ИСВ. Эпоха Великого переселения народов и образование варварских королевств на территории бывшей Западной Римской империи.
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / История | Просмотров: 3938 | Комментирии: 0 | 28-12-2013 14:51
ИСВ. Эпоха Великого переселения народов и образование варварских королевств на территории бывшей Западной Римской империи.


1. Границы Римской империи в начале IV в. Варварская проблема позднеримского государства.


В начале IV в. н. э. Римская империя была величайшим государством мира. Ее владения простирались от Атлантического океана на западе до Евфрата на востоке, от Рейна и Дуная на севере до Сахары и Эфиопии на юге. Страны, входившие в Римскую империю, группировались вокруг Средиземного моря. Империя была создана завоеваниями римского народа в III–I вв. до н. э., сохранена и увеличена императорами I–II вв. н. э.
Почти все свободное население Римской империи с III в. называло себя римлянами и обладало римским гражданством. На практике это означало, что все население империи подчинялось единым законам и платило одинаковые подати. Население западных провинций говорило на латыни, в восточных провинциях разговорным языком был греческий, официальным – латинский. Элита общества по всей империи получала одинаковое образование. Все это объединяло между собой жителей римской империи и противопоставляло их «варварам» – в первую очередь, жившим за пределами северной границы германцам и народам восточной Персидской державы.
Во главе Римской империи стоял император, который с IV в. становится абсолютным монархом. Император носил титул dominus («господин», «государь»), поэтому политический строй Римской империи в IV – V вв. часто называют доминатом. Всякое волеизъявление императора имело силу закона (т. е. в подобных ситуациях на единожды вынесенное решение императора ссылались как на правовую норму). Личность императора почиталась священной. Священным (sacrum) считалось все, что имело к нему отношение: «священный дворец», «священная опочивальня», «священное ложе», «священная канцелярия», «священная щедрость» (так назывались налоги, собираемые с населения и распределяемые среди императорских чиновников) и т. п. Император появлялся перед подданными в пурпурной мантии, расшитой золотом и драгоценными камнями, в диадеме (символ царской власти), в руках он держал скипетр и шар – символ власти над вселенной. Подходя к нему, следовало простираться ниц, почестью считалось поцеловать край императорского пурпура.
Император стоял во главе армии и огромного штата чиновников. Войска делились на пограничные (оседлые) и полевые (мобильные). Пограничные военные округа возглавляли duces – дуки или дуксы («вожди»), полевые армии – «наставники воинов» (magistri militum). Из чиновников состояли многочисленные дворцовые канцелярии, в которые стекались донесения из провинций и собранные налоги. Чиновники высшего разряда назывались comites – комиты или комесы («спутники императора»). Из них состоял высший совещательный орган при императоре – священный консисторий. Среди своих наиболее доверенных придворных императоры с IV в. держали евнухов. Евнух занимал высшую придворную должность – начальника священной опочивальни.
Римская империя была поделена на 4 префектуры: 1)Галлия и Испания, 2) Италия и Африка, 3) Иллирик (Балканский п-ов) и 4) Восток. Во главе каждой префектуры стоял особый чиновник, носивший звание префект претория. Префектуры были поделены на диоцезы (всего 12), те – на провинции (более сотни). Гражданская и военная власть в провинциях были разделены. Задачей императорской администрации было бесперебойное взимание налогов, императорской армии – охрана границ от «варваров» и поддержание порядка в провинциях.

Разделение Римской империи в 395 г. между двумя императорами не воспринималось современниками как разделение на два самостоятельных государства. В течение всего IV в. империей почти постоянно правило несколько императоров-соправителей. Формально так осталось и после 395 г. Считалось, что восточный император Аркадий (395–408 гг.) и западный император Гонорий (395–423 гг.) совместно управляют единой Империей римлян. Указы, издаваемые в одной из частей империи, издавались от имени обоих императоров, а решение одного из императоров считалось прецедентным для обеих частей империи.
Однако в реальности политическая обстановка в империи осложнилась. Гонорий и Аркадий постоянно враждовали друг с другом и натравливали друг на друга варварские полчища. Императорская власть в обеих частях империи почти все время передавалась независимо от воли второго императора. На Западе Гонорий в конце правления сделал соправителем своего зятя Констанция III (421 г.), но тот умер в том же году. После смерти Гонория власть в Италии захватил узурпатор Иоанн (423–425 гг.), а когда он погиб, престол занял сын Констанция III 7-милетний Валентиниан III (425–455 гг.). После его убийства трон императоров Западной империи до 476 г. занимала вереница узурпаторов и случайных людей.
В Константинополе после смерти Аркадия на престоле оказался его 6-тилетний сын Феодосий II (408–450 гг.). После его смерти 7 лет правил Марциан, бывший военный, женившийся на сестре Феодосия Пульхерии, чтобы стать императором. После его смерти константинопольский сенат избрал императором Льва I (457–474 гг.), прежде – малоизвестного офицера. В 474 г. на престол взошел его внук Лев II, который назначил своего отца военачальника Зенона соправителем. Лев II в том же году умер и единственным императором стал Зенон (474–491 гг.). Все это время императорское правительство в Константинополе придерживалось враждебной линии по отношению к западным императорам и поддерживало всесильных варварских военачальников, которые хозяйничали на Западе.
В 1-й половине V в. Западная Римская империя была атакована полчищами варваров: готов, франков, свевов, гуннов, вандалов и других. Ее территория постоянно сокращалась из-за возникновения на месте ее провинций различных варварских королевств. Варварские короли и военачальники, переходившие на службу к императору, считались императорскими союзниками, но на самом деле расшатывали Западную империю, занимали ее земли и лишали императора всякого значения.
Положение Восточной империи было другим. Она обладала лишь одним, сравнительно небольшим, участком «опасной» границы – на Нижнем Дунае. Здесь на положении федератов были поселены остготы, которые должны были сдерживать натиск гуннов. Когда же гуннская опасность миновала, остготам был дан мандат на поселение в Италии. Территория Восточной империи практически не подвергалась варварским нашествиям, в то время как Запад переставал быть римским. Внутреннее положение Восточной империи тоже было стабильным. Наконец, Восточная империя была значительно богаче Западной.

ЗАПАДНАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И МИГРАЦИИ ВАРВАРОВ В 1-Й ПОЛОВИНЕ V В.
Вторжения варваров в Галлию, Испанию и Британию
При юном императоре Гонории реальным правителем империи стал военачальник Стилихон, наполовину германец по происхождению. Император Феодосий Великий поручил ему опеку над обоими своими сыновьями. Но в Константинополе вмешательству Стилихона в дела Восточной империи был дан отпор. Стилихон был женат на племяннице Феодосия и выдал свою дочь замуж за императора Гонория. Он занял пост главнокомандующего всеми войсками Римской империи. Несмотря на свое полуварварское происхождение, Стилихон всеми силами пытался воспрепятствовать проникновению варваров в империю. В 405 г. полчища германцев и кельтов под предводительством Радагайса ворвались в Северную Италию и пошли на Рим. У Флоренции Стилихон разбил их войско в 200000 человек.
Но уже через год, 31 декабря 406 г., свевы, вандалы (германцы) и аланы (ираноязычные племена), жившие на правом берегу Рейна, по льду, покрывшему реку, перешли на левый берег и под предводительством вандальского короля Гундериха ворвались в Галлию. Почти не встречая сопротивления, они три года грабили галльские города. Стилихон не пришел на помощь Галлии, т. к. боялся рассредоточить свои силы. В 409 г. свевы, аланы и вандалы перешли Пиренеи и заняли Испанию. Стилихону и Гонорию пришлось смириться с этим и поспешно признать варваров федератами.
Тогда же наступает конец римской Британии. В 407 г. Стилихон распорядился перевести оттуда в Италию войска, а в 410 г. Британию покидает римская администрация. Часть римских колонистов тоже покинула остров. Территория бывшей римской провинции была снова, как до римского завоевания, была заселена кельтами. С севера Британии на юг приходят племена пиктов, из Ирландии в Британию переселяются скотты. Скотты захватили север Британии (Каледонию), по их имени эта страна позже получила имя Шотландия (Scotland). Одновременно с континента Британия стала подвергаться набегам германского племени саксов.

