Эффекты дохода и замещения. Парадокс Гиффена.
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: 1340 | Комментирии: 0 | 19-02-2014 13:09

Эффекты дохода и замещения. Парадокс Гиффена.

Эффект замещения - изменения объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ,  т.е. если цена товара падает, ты выбираешь купить этого товара побольше. Например, если цена на пиво упала, то ты покупаешь его больше.

Эффект дохода - изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен товаров. т.е. если цена товара падает, а необходимости в этом товаре больше нет, то имея лишние деньги покупатель покупает что-нибудь другое, напримершоколад. Тогда получается, что относительно всех других товаров, потребление товара, цена на который упала, – уменьшилось. Таким образом, получается, что общее изменение объема спроса на некоторый товар, вызванное изменением цены этого товара, называется общим эффектом изменения цены и представляет собой, таким образом, сумму эффекта замещения и эффекта дохода.

 

AB  – бюджетная линия для первоначальной стоимости товара X

E0    – первоначальный оптимум.

AB1 – бюджетная линия при падении цены товара X

E1    – оптимум.после изменения цены.

Нахождение составляющих:

По Хиксу. эфф.замещ. означает что потребитель остается на той же кривой безразличия. т.е. проведем мнимую A’B’ параллельную AB1, касательную к первой кривой безразличия. Получим точку E’, тогда (x0-x’)  - составляющая эффекта замещения, а (x1-x’) – составляющая эфф. дохода.

В итоге получаем ур-ние Слуцкого:

x1 - x0 = (x’ - x0) + (x1 – x’) - общий эффект снижения цены на товар X.

Из такого разложения на составляющие можно получить следующий вывод: если для какого-то товара эффект дохода превышает эффект замещения, то этот товар буду покупать тем меньше чем, чем меньше его стоимость, и покупать тем больше чем стоимость выше. Т.е. мы получаем товар для которого не выполняется закон спроса. Такие товары называются товарами Гиффена по имени английского экономиста XIX века, обнаружившего, как утверждают многие учебники, такую ситуацию с картофелем в Ирландии в середине XIX в. Однако, все последующие попытки найти примеры товаров Гиффена на практике не увенчались успехом. В настоящее время высказывается даже сомнение, наблюдал ли товар Гиффена сам Р. Гиффен или речь идет просто о не вполне корректной интерпретации собранных английским ученым фактов.