Мы в своей работе в психологической готовности выделили такие характеристики:

 - профессиональную направленность;

 - мотивы профессиональной деятельности;

- ценностные ориентации;

- профессиональные установки.

Профессиональная направленность. Образование системы "человек – профессия" происходит в момент выбора человеком данного вида трудовой деятельности, внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие "отношение человека к профессии" не может  быть сведено к активности, идущей от субъекта. От профессии не могут исходить профессиональная направленность, условия и движущие силы ее развития. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия,  создающего движущие силы развития профессиональной направленности. Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может, потому что не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью [55].

Таким образом, несоответствия между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной  направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной  направленности.

Рассмотрим более детально следующие условия возникновения, развития и разрешение  данного противоречия. Выбор человеком той или иной профессии можно назвать началом их взаимодействия. Как было указано, существенной особенностью этого взаимодействия является несоответствие между специфическим, общественно значимым содержанием профессии и личностным смыслом ее предпочтения [35].

Можно выделить три уровня, качественно своеобразные формы несоответствия. В первом случае существует органическая связь между преобладающим мотивом выбора профессии и какими-то существенными сторонами ее объективного содержания.

Остальные мотивы выбора профессии при этом обычно в большей или меньшей мере дополняют, подкрепляют ведущий мотив. Несоответствие же заключается в наличии потенциальной возможности все более полного отражения требований в мотивационной сфере личности, то есть в углублении личностного смысла выбора.

Другая форма несоответствия возникает в тех случаях, когда доминирующую роль играет мотив, побочный по отношению к объективному содержанию деятельности, причем в структуре мотивов содержатся и прямые мотивы. Подобные случаи определяют как частичную профессиональную направленность. Несоответствие между объективным содержанием профессии и мотивационной основой выбора имеет здесь иной характер. Требования профессии в значительно большей мере остаются внешними по отношению к личности, не входят в ее мотивационную сферу так органично, как в случае преобладания прямых мотивов.

Третья форма несоответствия возникает при полном отсутствии прямых мотивов выбора профессии. Обычно это бывает тогда, когда выбор ВУЗа имеет для личности смысл средства, необходимого для достижения значимой цели (например, поступление на химический факультет Университета ради возможности в дальнейшем работать преподавателем в ВУЗе). В этих случаях несоответствие между мотивами выбора и содержанием выбранной профессии является настолько полным, а требования профессии настолько чуждыми личности, что выражение "профессиональная направленность" просто теряет смысл [33].

 
   

 

 

 

 

Рис. 2. Модель формирования профессиональной направленности А.А.Ростунова (мотивообразующий компонент – перспективы)

 

Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента [25].

Как известно, мотив в психологии (от лат. movere – побуждать, приводить в движение) – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности, наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами и т. д. Понятие «мотив» разрабатывалось многими известными психологами.

Ценностные ориентации. Ценности – это различные материальные или иные предметы, обладающие большой значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. Производные же от них ценностные ориентации есть установки личности на ценности материальной и духовной культуры.

У каждого человека есть свои ценностные ориентации, которые выражают его отношение к окружающей действительности и в этом образе определяют его поведение. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.
Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей они выстраиваются в определенный взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций, необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени, выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [47].

Профессиональные установки. Профессиональные установки (от лат. profiteor – объявляю своим делом) – система ориентаций субъекта профессионального развития на социальные требования по присвоению профессиональной деятельности, психологическая готовность к решению специфически возрастных задача вхождения в мир профессий. Выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития. По своим психологическим механизмам профессиональные установки действуют на основе мотивации достижения, выступая в качестве иерархически более высокого уровня, чем профессиональные намерения и профессиональные решения. Важную роль при их реализации в профессиональном поведении играют прогнозирование субъектом профессионального развития успешности (или неуспешности) своих попыток профессиональной интеграции с социумом, с одной стороны, и оценка им своих ценностей, с другой. Развитие профессиональных установок включено в процесс общего психического развития, что заставляет рассматривать их в контексте задач возрастного развития. Успешные решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводят к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем может реализовываться в форме тех или иных установок при столкновении с новыми классами задач, в том числе с задачами профессионального развития. Для западной культурной традиции задачи профессионального развития и критерии их решения соответствуют институтам общего и профессионального образования и могут быть представлены следующим рядом: выбор профессии как завершение общего образования; профессиональное самоопределение в профессиональном обучении; достижение высокой производительности при адаптации к профессиональной деятельности; профессиональная самореализация и овладение мастерством [6].

