Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «История»
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / История | Просмотров: 2417 | Комментирии: 0 | 29-12-2013 00:26


Контрольно-измерительные материалы
по дисциплине «История»




СОДЕРЖАНИЕ




1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
стр.

3
2. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

5
3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
6
4. КРИТЕРИИ ПО ВЫСТАВЛЕНИЮ БАЛЛОВ
49

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тест предназначен для студентов 1 курса.
Вопросы подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку студентов по усвоению соответствующих профессиональных компетенций изученной дисциплины.
Предлагается пакет тестовых заданий по оценке качества подготовки студентов. Пакет содержит проверочные тесты, с помощью которых преподаватель может проверить качество усвоения пройденного материала:
 часть 1 – 20 заданий с кратким ответом – проверка теоретических знаний (задания закрытого типа);
 часть 2 – комплексный практический тест с 10-ю заданиями закрытого типа;
 часть 3 – комплексный практический тест с 1-м заданием открытого развернутого типа.
Первая часть – информационный тест, включающий в себя 20 заданий на выбор правильного ответа.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 40.
Вторая часть – комплексный тест, включающий в себя десять заданий следующих видов:
 множественный выбор;
 установление соответствия;
 установление правильной последовательности;
 закончить предложение.
За каждый правильный ответ – 4 балла.
Максимальное количество баллов – 40.
Третья часть (проверка практических знаний и умений) – комплексный практический тест, включающий в себя одно задание открытого типа с развернутым ответом.
За правильный ответ – 4 балла.
Максимальное количество баллов – 20.

Сводная таблица с критериями баллов
Части Баллы
I 40
II 40
III 20
Итого (макс. баллы) 100





Критерии оценок
Баллы Оценки
81-100 5
51-80 4
30-50 3
Менее 30 баллов перезачет

Время выполнения тестовых заданий: 90 минут астрономического времени.


2. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ ПО ОКОНЧАНИЮ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

уметь:
• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
знать/понимать:
• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
• периодизацию всемирной и отечественной истории;
• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
• основные исторические термины и даты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



3. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1 семестр
Часть 1.
Вариант 1.
1. Сколько династий фараонов было в Древнем Египте?
а) 40;
б) 30;
в) 20;
г) 10.
2. Государственное устройство в Афинах:
а) демократия;
б) олигархия;
в) республика;
г) монархия.
3. Хаммурапи был царем в:
а) Древнем Египте;
б) Вавилоне;
в) Китае;
г) Ассирии.
4. Причины гибели Римской империи?
а) восстание рабов;
б) экономическая несостоятельность рабства;
в) извержение вулкана;
г) нашествие варваров.
5. Полноправные граждане Спарты:
а) спартанцы-воины;
б) земледельцы;
в) торговцы;
г) ремесленники.
6. В каком государстве появилось конфуцианство:
а) в Японии;
б) в Китае;
в) в Индии;
г) в Османской империи.
7. Что такое джихад:
а) святая война;
б) священная война;
в) религиозная война;
г) народная война.
8. Как называется верховенство божественной власти над светской:
а) демократия;
б) богословие;
в) монархия;
г) теократия.
9. Кто оспаривал церковные догматы:
а) монахи;
б) еретики;
в) крестьяне;
г) реформаторы.
10. Как византийцы называли свою империю:
а) Ромейская;
б) Римская;
в) Российская;
г) Священная.
11. Крещение Руси было при:
а) Рюрике;
б) Ольге;
в) Владимире I;
г) Ярославе Мудром.
12. Кто пригласил Рюрика на княжение:
а) новгородцы;
б) киевляне;
в) москвичи;
г) тверичи.
13. Какого князя называли «воин»:
а) Олега;
б) Игоря;
в) Святослава;
г) Ярослава.
14. Как назывался первый письменный свод законов:
а) «Русская правда»;
б) Судебник;
в) Соборное уложение;
г) Конституция.
15. Образование Древнерусского государства произошло в:
а) 862 г.;
б) 882 г.;
в) 988 г.;
г) 1147 г.
16. При Иване IV основой армии становятся:
а) казаки;
б) стрельцы;
в) рекруты;
г) дворянское ополчение.
17. Кто выдавал себя за "воеводу царя Дмитрия":
а) Василий Шуйский;
б) Иван Болотников;
в) Юрий Отрепьев;
г) Кузьма Минин.
18. Назовите первого императора России:
а) Иван IV;
б) Борис Годунов;
в) Алексей Михайлович;
г) Пётр I.
19. Определите дату окончательного закрепощения крестьян:
а) 1497;
б) 1550;
в) 1649;
г) 1861.
20. Ливонская война была при:
а) Иване IV;
б) Алексее Михайловиче;
в) Петре I;
г) Екатерине II.
Вариант 2.
1. В Афинах армия была:
а) наемная;
б) ополчение;
в) кадровая;
г) рекрутская.
2. Сколько веков существовала Римская цивилизация?
а) 12;
б) 13;
в) 14;
г) 15.
3. Как назывались первые государства в Древнем Египте?
а) полисы;
б) республика;
в) номы;
г) царства.
4. При каком императоре в Китае началось строительство Великой китайской стены?
а) Цинь Шихуанди;
б) Ашоке;
в) Шан Яне;
г) Хаммурапи.
5. Государственное устройство в Спарте:
а) олигархия;
б) демократия;
в) деспотия;
г) республика.
6. Как называется движение за обновление церкви:
а) революция;
б) секуляризация;
в) ионизация;
г) Реформация.
7. Кем провозгласил себя Иэясу Токугава в Японии в 1603 г.:
а) царем;
б) тираном;
в) сегуном;
г) императором.
8. Глава римской католической церкви:
а) царь;
б) патриарх;
в) император;
г) папа.
9. Какая религия была в Византии:
а) буддизм;
б) индуизм;
в) христианство;
г) иудаизм.
10. Какая наука была главной в Средние века в Западной Европе:
а) философия;
б) математика;
в) теология;
г) история.
11. Первое упоминание о Москве в летописи:
а) 988 г.;
б) 1147 г.;
в) 1240 г.;
г) 1480 г.
12. Основатель династии московских князей:
а) Юрий Долгорукий;
б) Александр Невский;
в) Даниил;
г) Иван Калита.
13. При каком князе произошла Куликовская битва:
а) Юрий Долгорукий;
б) Александр Невский;
в) Даниил Александрович;
г) Дмитрий Иванович.
14. Объединил Новгород и Киев и образовал Древнерусское государство:
а) Рюрик;
б) Олег;
в) Игорь;
г) Ольга.
15. Кто установил уроки и погосты:
а) Олег;
б) Ольга;
в) Святослав;
г) Владимир I.
16. Первый выборный царь в России:
а) Михаил Романов;
б) Борис Годунов;
в) Василий Шуйский;
г) Федор Иванович.
17. Кто выдавал себя за Лжедмитрия I:
а) Василий Шуйский
б) Иван Болотников;
в) Дмитрий Пожарский;
г) Юрий Отрепьев.
18. Назовите годы Северной войны:
а) 1558-1583;
б) 1598-1613;
в) 1700-1721;
г) 1773-1775.
19. При каком царе произошёл "Медный бунт”:
а) Михаил Романов;
б) Алексей Михайлович;
в) Федор Алексеевич;
г) Петр Алексеевич.
20. За кого выдавал себя Емельян Пугачев:
а) за императора Петра I;
б) за императора Петра II;
в) за императора Петра III;
г) за императора Павла I.
Вариант 3.
1. Первый Римский император:
а) Цезарь;
б) Октавиан Август;
в) Траян;
г) Константин.
2. Гражданами Афин были:
а) все население;
б) все, имеющие собственность;
в) свободные греки, имеющие собственность;
г) богатые.
3. Какой народ изобрел колесо:
а) египтяне;
б) шумеры;
в) греки;
г) китайцы.
4. Государственное устройство в Древнем Египте:
а) демократия;
б) олигархия;
в) республика;
г) деспотия.
5. Патриции в Древнем Риме – это:
а) полноправные;
б) неполноправные;
в) рабы;
г) иноземцы.
6. Тип правления, при котором высшая власть принадлежит духовенству:
а) демократия;
б) монархия;
в) теократия;
г) олигархия.
7. С основанием какого города принято считать рождение византийской цивилизации:
а) Рим;
б) Константинополь;
в) Афины;
г) Стамбул.
8. Где формируется исламская цивилизация:
а) на Аравийском полуострове;
б) в Африке;
в) на Балканах;
г) в Апеннинском полуострове.
9. Кто такой сегун:
а) правитель государства;
б) военачальник;
в) глава церкви;
г) глава парламента.
10. Какую империю стремился возродить Карл Великий:
а) греческую;
б) римскую;
в) египетскую;
г) арабскую.
11. Какого князя называли «Красное солнышко»:
а) Владимир;
б) Святослав;
в) Ярослав;
г) Юрий.
12. При каком князе в Киеве построен Софийский собор:
а) Святославе;
б) Владимире;
в) Ярославе;
г) Юрии.
13. После смерти какого князя начинается политическая раздробленность:
а) Владимира;
б) Ярослава;
в) Мстислава;
г) Юрия.
14. С именем какого князя связано первое упоминание в летописях о Москве:
а) Юрий Долгорукий;
б) Андрей Боголюбский;
в) Всеволод Большое Гнездо;
г) Юрий Всеволодович.
15. Крещение Руси произошло в:
а) 862;
б) 882;
в) 988;
г) 1147 г.
16. После смерти Иванa IV во главе государства:
а) Фёдор;
б) Дмитрий;
в) Борис Годунов;
г) Василий Шуйский.
17. Назовите дату принятия Соборного Уложения:
а) 1613;
б) 1649;
в) 1654;
г) 1667.
18. Северная война была при:
а) Иване IV;
б) Борисе Годунове;
в) Петре I;
г) Екатерине II.
19. При каком правителе России основной денежной единицей становится Московский рубль:
а) Иван IV;
б) Алексей Михайлович;
в) Пётр I;
г) Екатерине II.
20. Как называлось учреждение, созванное Екатериной II для разработки нового свода законов:
а) Земский собор;
б) Верховный тайный совет;
в) Сенат;
г) Уложенная Комиссия.
Вариант 4
1. Республика – это государство, власть в котором принадлежит:
а) церкви;
б) людям, избранным на определенный срок;
в) царю;
г) старейшинам.
2. Кому принадлежала земля в Спарте?
а) царям;
б) семье;
в) общине;
г) гражданам.
3. Народные трибуны в Древнем Риме защищали интересы:
а) патрициев;
б) плебеев;
в) всадников;
г) рабов.
4. Централизованное государство в Древнем Египте было создано фараоном:
а) Миной;
б) Саргоном Древним;
в) Хаммурапи;
г) Цинь Шихуанди.
5. Плебеи в Древнем Риме – это:
а) рабы;
б) полноправные;
в) неполноправные;
г) изгнанные из общины.
6. До VII в. государственный язык Византии:
а) греческий;
б) латинский;
в) арабский;
г) итальянский.
7. Как называлось представительное собрание в Англии:
а) Генеральные штаты;
б) парламент;
в) кортесы;
г) риксдаг.
8. Закончите предложение: Церковная организация для борьбы с еретиками - это …
а) индульгенция;
б) унификация;
в) урбанизация;
г) инквизиция.
9. Какая цивилизация стала складываться с появлением ислама:
а) китайская;
б) японская;
в) арабская;
г) византийская.
10. При каком князе в Москве был построен Кремль из белого камня:
а) Иван Калита;
б) Дмитрий Донской;
в) Иван III;
г) Иван IV
11. Начало ига:
а) 1147;
б) 1240;
в) 1480;
г) 1497.
12. При каком князе Московское государство стало называться Россией:
а) Дмитрий;
б) Василий II;
в) Иван III;
г) Иван IV.
13. Религия славян:
а) иудаизм;
б) ислам;
в) православие;
г) язычество.
14. Кто был убит восставшими древлянами:
а) Олег;
б) Игорь;
в) Святослав;
г) Владимир I.
15. Под именем "Тушинский вор” в историю вошёл:
а) Борис Годунов;
б) Лжедмитрий I;
в) Лжедмитрий II;
г) Кузьма Минин.
16. С какой целью была установлена опричнина:
а) усиления личной власти царя;
б) увеличения территории страны;
в) укрепления обороноспособности страны;
г) усиления экономических связей внутри страны.
17. Годы правления династии Романовых:
а) 1518-1905;
б) 1613-1917;
в) 1721-1921;
г) 1725-1918.
18. Первый русский царь:
а) Иван III;
б) Иван IV;
в) Михаил Романов;
г) Пётр I.
19. Что из названного относится к последствиям церковной реформы Никона:
а) осуждение нестяжателей;
б) упразднение патриаршества;
в) секуляризация церковных земель;
г) раскол церкви.
20. Русь приняла христианство из:
а) Рима;
