Рынок: сущность, функции. Основные типы рынка и их характерные признаки.
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: 2825 | Комментирии: 0 | 19-02-2014 13:07

Рынок: сущность, функции. Основные типы рынка и их характерные признаки.

Первоначально рынок рассматривался как базар –место рыночной торговли. По мере углубления общественного разделения труда  и развития торгового производства понятие рынка приобретает другое толкование. Под рынком подразумевается площадь, определенный район, где отношения м/у покупателями и продавцами свободны, и цены быстро уравниваются. С появлением денег возникает новое понимание рынка как формы товарно-денежного обмена, если рассматривать рынок со стороны рыночных субъектов рыночных отношений возникает новое определение рынка как совокупность покупателей и продавцов.

Рынок сегодня рассматривается как тип хоз-ых связей м/у субъектами хозяйства.

Сущ-ет 2 типа хоз-ых связей: 1) натуральные –безвозмездные в соответствие с объемом и структурой потребности; 2) товарные –осуществление посредством рынка, его характерными чертами являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции.

Т.о. рынок –сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хоз-ых связей включая контакты с участником посредника.

К важнейшим функциям рынка относится:

1) Функция саморегулирования производства предполагается согласование производства и потребления, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения.

2) Стимулирующая функция состоящая в побуждении производителя к созданию новой продукции с наименьшими издержками и максимальной прибылью.

3) Регулирующая ф-я предполагающая обеспечение определенной пропорции при производстве и обмене м/у регионами и сферами национального хоз-ва.

4) Ф-я экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величиной затрат.

5) Эквивалентная ф-я  рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда отдельного производителя с общественным эталоном соизмеримы затраты и результаты, а также выявляя ценность товара.

6) Ф-я демократизации хоз-ой деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспособных его элементов, что в последствии ведет к дифференциации товаропроизводителей.

Основными типами  рынка являются: неразвитый, свободный и регулируемый.

Неразвитый рынок характеризует тем, что рыночные отношения носят случайный характер.     

Свободный рынок характер-ся:

а)неограниченным числом участников рыночных отношений и свободная конкуренция м/у ними;

б)абсолютно свободный доступ любой хоз-ой деятельности;

в)абсолютная мобильность факторов производства;

г)абсолютная информированность о рынке;

д)абсолютная однородность одноименных товаров;

е)ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого не экономического методами;

ж)цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции; з)отсутствует монополизм и гос-ное регулирование.

Недостатками этого типа рынка являются: Рынок приводит к дифференциации уровня жизни; Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным кол-вом денежной массы для развития производства; Принципы свободной конкуренции не обеспечивает соблюдение правления и нормального поведения в обществе, что  приводит к нежелательному эффекту; Рынок не в состоянии обеспечить общество услугами в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыль; Рынок не реализует научно-технические достижения для фундаментальных исследований науки и техники, которые крайне необходимы для развития общества.

Регулируемый рынок  подчиненный особому порядку, когда гос-во стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не на столько чтобы свести на нет мотивацию к творческому неинициативному труду и риску хозяйственной деятельности.