Если профессиональные установки индивида адекватны тем задачам, которые предъявляются в соответствии с возрастом, то принято говорить о их зрелости. В ситуации выбора профессии профессиональные установки должны не только обусловить достаточно рациональное решение, но и позволить справиться со вторичными эмоциональными проблемами. Непривычно большая ответственность, возлагаемая на подростка при профессиональном выборе, обычно приводит его к состоянию эмоциональной растерянности, порождает чувства брошенности и принуждения, вызывает желание отложить решение. Индивидуальные реакции — в которых проявляются профессиональные установки — на это бывают очень разные. Так, выделяют типовые профессиональных установок: с преобладанием нерешительности; послушности; меркантилизма или целеустремленности. В соответствии с моделью Д.Сьюпера, для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я – концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы [48].

Таким образом, главной целью образовательного процесса в учебном заведении является подготовка специалиста. И необходимо, чтобы специалист был психологически готов к профессиональной деятельности. Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, который объясняет устойчивость деятельности человека в окружающем его пространстве.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности определяется как некоторая степень сформированности в личности студента мотивационной и операциональной сфер профессионализма.

К ним относятся: мотивация к профессиональной деятельности, профессионального призвания, профессиональные намерения, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, целенаправленность профессионального поведения, профессиональных притязаний, профессиональные ожидания человека, смысл профессиональной деятельности, профессиональные установки, осознанное отношение к труду и др

                                              Выводы по 1 главе

 

Проведенный теоретический  анализ указанной выше проблемы показал, что рассматривая вопрос предмета психологического изучения деятельности, авторы выдвигали различные определения. Например, что деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выведенные процессы. Главной целью образовательного процесса в учебном заведении является подготовка специалиста. И одним из критериев готовности специалиста является психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Под психологической готовностью понимается психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в окружающем пространстве.

Некоторые авторы научных подходов (М.В.Гамезо, И.А.Зимняя, А.И.Щербаков и др.) выделили в профессиональной  готовности две основные составляющие: психологическую и деятельную.

В деятельностной готовности выделяют следующие компоненты психофизиологической готовности: мотивационно-ценностный компонент, когнитивно-оценочный компонент, организационно-личностный компонент, социально-перцептивный компонент готовности, эмоционально-чувственный компонент готовности

Психологическую готовность к профессиональной деятельности определяется как степень сформированности в личности студента мотивационной и операциональной сфер профессионализма.

Это такие характеристики как: мотивация к профессиональной деятельности, профессионального призвания, профессиональные намерения, потребность в профессиональном труде, ценностные ориентации в профессиональной деятельности, мотивы профессиональной деятельности, целенаправленность профессионального поведения, профессиональных притязаний, профессиональные ожидания человека, смысл профессиональной деятельности, профессиональные установки, осознанное отношение к труду, готовность к профессиональной деятельности, профессиональные позиции, профессиональные интересы, профессиональная направленность, удовлетворенность профессиональной деятельностью, профессиональная адаптация, профессионально-важные качества, профессиональные способности, профпригодность, профессиональное сознание и самосознание, профессиональное мышление, профессиональное творчество, профессиональная обучаемость.

Мы в своей работе в психологической готовности выделили такие характеристики: профессиональную направленность (направленность на дело, на себя, на общение), мотивы профессиональной деятельности, ценностные ориентации и профессиональные установки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ

                             2.1. Организация и методы исследования

 

Целью исследования стало изучение мотивационно – ценностного компонента психологической готовности к профессиональной деятельности студентов – психологов.