Восстание вестготов под предводительством Алариха
Тем временем, вестготы, жившие в Иллирике на правах федератов, уже в 395 г. подняли восстание под предлогом неуплаты им жалованья, положенного по договору. Своим вождем они избрали Алариха. Сначала они двинулись в Грецию, но были разбиты на Пелопоннесе подоспевшим Стилихоном. Однако константинопольское правительство во главе с префектом претория Руфином решило использовать Алариха против Стилихона. Аларих нашел приют в Константинополе, затем был назначен правителем Иллирика, получил звание наставника воинов («маршал») и был признан союзником императора Аркадия. С благословения правительства Восточной империи Аларих повел своих вестготов в Италию.
Стилихон дважды разбивал Алариха в Италии, но вестготы были настолько серьезной силой, что он решил вступить с ними в переговоры. Аларих потребовал огромный выкуп от римлян и Стилихон настоял в Риме на его выплате. После этого Стилихона стали обвинять в измене и Гонорий в 408 г. согласился на его казнь.
Аларих стал и дальше требовать от римлян дани и в 408–409 гг. дважды брал Рим в осаду. Осадив Рим в третий раз, 24 августа (?) 410 г. Аларих и его вестготское войско ворвались в город. Два века спустя византийский историк Прокопий Кесарийский утверждал, что ворота Рима открыли перед Аларихом вестготы, жившие в Риме под видом рабов. Император Гонорий в это время находился в Равенне – неприступном городе на севере Италии. Прокопий рассказывает анекдот о том, что когда Гонорию в панике сообщили, что Рим погиб, он воскликнул: «Я же только что сам кормил ее!». У него была любимая курица с этим именем (Roma). Узнав в чем дело в действительности, Гонорий вздохнул с облегчением.
Вестготы грабили Рим три дня. Они унесли с собой все ценное, но не стали устраивать резню и разрушать зданий. Будучи христианами, они не тронули церкви. Тем не менее, взятие Рима варварами произвело на современников оглушительное впечатление. Почти 800 лет в Город не вступали чужеземные захватчики. Африканский епископ Аврелий Августин объявил, что падение Рима является предвестием конца света: наступил конец царству земному, приближается эпоха Царства Небесного.

Возникновение варварских королевств
После разграбления Рима вестготы отправились на юг Италии, намереваясь сесть на корабли и переправиться в благодатную провинцию Африку. Но внезапно Аларих умер. На его место вестготы выбрали его родственника Атаульфа. Атаульф не пожелал отправляться в Африку и двинулся на север, в Галлию. По дороге он еще раз ограбил Рим. В плен к варварам попала сестра императора Галла Плацидия. Атаульф женился на ней и неожиданно объявил себя союзником императора Гонория. На свадебном пиру он, стоя в римской одежде, заявил, что предпочел бы видеть на месте Римской империи Готскую, но т. к. готы незаконопослушны, он для блага государства римлян и германцев предпочтет стать слугой римского императора. Одновременно Атаульф объявил себя королем вестготов. Он по соглашению с Гонорием вторгся в Испанию с целью изгнать оттуда свевов и вандалов, но в 415 г. был убит предателем.
Королем вестготов был избран его брат Валлия. В 418 г. Гонорий заключил с вестготами новый союз, предоставил им звание федератов и отвел земли в Аквитании (Южная Галлия). Столицей королевства вестготов стал город Тулуза. Так на прежней территории Римской империи возникло первое варварское государство – Вестготское королевство.
В Испании распался союз свевов, вандалов и аланов. Они поделили Пиренейский полуостров на зоны влияния и пытались утвердить там свою власть, воюя друг с другом и с непокорным испано-римским населением. Свевы заняли северо-западную часть Пиренейского полуострова – Галлецию. На ее территории сложилось Свевское королевство.
В правление императора Валентиниана III в Африке римский наместник Бонифаций устроил мятеж против императора. Воспользовавшись нестабильной обстановкой в Африке, союз вандалов в 429 г. под предводительством короля Гейзериха переселился из Испании в Африку. За 10 лет вандалы покорили большую часть римских владений в Африке. В 439 г. была захвачена столица римской Африки – Карфаген. Возникло еще одно варварское государство на территории Римской империи – Вандальское королевство.

Держава Аттилы
Тем временем огромные пространства Европы от Южной Волги до Балтики и Дуная были покорены гуннами. Держава гуннов включала в себя многочисленные германские и ирано-сарматские племена. Собственно гунны – потомки выходцев из Азии – были в ней каплей в море. Под гуннами V в. следует понимать союз многочисленных разноплеменных кочевников под предводительством королей из знатного гуннского рода. Гунны захватили Паннонию (Венгрия) и сделали ее центром своих владений. Гунны долгое время были в мирных отношениях с Римской империей и охотно служили в армиях римских императоров. В 334 г. во главе державы гуннов воцарился Аттила, в правление которого наступает пик могущества гуннов. Аттила стал самой сильной фигурой в Европе. За его жестокость и внушаемый им ужас церковные писатели называли его Бич божий.
В это же время при полубезумном императоре Валентиниане III реальным правителем Западной Римской империи становится военачальник Аэций. Подобно Стилихону Аэций пытался сохранить существование Римской империи в Европе. Аттила несколько лет поддерживал дружественные отношения с Аэцием, в то же время, нападая на границы Восточной империи. До середины V в. Восточная Римская империя платила дань Аттиле. Одновременно Аттила совершал набеги на соседние варварские племена. На Среднем Рейне им было сокрушено королевство бургундов. Аэций позволил оставшимся бургундам поселиться в Юго-восточной Галлии.
В 450 г. восточный император Марциан отказался платить дань Аттиле. В том же году сестра Валентиниана III Гонория, заточенная за любовную связь с придворным в монашеской келье, отправила Аттиле призыв о помощи, приложив к письму свое кольцо. Аттила воспринял это как предложение вступить в брак и потребовал от Валентиниана III выдачи Гонории и половины Римской империи в качестве приданого. Так он намеревался компенсировать неполучение дани. Получив отказ, он в 451 г. вторгся в Галлию. Аэций спешно собрал армию, объединив силы римлян, вестготов, франков и бургундов. На стороне Аттилы сражались гунны и многочисленные германские племена. В Галлии на Каталаунских полях состоялась грандиозная битва, прозванная «битвой народов». Аттила потерпел поражение, но в следующем году вновь вторгся в римские владения, на этот раз – в Северную Италию. Здесь он разграбил Медиолан (Милан) и другие города. Аттила намеревался идти на Рим, но тут к нему прибыл римский папа Лев I, который каким-то образом убедил гунна уйти из Италии. Вероятно, он сказал Аттиле, что в Риме свирепствуют чума и голод.
В 453 г. Аттила отпраздновал свадьбу и внезапно умер в ту же ночь, видимо, от инсульта. После его смерти против гуннов восстали покоренные германские племена, и держава гуннов распалась.