б) Литвы;
в) Польши;
г) Византии.
Часть 2
Вариант 1
1.Закончите предложение: Неограниченная власть правителя – это …
а) олигархия;
б) деспотия;
в) демократия;
г) теократия.
2.Закончите предложение: Государство, в котором правит один человек и власть, передаётся от отца к сыну - это:
а) демократия;
б) монархия;
в) аристократия;
г) республика.
3.Определите, какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Екатерины II:
а) основание Московского университета;
б) крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева;
в) присоединение Крыма к России;
г) учреждение Академии художеств;
д) участие России в Семилетней войне;
е) принятие Жалованной грамоты дворянству.
4.Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.
«Царь наделал … больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита, безобразия в Москве и в Александровой слободе».
5.Установите соответствие между фамилиями деятелей российской истории и их деятельностью.
1) Иван Калита А) московский князь, добившийся от Орды ярлыка на великое княжение
2) Иван III Б) святой, благословивший Дмитрия Донского на Куликовскую битву
3) Сергий Радонежский В) деятель Избранной рады, бежавший в Литву
4) митрополит Макарий Г) деятель Избранной рады, разработал ритуал венчания Ивана Грозного на царство
Д) московский князь, завершивший процесс создания единого Российского государства
6. Определите, какие из перечисленных ниже события связаны с Иваном III:
1) учреждение опричнины;
2) присоединение Новгорода к Москве;
3) деятельность Избранной рады;
4) свержение монголо-татарского ига;
5) созыв Земского собора;
6) герб государства – двуглавый орел.
7.Установите соответствие между понятиями и определениями.
1) Вече А) золотоордынский сборщик дани
2) Баскак Б) народное собрание
3) Уроки В) объезд князем с дружиной подвластных ему земель, плативших дань
4) Полюдье Г) натуральный побор, взимавшийся с нерусских народов
Д) размер дани
8.Расположите в хронологической последовательности правление киевских князей:
а) Ярослав Мудрый;
б) Святослав Воин;
в) Владимир Красное Солнышко;
г) Владимир Мономах.
9.Установите правильную хронологическую последовательность событий.
а) учреждение опричнины;
б) свержение монголо-татарского ига;
в) Невская битва;
г) крещение Руси.
10.Установите соответствия между датами русской истории и событиями:
1) 988 А) объединение Новгорода и Киева
2) 1240 Б) первое упоминание в летописи о Москве
3) 882 В) Невская битва
4) 1147 Г) установление власти Рюрика в Новгороде
Д) принятие христианства
Вариант 2
1. Закончите предложение: Власть меньшинства – это …
а) олигархия;
б) демократия;
в) тирания;
г) теократия.
2. Закончите предложение: Тип правления, при котором высшая власть принадлежит духовенству – это …
а) демократия;
б) монархия;
в) теократия;
г) олигархия.
3. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны
с правлением Петра I:
а) Великое посольство в Европу;
б) секуляризация церковных земель;
в) учреждение Сената;
г) Северная война России со Швецией;
д) основание Черноморского флота;
е) принятие Жалованной грамоты городам.
4. Установите соответствие между князем и событием, с ним связанным.
1) Ольга А) крещение Руси
2) Владимир Красное Солнышко Б) образование удельного Московского княжества
3) Даниил Александрович В) Куликовская битва
4) Дмитрий Донской Г) присоединение Астраханского ханства
Д) установление уроков и погостов
5. Определите, какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Ивана IV:
а) учреждение опричнины;
б) присоединение Новгорода к Москве;
в) деятельность Избранной рады;
г) стояние на р. Угре;
д) созыв Земского собора;
е) женитьба на Софье Палеолог.
6. Установите правильную хронологическую последовательность событий.
а) Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева;
б) провозглашение России империей;
в) Медный бунт;
г) созыв Земского собора.
7. Установите правильное соответствие между годами и событиями.
1) 1721 А) принятие Соборного уложения
2) 1558 Б) начало Смутного времени
3) 1649 В) окончание Северной войны
4) 1598 Г) созыв первого Земского собора
Д) начало Ливонской войны
8. Установите соответствие между именами российских государей и терминами, относящимися к их правлению.
1) Борис Годунов А) опричнина
2) Иван Грозный Б) церковный раскол
3) Екатерина II В) Смута
4) Алексей Михайлович Г) «золотой век дворянства»
Д) бироновщина
9. Расположите следующие термины в хронологической последовательности их появления.
а) погосты;
б) урочные лета;
в) старообрядцы;
г) Юрьев день.
10. Чем поместье отличалось от вотчины:
а) поместье наследовалось, а вотчина нет;
б) вотчина могла дариться, а поместье нет;
в) вотчины появляются позднее поместий;
г) вотчина наследовалась, а поместье нет;
д) за право владеть поместьем надо было обязательно служить, а за вотчину нет;
е) поместье можно было продать, а вотчину нет.
Вариант 3
1. Закончите предложение: Власть народа – это:
а) олигархия;
б) теократия;
в) тирания;
г) демократия.
2. Закончите предложение: Церковная организация для борьбы с еретиками - это …
а) индульгенция;
б) унификация;
в) урбанизация;
г) инквизиция.
3. Установите события в хронологической последовательности.
а) Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева;
б) Смутное время;
в) Ливонская война;
г) Северная война.
4. Установите соответствие между именами российских государей и событиями, связанными с периодом их правления.
1) Михаил Романов А) церковный раскол
2) Алексей Михайлович Б) окончание Смуты
3) Петр I В) принятие «Жалованной грамоты дворянству»
4) Екатерина II Г) учреждение Сената
Д) учреждение министерств
5. Расположите имена исторических деятелей в хронологическом порядке их жизни и деятельности.
а) патриарх Никон;
б) Кузьма Минин;
в) Сергей Радонежский;
г) Александр Меньшиков.
6. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.
1) Олег А) разгром половцев
2) Владимир Красное Солнышко Б) объединение Киева и Новгорода
3) Ярослав Мудрый В) восстание древлян
4) Игорь Г) крещение Руси
Д) принятие «Русской Правды»
7.Установите соответствие между процессами и терминами, к ним относящимся.
1) закрепощение крестьян А) приписные крестьяне
2) татаро-монгольское иго Б) выкупные платежи
3) Смута В) пожилое
4) мануфактура Г) баскак
Д) народное ополчение
8. Расположите в хронологической последовательности следующие явления.
а) пугачевщина;
б) добровольное вхождение Башкирии в состав России;
в) «соляной бунт»;
г) Смутное время.
9. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Алексея Михайловича:
а) церковный раскол;
б) путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию;
в) присоединение Новгорода к Москве;
г) воссоединение Украины с Россией;
д) Медный бунт;
е) стояние на р. Угре.
10. Расположите в хронологической последовательности имена князей:
а) Дмитрий Донской,
б) Иван Грозный,
в) Юрий Долгорукий,
г) Александр Невский.
Вариант 4
1. Закончите предложение: Последовательное расположение общественных слоев от низших к высшим в порядке их подчинения – это:
а) корпорация;
б) цивилизация;
в) монархия;
г) иерархия.
2. Закончите предложение: Возрождение античного наследия, мирского начала в культуре – это …
а) революция;
б) Реформация;
в) декаданс;
г) Ренессанс.
3. Установите соответствия между реформами, преобразованиями и именами российских правителей.
1) принятие Соборного Уложения А) Иван IV
2) создание стрелецкого войска Б) Алексей Михайлович
3) введение государственного герба – двуглавого герба В) Петр I
4) замена приказов коллегиями Г) Александр I
Д) Иван III
4. Расположите в хронологической последовательности следующие явления:
а) присоединение Крыма к России;
б) Северная война;
в) Медный бунт;
г) свержение ордынского владычества.
5. Установите соответствие между именами современников.
1) Петр I А) митрополит Макарий
2) Екатерина II Б) Карл XII
3) Иван IV В) Степан Разин
4) Алексей Михайлович Г) Емельян Пугачев
Д) Марфа Борецкая
6. Определите, какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением князя Дмитрия Донского:
а) строительство Кремля в Москве из белого камня;
б) путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию;
в) присоединение Новгорода к Москве;
г) поход хана Тохтамыша на Москву;
д) Куликовская битва;
е) стояние на р. Угре.
7. Соотнесите определения и термины:
1) высший орган управления при великом князе а) кормление
2) земельное владение передававшееся по наследству б) вотчина
3) административно-территориальная единица в) поместье
4) земельное владение, дававшееся за службу г) Боярская дума
д) волость.
8. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их правления:
1) Василий Шуйский а) Ливонская война
2) Иван IV б) Восстание И. Болотникова
3) Петр I в) Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
4) Екатерина II г) Северная война
д) Смоленская война