В исследовании принимали участие студенты БГПУ им. М.Акмуллы 6 курса заочного отделения факультета психологии в количестве 5 юношей и 40 девушек. Общий объем выборки составил 45 человек в возрасте от 23 до 28 лет.

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформированы задачи исследования. В соответствии с задачами мы выделили три этапа:

  1. I. Подготовительный.

 Подбор методов и их сочетания: на данном этапе производился учет соответствия методов теме исследования и возможность проверки одних методов другими.

  1. II. Исследовательский.

Сбор фактических данных с помощью разных методов.

III. Обработка данных исследования.

Количественный и качественный анализ данных исследования:

- анализ каждого зафиксированного факта;

- установление связей с гипотезой;

- составление таблиц.

В работе мы использовали следующие методики:

- Методика диагностики направленности личности Б.Басса

- Методика измерения ценностей Ш.Шварца

- «Ретроспективная анкета установок»

- «Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности»

- Анкета

 2.2. Анализ результатов исследования 

Методика направленности Б.Басса

Проанализируем полученные результаты по методике и отразим данные в таблице:

Таблица 1

Результаты методики направленности Б.Басса

 

 

Направленность на дело (Д)

Направленность на себя (Я)

Направленность на общение (О)

Количество испытуемых

53 %

23 %

24 %

 

Диаграмма 1. Результаты методики направленности Б.Басса

 

У 53 % респондентов была выявлена направленность на дело (Д), что характеризует данную группы, как заинтересованных в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, способность отстаивать, в интересах дела, собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

У 23 % студентов, согласно их утверждениям, выявлена направленность на себя (Я). У данных людей ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

И также у 24 % респондентов  – направленность на общение (О). Эти люди стремятся при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентированы на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, также данные испытуемые ориентированы на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Далее мы будем рассматривать всех респондентов разделенных на 3 группы:

- направленность на дело – 1 группа,

- направленность на себя – 2 группа,

- направленность на общение – 3 группа.

 

Методика измерения ценностей Ш.Шварца

Рассмотрим обзор ценностей (уровень нормативных идеалов) по 1 рангу. Результаты исследования по методике представлены в Приложении 2.

 

                                                                                                                    Таблица 2

Обзор ценностей (уровень нормативных идеалов) по 1 рангу

 

Типы ценностей

1 группа

2 группа

3 группа

Универсализм

71 %

80 %

73 %

Самостоятельность

21 %

10 %

9 %

Доброта

4 %

-

18 %

Безопасность

4 %

10 %

-

 

Согласно результатам методики по обзору ценностей (уровень нормативных идеалов) по 1 рангу респонденты 1 группы (направлены на дело) поставили:

- на первое место универсализм, что говорит о них, как о людях, умеющих подстраиваться под ситуации жизни;

- на второе место самостоятельность. Данные студенты инициативны, критичны, с адекватной самооценкой и чувством личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Респонденты 2 группы (направлены на себя) поставили:

- на первое место универсализм;

- на второе место самостоятельность (это характеризует данных студентов как способных самостоятельно решать проблемы)  и безопасность (это говорит о том, что данным студентам  необходим внутренний психологический комфорт).

Респонденты 3 группы (направлены на общение) поставили:

- на первое место (также как и 1 и 2 группы) универсализм;

- на второе место доброту. Это говорит о том,  что они доброжелательно и положительно относятся к окружающим.

С помощью критерия φ* Фишера мы хотели посмотреть существуют ли различия по ценностям в 3 группах.  Мы установили, что:

- ценность «Универсализм» во 2 группе не больше, чем в 1 группе (φ*эмп = 0,56 < φ*кр); в 3 группе больше, чем в 1 группе (φ*эмп = 0,12 < φ *кр);

- ценность «Самостоятельность» в 1 группе не больше, чем во 2 группе (φ*эмп = 0,82 < φ*кр); в 1 группе не бол