Падение императорской власти на Западе
Разгром Аттилы на Каталаунских полях был вершиной славы Аэция. Он приобрел неограниченное влияние при дворе и уже был готов женить своего сына на дочери императора Валентиниана III. Но недруги Аэция склонили императора к мысли избавится от зарвавшегося полководца. В 454 г. на докладе у императора Аэций был убит лично Валентинианом и его камергером. Через 6 месяцев, в 455 г., телохранители Аэция отомстили за смерть военачальника и убили императора Валентиниана. Новым императором был избран сенатор Петроний Максим, который подстроил и устранение Аэция, и убийство Валентиниана.
Через два месяца на Рим обрушились вандалы. Флот вандалов во главе с королем Гейзерихом отплыл из Африки и вошел в устье Тибра. В Риме началась паника, Петроний Максим пытался бежать, но был на улице забит камнями и брошен в Тибр, т. к. именно его считали виновником бедствия. Вандалы беспрепятственно вошли в Рим и устроили грабеж, длившийся две недели. Из Рима были вывезены не только золото и серебро, но вообще все металлы. В свое королевство в Африке вандалы угнали несколько тысяч римлян, захваченных в рабство, в том числе – императорскую семью. После разгрома Рима вандалами слово «вандализм» стало означать безудержное уничтожение культуры и цивилизации. Но вопреки устоявшемуся мнению, вандалы не разрушали зданий и не сожгли город. Но после вандальского нашествия римляне сами стали устраивать каменоломни в древних зданиях. Руины Рима – дело рук самих римлян.
После ухода вандалов хозяином Италии становится германец Рицимер – военачальник, внук вестготского короля. От сената Рицимер получил высокий титул патриций римлян, означавший верховное командование всеми армиями Римской империи на Западе. В течение 17 следующих лет он по своему желанию распоряжался императорским троном – свергал одних и назначал других императоров. За это время сменилось около десятка императоров. Императорская власть на Западе утратила всякое значение. С 457 по 461 г. на императорском престоле находился соратник Рицимера Майориан. Он пытался сохранить остатки римской цивилизации и запретил римлянам разрушать здания собственного города. Майориан попытался возродить Римскую империю на Западе и отправился войной на королевство вандалов, но потерпел поражение. После этого он был арестован и казнен по приказу Рицимера.
Восточный император Лев I тоже пытался влиять на происходящее на Западе. В 467–472 гг. императором в Риме с согласия Рицимера был ставленник Льва I грек Прокопий Антемий. Когда Антемий стал неугоден Рицимеру, он привел в Рим полчища варваров из-за Альп и, казнив Антемия, снова разграбил город.
В 474 г. императорскую власть захватил Юлий Непот, военачальник из Далмации. Через год он был свергнут военачальником Орестом и бежал в Далмацию, где создал собственное независимое государство. Орест в 475 г. назначил императором своего сына-подростка, получившего имя Ромул Август. Из-за своего возраста и полной ничтожности он вошел в историю под именем Ромула Августула («августишка»).
В это время военачальник-германец Одоакр, командовавший армией, состоявшей также исключительно из германцев, решил придать своему воинству статус федератов и потребовал для поселения от Ореста и Ромула Августула треть земель Италии. Орест ответил решительным отказом, и тогда воины Одоакра подняли восстание, убили Ореста и 23 августа 476 г. низложили Ромула Августула. Этот день считается последним днем Западной Римской империи.
Одоакр решил, что на Западе больше не нужен особый император. По его приказу римский сенат отправил в Константинополь императору Зенону императорские инсигнии – корону и пурпурную мантию. Этот акт формально означал восстановление единства Римской империи с центром в Константинополе и объединение в руках Зенона власти и над Востоком, и над Западом. Фактически же весь Запад оказался независимым от власти римского императора.

2. Этнокультурная карта германских племен в первой половине IV в.




Держава Аттилы
Тем временем огромные пространства Европы от Южной Волги до Балтики и Дуная были покорены гуннами. Держава гуннов включала в себя многочисленные германские и ирано-сарматские племена. Собственно гунны – потомки выходцев из Азии – были в ней каплей в море. Под гуннами V в. следует понимать союз многочисленных разноплеменных кочевников под предводительством королей из знатного гуннского рода. Гунны захватили Паннонию (Венгрия) и сделали ее центром своих владений. Гунны долгое время были в мирных отношениях с Римской империей и охотно служили в армиях римских императоров. В 334 г. во главе державы гуннов воцарился Аттила, в правление которого наступает пик могущества гуннов. Аттила стал самой сильной фигурой в Европе. За его жестокость и внушаемый им ужас церковные писатели называли его Бич божий.
В это же время при полубезумном императоре Валентиниане III реальным правителем Западной Римской империи становится военачальник Аэций. Подобно Стилихону Аэций пытался сохранить существование Римской империи в Европе. Аттила несколько лет поддерживал дружественные отношения с Аэцием, в то же время, нападая на границы Восточной империи. До середины V в. Восточная Римская империя платила дань Аттиле. Одновременно Аттила совершал набеги на соседние варварские племена. На Среднем Рейне им было сокрушено королевство бургундов. Аэций позволил оставшимся бургундам поселиться в Юго-восточной Галлии.
В 450 г. восточный император Марциан отказался платить дань Аттиле. В том же году сестра Валентиниана III Гонория, заточенная за любовную связь с придворным в монашеской келье, отправила Аттиле призыв о помощи, приложив к письму свое кольцо. Аттила воспринял это как предложение вступить в брак и потребовал от Валентиниана III выдачи Гонории и половины Римской империи в качестве приданого. Так он намеревался компенсировать неполучение дани. Получив отказ, он в 451 г. вторгся в Галлию. Аэций спешно собрал армию, объединив силы римлян, вестготов, франков и бургундов. На стороне Аттилы сражались гунны и многочисленные германские племена. В Галлии на Каталаунских полях состоялась грандиозная битва, прозванная «битвой народов». Аттила потерпел поражение, но в следующем году вновь вторгся в римские владения, на этот раз – в Северную Италию. Здесь он разграбил Медиолан (Милан) и другие города. Аттила намеревался идти на Рим, но тут к нему прибыл римский папа Лев I, который каким-то образом убедил гунна уйти из Италии. Вероятно, он сказал Аттиле, что в Риме свирепствуют чума и голод.
В 453 г. Аттила отпраздновал свадьбу и внезапно умер в ту же ночь, видимо, от инсульта. После его смерти против гуннов восстали покоренные германские племена, и держава гуннов распалась.

