Рынок: сущность, функции. Основные типы рынка и их характерные признаки. | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: 2825 | Комментирии: 0 | 19-02-2014 13:07 |
Рынок: сущность, функции. Основные типы рынка и их характерные признаки.
Первоначально рынок рассматривался как базар –место рыночной торговли. По мере углубления общественного разделения труда и развития торгового производства понятие рынка приобретает другое толкование. Под рынком подразумевается площадь, определенный район, где отношения м/у покупателями и продавцами свободны, и цены быстро уравниваются. С появлением денег возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена, если рассматривать рынок со стороны рыночных субъектов рыночных отношений возникает новое определение рынка как совокупность покупателей и продавцов.
Рынок сегодня рассматривается как тип хоз-ых связей м/у субъектами хозяйства.
Сущ-ет 2 типа хоз-ых связей: 1) натуральные –безвозмездные в соответствие с объемом и структурой потребности; 2) товарные –осуществление посредством рынка, его характерными чертами являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции.
Т.о. рынок –сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хоз-ых связей включая контакты с участником посредника.
К важнейшим функциям рынка относится:
1) Функция саморегулирования производства предполагается согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения.
2) Стимулирующая функция состоящая в побуждении производителя к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.
3) Регулирующая ф-я предполагающая обеспечение определенной пропорции при производстве и обмене м/у регионами и сферами национального хоз-ва.
4) Ф-я экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной затрат.
5) Эквивалентная ф-я рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном соизмеримы затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.
6) Ф-я демократизации хоз-ой деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей.
Основными типами рынка являются: неразвитый, свободный и регулируемый.
Неразвитый рынок характеризует тем, что рыночные отношения носят случайный характер.
Свободный рынок характер-ся:
а)неограниченным числом участников рыночных отношений и свободная конкуренция м/у ними;
б)абсолютно свободный доступ любой хоз-ой деятельности;
в)абсолютная мобильность факторов производства;
г)абсолютная информированность о рынке;
д)абсолютная однородность одноименных товаров;
е)ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого не экономического методами;
ж)цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции; з)отсутствует монополизм и гос-ное регулирование.
Недостатками этого типа рынка являются: Рынок приводит к дифференциации уровня жизни; Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным кол-вом денежной массы для развития производства; Принципы свободной конкуренции не обеспечивает соблюдение правления и нормального поведения в обществе, что приводит к нежелательному эффекту; Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыль; Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований науки и техники, которые крайне необходимы для развития общества.
Регулируемый рынок подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не на столько чтобы свести на нет мотивацию к творческому неинициативному труду и риску хозяйственной деятельности.