9. Установите соответствие между именами правителей и событиями, происходившими в годы их правления:
1) Иван Грозный а) «просвещенный абсолютизм»
2) Иван III б) опричнина
3) Екатерина II в) раскол церкви
4) Алексей Михайлович г) установление Юрьева дня
д) «Смута»
10. Расставьте в хронологической последовательности:
а) правление Фёдора;
б) «семибоярщина»;
в) правление Василия Шуйского;
г) правление Лжедмитрия I.
Часть 3
Вариант 1
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси… Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская Земля».
1. Как называется документ, из которого взят отрывок? Кто его автор?
2. О каком событии идет речь в этом отрывке? Когда оно произошло
по современному летоисчислению?
3. В чем суть Норманнской теории? Когда возникла эта теория?
Укажите век.
Вариант 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из работы известного историка XX в. Б.А. Рыбакова:
«Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза феодальной раздробленности (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать,…а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры XII – начала XIII века во всех ее проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».
1. Укажите название и временные рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке.
2. Почему автор считает этот период прогрессивным? Укажите не менее двух причин.
3. Приведите собственные аргументы, которые могут опровергнуть точку зрения автора, высказанную в последнем предложении. Назовите не менее трех аргументов.
Вариант 3
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из книги А.А. Зимина и А.Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного».
«Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины – как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден… Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империи в начале XVIII в.».
1. Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью.
2. Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна? Назовите не менее двух результатов.
3. Укажите, какие две причины, внутри и какая, причина вне страны помешали России выиграть войну.
Вариант 4
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из труда историка В.Н. Балязина