Варварские королевства на Западе
На Западе между 476 и 533 гг. на месте Римской империи существовало 6 крупных варварских (германских) королевств: Вестготское, Свевское, Остготское, Вандальское, Бургундское и Франкское. Кроме них здесь было множество мелких политических образований: территорий под властью бывших римских наместников, самоуправляемых городских территорий, независимых племенных зон. Германские короли Запада считали себя преемниками римского императора и равноправными партнерами императора в Константинополе. Взаимоотношения между германскими королевствами и Византией составляли в ту эпоху круг «большой политики».
Германские короли, считая себя преемниками императоров, отчасти подражали им внешне, а в организации управления своими королевствами использовали пример римской администрации. Варварские короли заимствовали атрибуты императорской власти. Они принимали своих подданных и иностранных послов сидя на троне, в пурпурной мантии и короне. Они выпускали монеты, по облику сходные с римскими (эти монеты были очень крупного номинала и не использовались в обращении, а служили демонстрацией суверенитета). Подобно римским императорам германские короли назначали управлять частями своих королевств дуксов (по-германски – герцогов) и комитов (графов). В некоторых королевствах была частично сохранена римская администрация, в Риме сохранился сенат.
Германцы составляли в этих государствах только 3-4%, максимум – 10% населения. В бывших римских провинциях ими было присвоено от 1/3 до 2/3 земельных владений. Германцы жили по своим законам и обычаям, не вступая в контакты с бывшим римским населением. В некоторых королевствах были даже запрещены браки между германцами и римлянами. Римляне (их часто называют галло-римляне, испано-римляне и т. п.) платили дань германцам, но продолжали жить по римскому праву. Очень важным различием между германцами и римлянами было их вероисповедание. И те, и другие были христианами, но римляне принадлежали к официальной церкви Римской империи – ортодоксально-католической (римско-константинопольской), а германцы в основной своей массе были арианами. Арианское и католическое духовенство враждовало друг с другом. Римляне разговаривали на местных провинциальных диалектах латинского языка (т. н. «вульгарная латынь»), а германцы сохраняли родной язык (на германских языках служилась и арианская литургия). Государственным же языком в германских королевствах Запада оставался латинский язык в его церковном варианте.



3. Причины и сущность явления Великого переселения народов, география и основные этносы-участники.

Великое переселение народов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию.

К началу V века нашей эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания. Одной из главных причин стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремилось в районы с более мягким климатом. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов

Упадок Римской империи

Одной из основных причин средневекового Великого переселения народов стало ослабление Римской империи, вызванное целым комплексом этнических, географических, климатических и экономических факторов.

В политической жизни господствовал деспотизм императорской власти и борьба за власть претендентов на престол из числа видных военачальников, что вылилось в масштабную смуту времен «солдатских императоров» III в. н. э. Армия из ополчения граждан превратилась в профессиональное объединение со все более и более увеличивающимся процентом присутствия представителей варварских народов.

Рост населения в средиземноморском ядре империи привёл к утрате лесных угодий, постепенному опустыниванию, развитию эрозии, переориентации хозяйства на мелкое скотоводство (козы, овцы), примитивизации быта. Обезлюдению ряда ранее плодородных земель способствовал климатический пессимум раннего Средневековья.

Изменялись жизненные устои и ценности римлян. Римская империя позднего времени — это типичное средиземноморское государство, в значительной степени ориентализированное, со слабой армией и смещением центра общественной жизни с внешней политики (война, торговля, экспансия) на празднества, застолья, то есть наслаждение жизнью.

Нарастание напряжённости на границах Римской империи

Внутри империи намечается постепенный сдвиг центра влияния из Италии и Испании в сторону более экономически активной (и не типично романской) Галлии — с большим количеством осадков и более интенсивной торговлей. В свою очередь, германские народы, жившие рядом с границей, все более и более вовлекались в экономическую и политическую жизнь Империи. Пользуясь ослаблением границ после смуты 3 в. н. э., целые народы заселяли приграничные районы, со временем добиваясь юридического признания факта своего присутствия через институт феода, то есть фактически двоевластия на занятых территориях. Собственно римская администрация сохранялась лишь там, где продолжали существовать регулярные римские войска. Так, длительное время римское право действовало в Северной Галлии (государство Сиагрия, уничтоженное лишь в 486 году Хлодвигом), в Северной Италии (Одоакр), в Далмации (до 480 года)

Демографический аспект переселений

Рост благосостояния вследствие возросшей самоорганизации и торговли со Средиземноморьем и Северным Причерноморьем приводит к демографическому взрыву у народов, населявших Скифию и Сарматию, включая и готов (сами готы себя от германцев отличали). Северная Евразия, с её холодным климатом и малоосвоенными в сельскохозяйственном отношении землями, не в состоянии была прокормить всё прирастающее население. Исход на юг, в слабозаселённые территории у границ Римской империи (это в первую очередь бассейн Рейна, Швейцария (римская Реция), Паннония и Балканы) был неизбежен и являлся вопросом времени. Правители Рима ещё более ускорили этот процесс, привлекая наёмников (аланов, готов, гуннов и т. д.) в римскую армию и раздавая их семьям наделы на окраинах империи. На эти территории соседние народы привлекали более мягкий климат, обилие сельскохозяйственной продукции, а также постепенное ослабление правительственного аппарата империи и его большая зависимость от активных и свободолюбивых выходцев из Скифии и Германии.

Усилившиеся бытовые контакты между романским и пришлым населением окончательно укрепили стереотипы, сохраняющиеся в Европе наших дней о представлениях этих двух групп народов друг о друге. Находившееся в кризисе римское государство делало попытки оживить внутреннюю жизнь империи за счёт привлечения предприимчивых северных и восточных наёмников. Однако отношения между римской и «варварской» знатью складывались непросто. Но процесс был начат ещё задолго до нашей эры, когда Рим и создавался усилиями переселенцев из разных стран и народов. Корнелий Сулла уничтожил к 78 году до н. э. почти 5 тыс. знатных римских граждан и враждебные этносы (самниты, этруски). Опираясь прежде всего на наемников, он вводил угодных себе людей в сенат.

Важной опорой режима стали отслужившие солдаты (27 легионов, более ста тысяч человек, нередко бывшие «варвары»), расселённые по всей Италии в колониях, выведенных на земли, полученные от конфискаций (в частности, во всех городах, оказавших сопротивление). Волю получило около 10 тысяч рабов опальных римлян, при этом эти рабы постепенно достигали вершин римского общества. В первые века нашей эры на земли империи были почти полностью переселены агафирсы и бастарны, игравшие заметную роль в развитии Скифии (Сарматии) и затем заметные в жизни империи. Связи Рим — «варварский мир» более тысячи лет были сложны и многообразны, не сводимы лишь к последним векам «бытовых контактов».





2 источник

Первое тысячелетие истории Европы насыщено важными событиями, связанными с кризисом Римского государства и поступательным движением Барбарикума. Значительная часть Старого Света переживала эпоху Великого переселения народов. К началу Переселения западную и южную часть Европейского континента занимала античная цивилизация, существовавшая в государственных рамках Римской империи. В Центральной и Восточной Европе обитали, жившие догосударственным строем, германские, славянские, балтские, финно-угорские, иранские, и другие племена. На Европейском континенте Великое переселение ознаменовано движением германцев. Почти одновременно с ними из Азии в Европу хлынули многочисленные кочевнические племена и племенные объединения, вызвавшие значительные передвижения среди местных народов.

