Производство, ценообразование и эффективность в олигополии. | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Экономика | Просмотров: 2799 | Комментирии: 0 | 19-02-2014 13:12 |
Производство, ценообразование и эффективность в олигополии.
Олигополия – это вид конкуренции, который предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.
Отличительными признаками олигополии является следующее:
1) в отрасли действует несколько крупных фирм; 2) фирмы могут оказывать влияние на рыночную цену; 3) олигополистическая ситуация во многом схожа с монополистической, а в случае сговора и образовании картеля, они вообще схожи с чистой монополией.
Можно выделить 3 принципиально возможных варианта поведения фирмы на рынке олигополий:
1) Нескоординированная олигополия. Для этого варианта характерна ломаная кривая спроса и жесткость цен. Присутствует неуверенность соперников относительно друг друга из-за отсутствия договоренности. Фирмы в отрасли считают: - если повысить цену, то соперники не последуют за ними, и спрос в этом случае будет весьма эластичным; - если фирма снизит цену, то конкуренты последуют за их ценовой политикой, и спрос станет неэластичным. В этих условиях кривая спроса принимает ломаный вид в точке установления цены.
Допустим, в отрасли конкурируют 3 фирмы, рассм. реакцию фирм 2 и 3 на поведение фирмы 1. Если фирма 1 повысит цены выше значения P0, ее спрос будет отображаться кривой D1 выше линии P0A. Фирмы 2 и 3 не будут следовать за фирмой 1 и их цены останутся неизменными или вырастут в гораздо меньшей пропорции. Как показывает прямая D2 выше P0A. В этом случае конкуренты переманивают прежних покупателей фирмы 1 захватывая ее рынки сохраняя прежний уровень цен.
При понижении фирмы 1 цены ниже линии P0A, фирмы 2 и 3 будут следовать за ней, что показывает кривая D1 ниже линии P0A. Фирма 1 не сможет воспользоваться ростом доходов за счет снижения цены и роста объема продаж, поскольку конкуренты в ближайшее время также понизят цены, сохраняя свое присутствие на рынке. В результате возникает ломанная кривая спроса D2AD1 высоко эластичная выше P0 и малоэластичная ниже P0. Описанная модель показывает негибкость цен при олигополии.
2) Сговор фирм, на котором основан принцип максимизации совместной прибыли.
Картель – это объединение фирм согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции, так как если бы они слились в чистую монополию. Условия успешного действия картеля – это установление квот по объемам производства для каждого участника, но у фирм всегда возникает желание получить двойной выигрыш: продать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот, этот недостаток картельного соглашения приведет к появлению неявного скрытого соглашения.
Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделения рынков и др. способов ограничения конкуренции, которые запрещаются нормами антимонопольного законодательства. Если же м/у уч-ками сговора будет достигнута договоренность, то равновесие будет достигаться аналогично механизму описанной фирмой чистой монополии.
3) Лидерство в ценообразовании, т.е. ситуация директивных цен. Представляет собой компромисс между (1) и (2) вариантами. Одна фирма выступает как ценовой лидер: устанавливает цену так, чтобы максимизировать собственную прибыль. Остальные фирмы в отрасли воспринимают цену лидера как заданную. Однако чтобы не нарушить равновесия, лидер прощупывает отношения конкурентов и устанавливает приемлемую для всех цену.
Экономическая эффективность: с традиционной точки зрения олигополия по структуре близка к монополии. Олигополия является менее желательной, нежели монополия, так как монополия подвергается государственному регулированию, а олигополия может сохранять видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Данная теория оспаривается точкой зрения Шумпетера-Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы необходимы для достижения быстрых темпов НТП.
Причины: 1) дорогостоящая научно-исслед. деятельность, => крупные олигоп-ие фирмы способны её финансировать; 2) уверенность в сохранении высокой прибыли, часть которой можно будет направить на научные исследования.
Cторонники традиционной точки зрения заявляют, что у олигополистов имеются причины для того, чтобы сдерживать НТП (для получения max прибыли с уже вложенного капитала).