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизируют этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой. По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль – при стуке топора и громе пушек».
В начале века был заложен Санкт-Петербург, а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.
Век закончился победоносным итальянским и швейцарскими походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».
1. О каком столетии идет речь в документе? Что имел в виду историк, говоря о том, что в этом веке Россия стала европейской державой?
2. Что вы можете сказать об итогах развития России в этом веке на основе текста документа и знания истории? Назовите не менее двух итогов развития.
3. Привлекая знания из курса истории и текст документа, объясните, в чем состояла преемственность царствований Петра I и Екатерины II? Назовите не менее двух положений преемственности царствований.

1 семестр
Номера правильных ответов к тестовым заданиям части 1
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1 б б б б
2 б а в в
3 б в б б
4 б а г а
5 а а а в
6 б г в б
7 б в б б
8 г г а г
9 б в б в
10 а в б б
11 в б а б
12 а в в в
13 в г в г
14 а б а б
15 б б в в
16 г б а а
17 б г б б
18 г в в б
19 в б а г
20 а в г г

За каждый правильный ответ – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 40.

Правильные ответы к заданиям части 2
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1 б а г г
2 б в г г
3 б, в, е а, в, г в, б, г, а 1-б, 2-а, 3-д, 4-в
4 Иван 4 1-д, 2-а, 3-б, 4-в 1-б, 2-а, 3-г, 4-в г, в, б, а
5 1-а, 2-д, 3-б, 4-г а, в, д в, б, а, г 1-б, 2-г, 3-а, 4-в
6 б, г, е г, в, б, а 1-б, 2-г, 3-д, 4-в а, г, д
7 1-б, 2а, 3-д, 4-в 1-в, 2-д, 3-а, 4-б 1-в, 2-г, 3-д, 4-а 1-г, 2-б, 3-д, 4-в
8 б, в, а, г 1-в, 2-а, 3-г, 4-б б, г, в, а 1-б, 2-а, 3-г, 4-в
9 г, в, б, а а, г, б, в а, г, д 1-б, 2-г, 3-а, 4-в
10 1-д, 2-в, 3-а, 4-б б, г, д в, г, а, б а, г, в, б
Если на поставленный вопрос даны все правильные ответы, ответ оценивается в 4 балла.
Если 1 неправильный - 3 балла и т.д.
Максимальное количество – 40 баллов.

Правильные ответы к заданию части 3
Вариант 1
1. «Повесть временных лет», монах Киево-Печерского монастыря Нестор (начало XII века).
2. Приглашении варяжского князя Рюрика на княжение в Новгород в 862 году.
3. Немецкие ученные Г.-Ф. Миллер, Г.-З. Байер, XVIII век. Исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
Вариант 2
1. Политическая раздробленность, начало XII – конец XV века.
2. XII – начало XIII века:
а) рост городов;
б) экономический подъем;
в) расцвет культуры.
3. а) ослабление обороноспособности;
б) междоусобные войны;
в) дробление княжеств между наследниками.
Вариант 3
1.1558-1583 гг. Выход к Балтийскому морю.
2. а) цель не достигнута;
б) потеряли часть территории – Ивангород, Корелу, Ям, Копорье.
3. а) экономическое отставание России от европейских стран;
б) опричнина;
в) после распада Ливонского ордена (1561 г.) России пришлось воевать с Речью Посполитой (1569 г.– Польша +Литва), Швецией и Данией.
Вариант 4
1. XVIII в. При Петре I Россия вышла к Балтийскому морю, одержала победу в Северной войне. С ней стали считаться. Экономические, политические, культурные связи с Европой.
2. а) выход в Балтийское и Черное моря;
б) развитие науки, культуры, образования.
3. а) внешняя политика;
б) реформы – территориальные, государственного управления и др.

Допускаются и иные формулировки ответов не искажающих смысл.
За каждый правильный ответ - 4 балла.
Максимальное количество - 20 баллов.