Многие народы в поисках новых мест обитания и лёгкой наживы оставляли насиженные места и «пускались в те великие и сказочные странствия, которые положили начало образованию народов в древней и новой Европе». Римская империя, раздираемая внутренними противоречиями, стала объектом устремлений варварских племён. Сначала это были германцы, которых сменили гунны, а позже авары и славяне. В ходе Великого переселения народов произошла гибель античной цивилизации и падение Римской империи. В её западной части сформировались «варварские королевства», созданные германцами. В восточной сложилась Византийская империя, смирившаяся с утерей значительной части своей территории к югу от Дуная, занятой славянами (и частью тюркоязычными болгарами). Германцы и славяне в ходе Переселения расселились на обширной территории от Британии, Галлии и Испании до Финского залива, Верхней Волги и Дона. Сформировалась новая средневековая цивилизация. Вследствие смешения латинизированного населения бывших римских провинций с варварами сформировались романские народы. Все это существенным образом сказалось на этнической карте Европы: многие народы исчезли с лица земли. Политическая и этническая карта Европы, сложившаяся после Великого переселения народов, в основном продолжает существовать до наших дней, ибо этнополитических метаморфоз, подобных Великому переселению народов, история Европы больше не знала.

Системное изучение Великого переселения народов позволяет определить его как особый период исторического развития, когда на значительном историческом пространстве (уже не Античность, но ещё не Средневековье), ограниченном конкретными хронологическими рамками (II-VII вв.) и определённой территорией (Европа, Азия, Африка), взаимодействие варварства и цивилизации достигло своей наиболее интенсивной фазы. Результатом этого взаимодействия, как следствия взаимопроникновения и взаимоуничтожения римского и варварского миров, явилось зарождение нового типа цивилизации.

Великое переселение народов как временной «зазор» между Античностью и Средневековьем делится на три этапа. Первый (II-IV вв.) – «германский», охватывает время от Маркоманнских войн до Адрианопольского сражения. Второй (IV-V вв.) – «гуннский», между Адрианопольским сражением и битвой на Каталаунских полях. Третий этап (VI-VII вв.) – «славянский», связан с передвижением в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европе славянских племён. Этапы Переселения отличаются характером этнического состава участников Переселения, позицией мигрирующих племён, основными акцентами противостояния и взаимодействия, направлением миграций и их результатом.

В эпоху Переселения народов tanta scriptorum turba продолжали искать ответ на тривиальный вопрос – что скрывается под ёмким понятием «варвар». Как известно, ассоциативный образ «варвара» сформировался античной исторической мыслью уже до начала Переселения. Семантика термина раскрывалась в рамках антитезы «эллины – варвары», «римляне – варвары». Три круга ассоциаций делали восприятие этого образа автоматическим. Первый – этнический. «Варвар» – это иностранец, чужеземец, человек, проживающий вне границ данного государства. Второй круг – этический. Он заключался в формуле: «варвар – это не римлянин», тот считался варваром, кто не обладал пайдейей, греческим воспитанием и образованностью. И, наконец, третий круг – филологический. Незнание греческого и латинского языков – верный признак варварства.

Термин «варвары» использовался современниками Переселений в качестве самой общей дефиниции конгломерата племён, населявших как ближнюю, так и дальнюю периферию античного мира. Образ варвара в период Великого переселения народов традиционно следовал оппозиции «варвары – не римляне». Контраст между Барбарикумом и античным миром в это время достиг своей предельной остроты и напряжённости. В целом содержательная характеристика варваров основывалась на балансе неприятия и заинтересованности. Эта тенденция отразилась в лексике сочинений как латинских, так и грекоязычных авторов. В подавляющем большинстве случаев понятие «варвары» привязывалось к военному контексту и, как правило, сопровождалось словами «разрушили», «осадили», «опустошили», «совершили нападение». В ходе расселения варварских племён в империи частота его употребления заметно сокращалась. Из этого вовсе не следует, что исчез барьер взаимного отчуждения римлян и варваров. «Варвары» воспринимались как поле особой опасности уже внутри империи, хотя эпицентр варварства (Barbavron,barbarikou cwvrou, barbaricum solum), по мнению современников, находился не в империи, а за её пределами. Barbaricum solum – это прежде всего пространство для передвижений варваров, причём непрерывных передвижений (??????????????). Современники Великого переселения относили к варварами не все народы, отличающиеся от римлян, а лишь дикарей, обитателей отдалённых стран. Варвара как такового характеризовало именно его «место обитания» – Барбарикум. Типичная среда варвара – лесная чаща, труднодоступная, а значит таящая опасность, богатая растительностью, а поэтому тёмная. В качестве Барбарикума, места обитания варваров, фигурируровали большие невозделанные пространства или сумрачные области, расположенные у крайних пределов земли. Все это, по мнению римлян, препятствовало зарождению и развитию цивилизации, способствовало сохранению у жителей Барбарикума примитивного образа жизни. Изменение отношения современников к варварам в ходе Переселения отразилось в частоте использования самого слова «варвар». По мере того, как варвары осваивались на римской земле, показательным стало использование вместо понятия «варвары» других слов-эквивалентов. К примеру, общеупотребляемые слова manus globus, gens, populus, exercitus , или конкретные этнонимы, нередко в сочетании – populus Alamorum, gens Francorum. Понятие «варвары» фигурировало уже не так часто, но оно становится более жёстким. «Варвар» – это не просто невежественный чужеземец, но прежде всего крайне агрессивный и непредсказуемый чужеземец, носитель разрушительного начала. Множественность варваров, их многочисленность в глазах современников Переселения ассоциировалось с «толпой», чаще – «войском». Толпа, неорганизованная масса варваров характеризуется как «перемешанная» (permixta, mixta, immixta), «беспокойная» (tumaltisa), «небоеспособная» (imbellis). Для людей того времени варвар – негативный «иной». Модель поведения варваров заключала в себе прежде всего агрессию. Одновременно, на фоне негативного варварского стереотипа появились новые оттенки образа варвара. С IV в. он уже не только враг (???????), неприятель (????????), но союзник-друг (??????), симмах, энспонд, федерат. В период между Адрианополем и Каталаунами стратегия неприятия варваров выстраивалась на более нейтральном образе «чужого», а не только на образе «врага». В привычном обиходе греко-язычной интеллектуальной элиты IV-V вв. были термины ??????????????????????. Уже в первой половине V в. различались «варвар» (????????) и «иностранец» (??????). Ещё раз отметим, что понятие «варвар» как невежественный, агрессивный разрушитель окончательно оформилось в эпоху Переселений. В этом общепринятом, обиходном значении оно пережило её и, пройдя через Средневековье и Новое время, дошло до наших дней.

Великое переселение народов, как системный процесс взаимодействия Барбарикума и античной цивилизации, сформировало уникальное этническое пространство. Под этническим пространством подразумевается вся совокупность племён и народов, связанных с конкретным историческим явлением и его образом в истории. Этническое пространство, созданное Великим переселением, отличалось многослойностью. Оно представлено германскими, алано-сарматскими, тюркскими, славянскими, италийскими, кельтскими, рето-этрусскими, иберийскими, скифскими, синдо-меотскими, фракийскими, македонскими, иллирийскими, финно-угорскими, кавказскими, мидийскими, балтскими, греческими, малоазийскими, армянскими, семито-хамитскими и африканскими племенами. Среди них можно выделить племена-аборигены и пришлые, инертные и динамичные, племена и народы, населявшие земли Римской империи, её провинций, и племена Барбарикума.

К числу инертных участников Великого переселения можно отнести, главным образом, жителей римского мира, всех народов, населявших Римскую империю и её провинции. Так, жители Италии, практически не меняя мест своего обитания, испытали мощный напор Барбарикума и выдержали не одну волну переселений. Специфическая особенность этнического пространства этого региона сложилась уже в преддверии Великого переселения. Она заключалась в готовности населявших Аппенинский полуостров многочисленных народов к военным и торговым контактам с племенами Барбарикума. Сюда следует отнести и возросшую «внутреннюю», в границах Римского государства мобильность населения, связанную с захватом Римом огромной территории от берегов Рейна, от Альпийских гор до океанского побережья, включая области Пиренейского полуострова. Организация этих территорий в римские провинции и постепенная их романизация приводили к разрушению этнической замкнутости Галлии и Испании. Здесь этническое пространство размывалось социализирующей направленностью римской цивилизации.

Осколки исчезнувшего кельтского мира в целом оказались в стороне от активного участия в миграционных процессах Великого переселения. Известно, что кельты упорно сопротивлялись римлянам. Однако им не удалось устоять перед германцами. После ряда военных неудач, потеряв часть завоёванных земель, кельтское население концентрируется в Средней Европе от Британии до Карпат. Не исключено, что некоторые кельтские племена оказались вовлечёнными в походы, вторжения и грабительские экспедиции племён Барбарикума, особенно на первом этапе Переселения народов. Длительные набеги скоттов на западные берега Британии, постепенное и методическое освоение ими большей части Каледонии не типичный пример миграционной активности кельтов в эпоху Переселения.

Часть этнического пространства Великого переселения народов составлял мир фракийских, иллирийских и греческих племён. Их можно также отнести к блоку инертных участников Переселения. Фракийцы, иллирийцы и греки находились между кельтским миром на западе, германским – на севере и скифо-сарматским – на востоке. Неоднократно районы обитания этих племён до и особенно в период Великого переселения являлись эпицентром многих миграций. Основные события первого этапа Переселения (Маркоманнские войны во II в., готские вторжения на Балканы в III в., борьба племён за Дакию после 270 г., Сарматские войны середины IV в. на Среднем Дунае) сопровождались расселением мигрирующих племён в иллирийском и фракийском мире. Через населённые иллирийцами и кельтами провинции Норик и Паннонию в течение четырех столетий в Италию двигались бурные полиэтничные миграционные потоки.

В контекст этнического пространства эпохи Переселения вписалось и население малоазийского и ближневосточного регионов. Морские набеги причерноморских племён потрясли до основания Каппадокию, Галатию, Вифинию, Понт, Азию, Киос, Родос, Крит, Кипр. Племена европейского Барбарикума проникают вглубь Малой Азии и приходят в тесные соприкосновения (не только враждебные, но и и мирные) с иноэтничным миром местных племён. Прослеживается чёткая безусловная связь первых шагов распространения христианства у германцев в результате контактов с жителями Каппадокии. Роль малоазийского и ближневосточного этнического компонента в Великом переселении народов можно определить как пассивную по отношению к миграционным процессам. Но эти племена, будучи, главным образом, «зрителями» Переселения, все же дали ему дополнительный импульс, способствуя распространению в варварском мире христианства.

Агрессивную, наступательную позицию Барбарикума разделяли не все населявшие его племена. Инертным, безразличным к миграциям оставался мир балтских племён. На первом этапе Переселения спокойная, размеренная жизнь этих племён, их замкнутый, непритязательный уклад были нарушены движениями готов к югу и миграционной волной сарматских племён в район Среднего Подунавья. Внутренние стимулы к переселению у балтов отсутствовали. На незначительные передвижения их подталкивали лишь миграции соседних народов. Будучи инертными в противостоянии «варварский мир – римская цивилизация», балты сыграли значительную роль в стабилизации особого жизненного цикла отдельных регионов Барбарикума. Косвенным образом они способствовали окончательному сплочению славян – лидеров третьего этапа Переселения.

Подобно балтам финно-угорские племена не проявляли миграционной активности вплоть до VI в. Занимая значительные территории от нынешних районов Западной Белоруссии до предгорий Урала, они не были однородными. Разные группы племён этого этнического пространства пересекались и взаимодействовали с лидерами Великого переселения народов – германцами и гуннами. Одни племена вошли в состав «государства Эрманариха», другие – сыграли значительную роль в процессе этногенеза западных гуннов. Отметим, что в то время, когда в Центральной Европе бушевали Маркоманнские войны (166-180 гг.), знаменовавшие начало первого этапа Переселения, в степях Южного Урала в ираноязычном и угро-финнском этническом пространстве уже начал формироваться лидер следующего этапа Переселения – гунны.

Активными, динамичными участниками Великого переселения, лидером и катализатором передвижений выступали германские, тюркские, славянские, алано-сарматские племена.

Германское этническое пространство эпохи Переселения народов являлось одним из наиболее значительных. Уже в начале Переселения германцы занимали обширные территории, преимущественная часть которых отмечена экстремальными географическими и климатическими условиями: огромные леса, обилие рек, озёр, непригодность многих территорий для земледелия и животноводства. Они постоянно испытывали на себе военный и цивилизационный натиск римского мира, особенно усилившийся на рубеже тысячелетий. Как следствие, сформировался довольно высокий уровень мобильности германских племён. Он отражал прежде всего адаптационные возможности и свойства германского этнического пространства. Помимо этого, мобильность германцев символизировала их особую социальную адаптацию. Не только витальные потребности стимулировали движение племён. Грабежи, покорение соседей, разбой в близлежащих римских провинциях, взятие городов, гибель императоров и видных римских военачальников – это и акты самоутверждения, демонстрации мощи племён, из принадлежность к отмеченным традицией победителям и лидерам Барбарикума. «Экспозиция» истории германского этнического пространства весьма представительна. Здесь и обилие названий племён, различные формы проявления их активности, значительный географический размах передвижений, пульсирующий характер расселения, многовариантность договорных отношений с Римом и Византией. За относительно короткий исторический период миграции германцев охватили основные регионы ойкумены – Европу, Азию, Северную Африку. Они способствовали возникновению основных «линий разломов», конфликтных зон в европейской «модели» Переселения. Миграционный опыт германцев различен. Он представлен различными типами миграций: переселение племён, движения отдельных дружин, «профессиональная» миграция (телохранители при императорских дворах), «деловая» миграция (германские ремесленники и купцы). Германское этническое пространство за многие века переселения создало своеобразный «миграционный стандарт», который использовался и другими племенами. Он, к примеру, включал «сценарий» поведения варваров в стереотипных ситуациях (походы, вторжения, переговоры) и стандартный набор их претензий к империи. Различная степень зависимости от римского мира порождала в германском этническом пространстве и различные импульсы консолидации. Их высшим проявлением стали «большие» племена. В ходе Переселения менялась не только горизонтальная динамика варварского мира, его «картина» (вовлечение в переселение все новых и новых племён). Существенные перемены происходили и внутри него. Стремительно менялась этно-социальная вертикаль, внутренняя эволюция двигавшихся племён, их потестарное развитие. Начинал переселение один народ, заканчивал – совсем другой. Многим германским племенам довелось заплатить большую цену за познание принимающего их римского мира.

Волны миграционных потоков привели в Европу ряд алано-сарматских и тюркских племён. Ираноязычные алано-сарматские племена сыграли значительную роль в становлении народов Восточной Европы, являлись одним из компонентов этногенетических процессов Юго-Восточной Европы и лишь косвенным образом воздействовали на аналогичные процессы в западноевропейском регионе.