2 семестр

Часть 1
Вариант 1
1. Реформы П.Д. Киселева были направлены на изменение положения:
а) помещичьих крестьян;
б) государственных крестьян;
в) черносошных крестьян;
г) временнообязанных крестьян.
2. Что из названного относится к реформам 1860-1870-х гг.?
а) введение сословного суда;
б) отмена выкупной операции;
в) учреждение губерний;
г) введение всеобщей воинской повинности.
3. Что из названного относится к реформам первого десятилетия царствования Александра I?
а) принятие Свода законов России;
б) принятие указа о «вольных хлебопашцах»;
в) введение суда присяжных;
г) созыв Уложенной комиссии.
4. Что из названного относится к целям политики Александра III?
а) расширить полномочия земств;
б) усилить гласность;
в) охранять основы самодержавия;
г) разрушить крестьянскую общину.
5. В начале XX века Россия:
а) аграрная страна;
б) аграрно-индустриальная страна;
в) индустриальная страна;
г) постиндустриальная страна.
6. Портсмутский мир был подписан с:
а) Кореей;
б) Японией;
в) Китаем;
г) Турцией.
7. "Кровавое Воскресенье” произошло:
а) 9 января 1905 г.;
б) 17 октября 1905 г.;
в) 9 ноября 1906 г.;
г) 3 июня 1907 г.
8. Когда Николай II отрекся от престола?
а) 23 февраля 1917 г.;
б) 2 марта 1917 г.;
в) 3 марта 1917 г.;
г) 25 октября 1917 г.
9. В.И.Ленин в апреле 1917 г. выдвинул лозунг:
а) «Немедленное свержение Временного правительства»;
б) «Провозглашение России республикой»;
в) «Передача власти Учредительному собранию»;
г) «Вся власть Советам».
10. Когда произошел переход к НЭПу?
а) март 1920 г.;
б) март 1921 г.;
в) декабрь 1922 г.;
г) январь 1924 г.
11. Договор об образовании СССР подписали:
а) Россия, Украина, Белоруссия, Закавказская Федерация;
б) Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан;
в) Россия, Украина, Башкирия, Молдавия;
г) Россия, Белоруссия, Грузия, Украина.
12. Какое государство на дипломатическом уровне первое признало советскую Россию?
а) Германия;
б) Франция;
в) Англия;
г) США.
13. В сентябре 1939 г. к СССР были присоединены:
а) Западная Белоруссия;
б) Прибалтика;
в) Бессарабия;
г) Финляндия.
14. Назовите годы II Мировой войны:
а) 1 сентября 1939 – 9 мая 1945 гг.;
б) 10 мая 1940 – 2 сентября 1945 гг.;
в) 22 июня 1941 – 9 мая 1945 гг.;
г) 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945 гг.
15. Когда начинается коренной перелом в ходе II Мировой войны?
а) в конце 1941 г.;
б) в конце 1942 г.;
в) в середине 1943 г.;
г) в начале 1944 г.
16. Освоение целинных и залежных земель началось при:
а) Н.С. Хрущеве;
б) Л.И. Брежневе;
в) М.С. Горбачеве;
г) Б.Н. Ельцине.
17. Ввод советских войск в Афганистан произошел при:
а) Н.С. Хрущеве;
б) Л.И. Брежневе;
в) М.С. Горбачеве;
г) Д.А. Медведеве.
18.Назовите первого президента России:
а) Ю.В. Андропов;
б) М.С. Горбачев;
в) Б.Н. Ельцин;
г) В.В. Путин.
19.Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации принята:
а) 12 июня 1990 г.;
б) 8 декабря 1991 г.;
в) 25 декабря 1991 г;
г) 12 декабря 1993 г.
20. Какое понятие стало символическим обозначением разделения капиталистического и социалистического мира в период «холодной войны»? а) «новый мировой порядок»;
б) «ядерный щит»;
в) «невидимый фронт»;
г) «железный занавес».
Вариант 2
1. В XIX в. военным поселением называли
а) военный лагерь в сельской местности на время учений;
б) деревню, где в 1812 г. разместился отряд партизан;
в) военную крепость, созданную в горах во время Кавказской войны;
г) деревню, в которой крестьяне совмещали хозяйственную деятельность с военной службой.
2. Кто предложил систему разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную:
а) М.М. Сперанский;
б) А.А. Аракчеев;
в) С.С. Уваров;
г) Е.Ф. Канкрин.
3. Что такое славянофильство:
а) религиозное течение;
б) учение о превосходстве славянской расы;
в) теория особого пути развития России;
г) политика, проводимая Россией по отношению к славянским народам.
4. Указ «О вольных хлебопашцах» подписал:
а) Павел I;
б) Александр I;
в) Николай I;
г) Александр II.
5. Назовите автора «теории общинного социализма»:
а) П.И. Пестель;
б) С.С. Уваров;
в) Н.И. Герцен;
г) М.А. Бакунин.
6. В результате проведения денежной реформы С.Ю. Витте:
а) основой денежной системы стал золотой рубль;
б) основой денежной системы стал серебряный рубль;
в) из обращения были изъяты бумажные деньги;
г) было восстановлено обращение бумажных денег.
7.Аграрный строй в России в начале ХХ века (до 1905 года) характеризовался
а) высоким уровнем товарности крестьянских хозяйств;
б) преобладанием фермерских хозяйств;
в) крестьянским малоземельем;
г) отсутствием помещичьих земель.
8. Что стало поводом к началу Первой мировой войны?
а) нападение Австро-Венгрии на Сербию;
б) убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в Сараево;
в) угроза захвата Голландии и Бельгии со стороны Германии;
г) ультиматум Германии к России.
9. Брестский мир был подписан:
а) с Польшей;
б) с Австро-Венгрией;
в) с Германией;
г) с Францией.
10. Когда Россия была провозглашена республикой?
а) 2 марта 1917 г.;
б) 1 сентября 1917 г.;
в) 25 октября 1917 г.;
г) 2 ноября 1917 г.
11. Курс на индустриализацию провозгласил XIV съезд ВКП(б) в:
а) марте 1921 г.;
б) декабре 1922 г.;
в) декабре 1925 г.;
г) августе 1939 г.
12. Проект создания единого советского государства на принципах автономного устройства его территорий разработал:
а) В.И. Ленин;
б) Л.Д. Троцкий;
в) М.И. Калинин;
г) И.В. Сталин.
13. К политике «военного коммунизма» в Советской России в 1918 – 1920 гг. относится:
а) всеобщая трудовая повинность;
б) свобода рыночной торговли;
в) частное предпринимательство;
г) продналог с крестьян.
14. Обороной Москвы, руководил:
а) А.М. Василевский;
б) Г.К. Жуков;
в) К.К. Рокоссовский;
г) И.В. Сталин.
15. Весной-летом 1942 г. немецкие войска нанесли главный удар:
а) в центре – с целью взятия Москвы;
б) на юге – с целью захвата нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Нижнего Поволжья;
в) в центре – с целью окружения и уничтожения советских войск в районе Курска;
г) на северо-западе – с целью взятия Ленинграда.