Совершенно очевидно, что в миграционных процессах водные бассейны играли столь же большую роль, как и в жизни крупнейших цивилизаций. В эпоху Переселения народов направление передвижения значительного большинства племён, образующих алано-сарматское этническое пространство, определялось не только наличием в данном районе очага цивилизации, но и наличием водных ресурсов. Зачастую эти два фактора совпадали. Танаис безусловно играл такую же роль в истории Восточной Европы, как Рейн для Западной или Истр для Юго-Восточной. Вокруг Меотиды концентрировался и консолидировался ираноязычный племенной мир, также как, например, греческий вокруг Эгейского моря или итало-лигурийский в Запдном Средиземноморье.

В эпоху Великого переселения народов по обширным пространствам Великого пояса степей, тянувшегося от Паннонии до Забайкалья, были сосредоточены различные тюркские племена. Они создали особое этническое пространство. Территории, над которыми устанавливался контроль того или иного кочевого сообщества и с которыми эти кочевники себя идентифицировали, представляли собой своеобразный ареал кочевания племён. В отличие от других варварских миров граница этого ареала не являлась границей тюркского этнического пространства. Этой границей был тот круг людей, который составлял данное кочевое сообщество, принадлежность к которому определялась отшлифованными нормами родства. Тюркский варварский мир – рассеянная пространственная структура. Евразийский степной коридор лишь одна из важнейших межконтинентальных артерий, по которой в Европу шли миграции различных гуннских племён, а впоследствии аваров и булгар. В эпоху Великого переселения народов существовало представление, что волны враждебных римской цивилизации кочевников выплёскивались Меотидой и Танаисом. Идеи о вторжении «варваров» с востока господствовали вплоть до эпохи Возрождения. Кочевники тюркского этнического пространства в эпоху Великих переселений овладели различными средствами адаптации к встречающимся на их пути осёдлоземледельческим племенным мирам: периодические набеги, регулярные грабежи, навязанный «вассалитет», данничество.

Среди тюркских племён складывалось представление о большей престижности военных грабительских походов и завоеваний, в сравнении с мирным трудом. Это накладывало отпечаток на жизнь этих варваров-кочевников, служило основой для формирования у них культов войны, воина-всадника, героизированных предков. В эпоху Великого переселения народов преимущество варваров-кочевников во многом определялось наличием у них верховых животных, в то время имевших особенно важное военно-стратегическое значение.

Для реализации экспансии создавались «племенные» конфедерации, вождества. Экспансия, направленная против крупной цивилизации, в данном случае византийской, создавала новые средства адаптации – кочевую «империю». Сокрушительный эффект степных кочевых «империй» Европа испытывала в течении нескольких столетий.

Нарастающая интенсивность «кочевого марша» тюркских миграций на запад, условно определяемых как «миграция миграций», в значительной степени «увязла» благодаря славянским переселениям.

Славянское этническое пространство эпохи Великого переселения народов формировалось под воздействием разнообразных факторов. Этот обширный племенной мир, как и другие, не был изолированной частью Барбарикума. Славяне этого времени отличались особой интенсивностью межэтнических контактов. Имели место как столкновения племён, так и мирное их соседство, в том числе с балтами, сарматами, германцами, фракийцами, иллирийцами, с некоторыми тюркскими племенами. С течением времени славянские племена менялись, смешиваясь с другими народами, воспринимая их культуру, но не утрачивая при этом своей этнической принадлежности. Пройдя через Великое переселение народов, славянские племена делились, объединялись, создавая многочисленные племенные образования с новыми названиями.

Отличительная особенность славянского племенного пространства – его относительная удалённость от римского мира. Находясь на периферии Барбарикума, славянские племена тем не менее активно включились в миграционные процессы. Можно полагать, что миграционные процессы у славянских племён являлись своего рода адаптацией к предшествующим миграциям других племён и их результатам. Приближаясь к границам римской цивилизации, славянские племена не первых порах не стремились, однако, к взаимодействию и развёрнутым контактам с этим миром. Последующая активность славян в отношении империи была во многом спровоцирована самой империей, а также появлением аварских племён. Славянские племена, начав продвижение на юг и завершив расселение по Балканскому полуострову в VI-VII вв., сливались с фракийцами, иллирийцами и кельтами. Они растворили в своей среде тюркоязычных булгар, вступали в контакты с эпиротами, греками и положили начало южнославянским этносам.

Этническое пространство Великого переселения народов состоит из двух взаимосвязанных компонентов. Первый – это племена и народы, которые являлись реальными участниками исторических событий эпохи Переселения. Второй компонент – это система представлений об этих племенах, которая создавалась как античной и раннесредневековой письменной традицией, так и современными национальными историографиями. Иногда эти компоненты вступают в противоречие. Ключевым элементом в системе представлений был этноним. В эпоху Переселения народов он выполнял функцию своеобразного универсального «языка общения» между варварским миром и римской цивилизацией. Он служил своеобразным «паролем», регулятором межэтнических связей.

И, наконец, каковы же причины явления, получившего название Великого переселения народов? Качественные сдвиги в хозяйственной жизни германских и славянских племён накануне Великого переселения, привели к росту общественного богатства и большого числа людей не занятых производительным трудом. Племенная элита испытывала потребность в накоплении богатств, средством добывания которых становились походы в Империю. Эти походы готовили почву для последующих переселений на земли Римского государства. При этом Римская империя играла активную роль, зачастую стимулируя варваров к миграциям. Появление гуннов в Центральной Европе резко ускорило миграционные процессы. Причины их переселения несколько иные, чем у оседлых народов. В большей степени они связаны и с природными факторами, влияние которых на номадические общества сильнее, чем на земледельческие. «Кочевнический фактор», в соединении с фактором социально-экономических сдвигов в германском и славянских обществах, с фактором кризиса Римской империи, дал импульс к запуску практически безостановочного миграционного процесса на просторах Европы во II-VII вв.





4. Взаимоотношения варварских племен с римским правительством и другими варварскими племенами в IV – V вв.

В социальной революции, уничтожившей рабовладельческую формацию в Средиземноморье, участвовали внутренние и внешние силы. Внутри Римской империи носителями новой, феодальной, тенденции были владельцы поместий нового типа, шедшие по феодальному пути, и находившиеся у них на службе гражданские и военные служилые люди. Феодализация охватила широкие массы населения — прежде всего колонов и другие категории мелких зависимых держателей земельных наделов, которых римское законодательство последовательно и настойчиво сближало с рабами, посаженными на землю.

Второй, внешний, лагерь участников социальной революции, сокрушившей Римскую рабовладельческую державу, составляли варвары. В IV—V вв. соотношение сил между Римской империей и варварской периферией изменилось в пользу варваров. Племена, окружавшие империю, выросли численно и усилились в экономическом и военном отношении. В последнее столетие существования Римской империи происходили многочисленные вторжения варварских племен из-за рейнской и дунайской границ на римскую территорию. Варвары расселились на землях западной половины империи и образовали свои королевства.

Рассматривая социальную революцию, происшедшую на рубеже античности и средневековья, нельзя смешивать субъективные цели и объективные результаты деятельности различных социальных сил. Субъективно, по своим осознанным ближайшим интересам, население Римской империи и вторгавшиеся в нее варвары-завоеватели обычно оказывались врагами. Завоеватели несли смерть и разорение населению империи. Если императоры или отдельные магнаты вступали в союз с варварскими племенами, чтобы использовать их в борьбе за власть либо для защиты от вторжения других варварских племен, то земли для поселения варваров-союзников отводились опять-таки за счет местного населения.

Взаимоотношения между населением Римской империи и варварами, расселявшимися в IV—V вв. на ее территории, зависели от конкретных условий. В одних случаях варвары предпринимали насильственные завоевания, а правители империи и по мере сил ее население, особенно жители укрепленных городов, оказывали им сопротивление. В других случаях варвары проникали на территорию империи как союзники, которым отводились земли для поселения. Тогда производился раздел земли и другого имущества, а также рабов между варварами и местными землевладельцами-рабовладельцами. Иногда случался переход отдельных лиц или групп населения империи на сторону варваров.

Но главное состояло в том, что большинство населения империи, недовольное существовавшим в ней положением и в той или иной форме боровшееся фактически против рабовладельческого строя (путем народных движений, перестройки производства на феодальный лад, политического обособления крупных земельных владений, приобретавших черты феодальных поместий, и т. п.), и вторгавшиеся в нее варвары делали общее историческое дело — сокрушали Римскую рабовладельческую империю, т. е. были объективными союзниками в социальной революции, уничтожавшей существовавшую формацию и расчищавшей почву для следующей, феодальной формации. Переход от античности к феодальному средневековью был долгим и мучительным процессом как для народных масс поздней Римской империи, так и для варваров — участников Великого переселения народов.

В III—V вв. в Средней и Юго-Восточной Европе возникли многочисленные военно-племенные союзы. В Северном Причерноморье сформировался готский союз. Готы — восточногерманское племя, которое в начале нашей эры жило на южном побережье Балтийского моря, в устье Вислы, а во II в. переселилось из Прибалтики в Причерноморье. Готский союз включал в себя две основные племенные массы: вестготов (западных готов) в низовьях Днестра и остготов (восточных готов) в низовьях Днепра. Готы жили на территории, непосредственно примыкающей к Черному и Азовскому морям. Во главе готов стояли военно-племенные вожди — конунги. Другие племенные союзы тоже возглавлялись подобными предводителями.

За Рейном и Дунаем сложились и другие военно-племенные союзы германцев. Они располагались на территории от Рейна на западе до Вислы на востоке, от верхнего и среднего Дуная на юге до Северного и Балтийского морей на севере; северные германские племена жили на Скандинавском полуострове, а также на Ютландском полуострове (на территории современной Дании), где в III—V вв. были известны юты и англы.

Германские племена, обитавшие в Средней Европе, принято делить на западные (от Рейна до Эльбы) и восточные (от Эльбы до Вислы). Среди западных германцев выделялись могущественные союзы франков (на среднем и нижнем Рейне) и их восточных соседей — саксов, алеманнов (в верховьях Рейна и Дуная), лангобардов (живших по левобережью средней и нижней Эльбы). Среди восточных германцев наиболее известными были племенные союзы бургундов, свевов, вандалов и маркоманнов. Бургунды обитали в низовьях Одера и по южному побережью Балтийского моря; свевы — между средней Эльбой и средним Одером; вандалы — между средним Одером и средней Вислой; в верховьях Эльбы жили маркоманны, занимая территорию до верхнего Одера на востоке и до среднего Дуная на юге.

Начиная с верховьев Одера и Вислы, на юг и восток в сторону Черного моря и до верховьев Оки и Волги простиралась обширная территория, заселенная славянскими племенами. К северу от славян размещались балтийские племена.

Племена, жившие по соседству с Римской империей за Рейном и Дунаем, еще с III в. усилили свой натиск на империю. Под давлением готов Рим в III в. отвел свои войска и часть римских колонистов из Дакии (территория современной Румынии).

В нападениях варварских военно-племенных союзов на Римскую империю в IV—V вв. приняли участие не только германские, но и другие племена, обитавшие к этому времени в Средней и Юго-Восточной Европе вперемежку с германскими племенами или продвинувшиеся в Среднюю Европу под давлением гуннов с востока. Например, германцы — вандалы и свевы вместе с ираноязычным племенем аланов(Аланы — потомки скифского племенного союза сарматов, сорванные Великим переселением народов с места своего обитания в бассейне Дона.) во второй половине IV и в начале V в. совершили грандиозное переселение из Средней Европы через Подунавье и Южную Галлию сначала в Испанию, а затем в Северную Африку.

Вторжение гуннов с востока в Южную Европу в 70-х годах IV в. обострило взаимоотношения между европейскими народами: многие из них оказались сдвинутыми с места и начали переселяться, тесня соседей. Основной поток Великого переселения народов хлынул в западном направлении — на земли Римской империи.

Гунны, пестрая по своему этническому составу орда, включавшая в себя прототюркские, возможно, протомонгольские, угрские и другие племена, производили устрашающее впечатление на европейские народы своим непривычным внешним видом, образом жизни и военными обычаями. Многочисленная гуннская конная орда оказалась страшным врагом для оседлых земледельческих народов. Они не смогли оказать гуннам достаточного сопротивления. Двигаясь с востока, гунны в начале 70-х годов IV в. перешли Волгу и напали на аланов, обитавших к юго-востоку от Дона в Приазовье. Часть аланов они подчинили себе и включили в свою орду; эти аланы двинулись затем вместе с гуннами дальше на запад. Другая часть аланов ушла от гуннов на Кавказ, где и осела; вместе с местными этническими группами они стали предками осетин.

Расправившись с аланами, гунны в 375 г. обрушились на остготов в Северном Причерноморье и разбили их. Часть остготов была включена в гуннское племенное объединение, а другая часть бежала за Дунай на римскую территорию, последовав за вестготами.

Вестготы, спасаясь от гуннов, обратились к восточноримскому императору Валенту с просьбой разрешить им поселиться в империи в качестве федератов и получили согласие. Таким образом, формально переселение вестготов на римскую территорию произошло с согласия империи, но фактически она вряд ли смогла бы противодействовать этому переселению. Аммиан Марцеллин сравнивает многочисленную массу готов-переселенцев с ливийским песком, поднимаемым ветром. Бросив почти все свое имущество, они переправлялись через Дунай на кораблях, лодках, плотах и вплавь, причем многие тонули.

По договоренности с правительством империи вестготы должны были получить от римлян продовольствие на первое время и земли в пограничной области. Со своей стороны, вестготы обязывались служить в римских войсках. Но римские чиновники медлили или не справились с выполнением договора. Среди вестготов, окруженных римской охраной, начался голод. Римские работорговцы скупали у них за бесценок сначала рабов, а затем и их собственных детей. Все это вызвало возмущение готов, и они восстали. На их сторону перешли рабы — их соплеменники, а также рудокопы золотых приисков Фракии, находившиеся в очень тяжелом положении. Эти местные жители послужили готам проводниками. Император Валент призвал к себе на помощь Грациана, правителя западной половины империи. Однако события развернулись гак, что Валент был вынужден вступить в сражение с готами, не дожидаясь подхода Грациана.

Сражение римлян с готами произошло в 378 г. у г. Адрианополя (совр. Эдирне) во Фракии, западнее Константинополя. Римское войско было разбито; в бою погиб и император Валент. Затем готы рассыпались по окружающим местностям, занимаясь грабежами. Попытки готов захватите Адрианополь и другие города оказались безуспешными ввиду решительного сопротивления горожан и неумения германцев вести правильную осаду городов. Подойдя к Константинополю, готы встретили сопротивление со стороны горожан и наемной арабской конницы; это заставило их отойти от столицы.

Новым императором стал известный полководец Феодосии (379—395), которому в п