16. Парад Победы состоялся в Москве в 1945 г.:
а) 9 мая;
б) 24 июня;
в) 8 августа;
г) 2 сентября.
17. «Оттепель» в культуре была при:
а) И.В.Сталине;
б) Н.С.Хрущеве;
в) Л.И.Брежневе;
г) М.С. Горбачеве.
18.Когда Ю.А.Гагарин совершил полет в космос?
а) 4 октября 1957 г.;
б) 12 апреля 1961г.;
в) 1 августа 1975г;
г) 25 мая 1989 г.
19.Договоры по ограничению стратегических вооружений были подписаны между СССР и:
а) США;
б) Англией;
в) Францией;
г) Китаем.
20. После смерти Л.И.Брежнева Генеральным секретарем партии становится:
а) К.У.Черненко;
б) Ю.В.Андропов;
в) М.С.Горбачев;
г) Б.Н. Ельцин.
Вариант 3
1. Марксисты считали главной движущей силой революции:
а) крестьян;
б) рабочих;
в) казаков;
г) студентов.
2. Бородинское сражение состоялось:
а) 2 августа 1812 года;
б) 26 августа 1812 года;
в) 1 сентября 1812 года;
г) 12 октября 1812 года.
3. При каком императоре в стране появились женские гимназии:
а) Александре I;
б) Николае I;
в) Александре II;
г) Александре III.
4. В обращение ввел серебряный рубль:
а) М.М. Сперанский;
б) С.С. Уваров;
в) А.А. Аракчеев;
г) Е.Ф. Канкрин.
5. Заменил коллегии министерствами:
а) Александр I;
б) Николай I;
в) Александр II;
г) Александр III.
6. Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала:
а) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность;
б) сохранение крестьянской общины;
в) предоставление крестьянам возможности создавать хутора и отрубы;
г) выкуп помещичьей земли и продажу ее крестьянам.
7. Какое из политических движений начала ХХ века характеризовалось социалистическими представлениями?
а) эсеры;
б) кадеты;
в) октябристы;
г) черносотенцы.
8. Манифест 17 октября 1905 года провозглашал:
а) введение политических свобод;
б) ликвидацию сословий;
в) ликвидацию помещичьего землевладения;
г) ликвидацию неравноправия народов России.
9. Большевики взяли власть в свои руки:
а) 2 марта 1917 г.;
б) 1 сентября 1917 г.;
б) 25 октября 1917 г.;
в) 6 января 1918 г.
10. Назовите документ представленный большевиками для утверждения его Учредительным собранием:
а) Декрет о власти;
б) Декларация прав народов России;
в) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;
г) Конституция РСФСР.
11.Договор об образовании СССР был утвержден на I съезде советов СССР:
а) 30 декабря 1922 г.;
б) 25 апреля 1923 г.;
в) 31 января 1924 г.;
г) 23 августа 1939 г.
12. Генеральным секретарем партии в 1922 г. стал:
а) И.В. Сталин;
б) В.И. Ленин;
в) Л.Д. Троцкий;
г) Л.Б. Каменев
13) Процесс объединения единоличных крестьянс¬ких хозяйств, в крупные общественные хозяйства назывался:
а) национализацией;
б) коллективизацией;
в) кооперированием;
г) социализацией.
14. В 1940 г. в состав СССР вошла:
а) Западная Украина;
б) Западная Белоруссия;
в) Прибалтика;
г) Южный Сахалин.
15. Назовите годы Великой Отечественной войны:
а) 1 сентября 1939 - 2 сентября 1945 гг.;
б) 1 сентября 1939 - 9 мая 1945 гг.;
в) 22 июня 1941 - 9 мая 1945 гг.;
г) 22 июня 1941- 2 сентября 1945 гг.
16. Главный итог Московской битвы:
а) стратегическая инициатива перешла в руки советского командования;
б) начало коренного перелома в войне;
в) был сорван план "молниеносной войны”;
г) был открыт второй фронт в Европе.
17..Кто на ХХ съезде КПСС выступил с докладом "О культе личности Сталина и его последствиях”?
а) Л.И.Брежнев;
б) Н.С.Хрущев;
в) Ю.В.Андропов;
г) М.С. Горбачев.
18.”Брежневская” Конституция СССР была принята в:
а) 1971 г.;
б) 1975 г.;
в) 1977 г;
г) 1980 г.
19.Кто был первым президентом СССР?
а) Л.И. Брежнев;
б) М.С. Горбачев;
в) Б.Н. Ельцин;
г) В.В. Путин.
20.Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств произошло:
а) 12 июня 1991 г.;
б) 19-21 августа 1991 г.;
в) 8 декабря 1991 г.;
г) 12 декабря 1993 г.
Вариант 4
1.Укажите даты Крымской войны:
а) 1850-1854;
б) 1853-1856;
в) 1855-1858;
г) 1853-1855.
2.Какой из перечисленных документов предполагал отмену крепостного права:
а) проект преобразований Сперанского;
б) «Конституции»” М.Муравьёва;
в) указ «о вольных хлебопашцах»;
г) «Государственная уставная грамота российской империи».
3. Кто подписал Манифест об отмене крепостного права:
а) Александр I;
б) Николай I;
в) Александр II;
г) Александр III.
4. В Тройственный союз входила:
а) Германия;
б) Англия;
в) Франция;
г) Россия.
5. Восстание членов Северного общества на Сенатской площади произошло:
а) 19 ноября 1825 г;
б) 14 декабря 1825 г;
в) 29 декабря 1825 г;
г) 31 декабря 1825 г.
6. Аграрная реформа П.А. Столыпина предусматривала:
а) свободный выход крестьян из общины с наделом;
б) финансовую поддержку крестьянских общин;
в) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность;
г) конфискацию помещичьей земли.
7. Что является одной из причин начала русско-японской войны 1904-1905 годов?
а) спор за острова Курильской гряды;
б) борьба за сферы влияния в Китае и Корее;
в) захват Японией Китайской Восточной железной дороги;
г) отказ Японии открыть свои порты для доступа российских кораблей.
8. В результате Февральской буржуазно-демократической революции:
а) самодержавие сохранено;
б) самодержавие стало ограниченным;
в) самодержавие было свергнуто;
г) к власти пришли большевики;
9. Временное правительство весной 1917 года возглавлял:
а) князь Г. Львов;
б) А.И. Керенский;
в) Л.Г. Корнилов;
г) В.И. Ленин.
10. Брестский мир с Германией подписан:
а) 25 октября 1917 г.;
б) 18 декабря 1917 г.;
в) 23 февраля 1918 г.;
г) 3 марта 1918 г.
11. Коллективизация в СССР началась в:
а) 1921 г.;
б) 1922 г.;
в) 1925 г.;
г) 1927 г.
12. Главным итогом НЭПа было:
а) страна стала аграрно-индустриальной державой;
б) страна стала индустриальной державой;
в) восстановление промышленности и сельского хозяйства, вывод страны из кризиса;
г) социальный кризис, восстания крестьян, забастовки рабочих.
13. Проект создания союзного государства как федерации равноправных республик разработал:
а) В.И. Ленин;
б) Л.Д. Троцкий;
в) М.И. Калинин;
г) И.В. Сталин.
14. Немецкий план ведения войны с СССР назывался:
а) «Цитадель»;
б) «Ост»;
в) «Тайфун»
г) «Барбаросса»;
15. Самое крупное танковое сражение в истории II Мировой войны произошло во время:
а) Московской битвы;
б) Сталинградской битвы;
в) Курской битвы;
г) Берлинской операции.
16. СССР вступил в войну с Японией:
а) 5 апреля 1945 г.;
б) 9 мая 1945 г.;
в) 8 августа 1945 г.;
в) 2 сентября 1945 г.
17.Эпоха разрядки международной напряженности была в:
а) 50-е годы XX в.;
б) 60-е годы XX в;
в) 70-е годы XX в;
г) 80-е годы XX в.
18.Радикальная экономическая реформа "шоковая терапия” проводилась при:
а) М.С.Горбачеве;
б) Б.Н.Ельцине;
в) В.В.Путине;
г) Д.А. Медведеве.
19.Конституция Российской Федерации принята:
а) 12 июня 1990 г.;
б) 8 декабря 1991 г.;
в) 12 декабря 1993 г.;
г) 31 декабря 1999 г.
20 .Д.А.Медведев стал президентом России в:
а) 2007 г.;
б) 2008 г.;
в) 2009 г.;
Г) 2010 г.
Часть 2.
Вариант 1
1. Какие из перечисленных общественных деятелей были славянофилами?
а) Ю.Ф. Самарин;
б) А. И. Герцен;
в) К.С. Аксаков;
г) А.С. Хомяков;
д) М.В. Петрашевский;
е) А.И. Желябов.
2. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской истории и их деятельностью:
1) С.С. Уваров А) участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
2) М.М. Сперанский Б) автор формулы «Православие, самодержавие, народность»
3) Е.Ф. Канкрин В) предложил принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти императору Александру I
4) М.Д. Скобелев Г) начальник III отделения Императорской канцелярии
Д) инициатор денежной реформы в правление Николая I
3. Установите соответствие между историческими лицами и их деятельностью.
1) А.Д. Михайлов А) создание РСДРП
2) М.А. Бакунин Б) теория общинного социализма
3) В.И. Ленин В) «хождение в народ»
4) Н.М. Муравьев Г) создание «Конституции» декабристов
Д) создание организации «Народная воля»
4. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?
а) создание законосовещательного Государственного совета;
б) Московское декабрьское вооруженное восстание;
в) учреждение должностей земских начальников;
г) издание циркуляра о «кухаркиных детях»;
д) третьиюньский государственный переворот;
е) издание указа о праве крестьян на свободный выход из общины с наделов.
5. Какие из перечисленных ниже мероприятий связаны с деятельностью П.А. Столыпина?
а) перевод крестьян на обязательный выход;
б) введение военно-полевых судов над гражданскими лицами;
в) строительство Сибирской железной дороги;
г) изменение избирательного закона по выборам депутатов Государственной Думы;
д) принятие программы создания рабочих организаций под контролем полиции;
е) предоставление крестьянам права свободно покидать общину с наделом.
6. К политике «военного коммунизма» в 1918—1920 гг. относится:
а) свобода торговли;
б) продразверстка;
в) всеобщая трудовая повинность;
г) частное предпринимательство;
д) уравнительная оплата труда;
е) введение советского червонца.
7. О ком идет речь?
Наиболее известный полководец ВОВ, с чьим именем связано большинство громких побед в войне. Четырежды Герой СССР, кавалер двух орденов «Победа» множества других советских и иностранных орденов и медалей. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР, а с 1955 по 1957 год - министром обороны СССР. В 1957 г. исключён из состава ЦК партии, снят со всех постов в армии и в 1958 отправлен в отставку.
8. Расставьте в хронологической последовательности:
а) Курская битва;
б) начало блокады Ленинграда;
в) Сталинградская битва;
г) Ялтинская конференция.
9. При Н.С. Хрущеве в экономике, политике и социальной сфере происходили процессы:
а) борьба с личными подсобными хозяйствами;
б) уничтожение генетики, кибернетики;
в) создание совнархозов;
г) массовое строительство жилья;
д) была принята конституция СССР.
10. Во внешней политике при М.С.Горбачеве происходит:
а) объединение Германии;
б) вывод советских войск из Афганистана;
в) ухудшение отношений с Китаем;
г) ввод советский войск в Чехословакию;
д) роспуск Организации Варшавского Договора;
е) ухудшение отношений с США.
Вариант 2
1. Расположите в хронологической последовательности события:
а) отмена крепостного права;
в) учреждение министерств;
б) создание корпуса жандармов;
г) восстание декабристов.
2. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей российской истории и их деятельностью.
1) А.А. Аракчеев А) генерал, герой Отечественной войны 1812 г.
2) М.Т. Лорис-Меликов Б) создание военных поселений
3) М.М. Сперанский В) министр внутренних дел, «бархатный диктатор».
4) Н.И. Багратион Г) при Николае I провел кодификацию законов
Д) обер-прокурор, министр народного просвещения.
3. Установите соответствие между императорами и законодательными актами, принятыми в их правление
1) Александр I А) Манифест о незыблемости самодержавия
2) Николай I Б) Свод законов Российской империи
3) Александр II В) Манифест о «вольных хлебопашцах»
4) Александр III Г) Манифест о трехдневной барщине
Д) Положение о крестьянах, вышедших из зависимости
4. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Николая II?
а) денежная реформа С.Ю. Витте;
б) создание законосовещательного государственного совета;
в) «Кровавое воскресенье»;
г) перевод крестьян на обязательный выкуп;
д) аграрная реформа П.А. Столыпина;
е) учреждение Крестьянского и Дворянского поземельных банков.
5. Расположите события революции 1905-1907 годов в хронологической последовательности.
а) созыв II Государственной Думы;
б) Декабрьское вооруженное восстание в Москве;
в) «Кровавое воскресенье»;
г) восстание на броненосце «Потемкин».
6. О ком идет речь?
Этот государственный деятель родился в 1879 г. Учился в православной семинарии, но не закончил ее. Отличался настойчивостью до упрямства. Эгоистичен, капризен, с невероятным самом¬нением. Сосредоточил в своих руках неограниченную власть. Маршал, затем Генералиссимус. Герой Советского Союза.
7. Расположите события в хронологической последовательности:
а) отречение Николая II от престола;
б) подписание договора о создании СССР;
в) переход к НЭПу;
г) взятие власти большевиками;
8. Установите соответствие между названиями и планами
1)»Цитадель» А) немецкий план ведения войны с СССР
2) «Уран» Б) советский план освобождения Белоруссии
3) «Барбаросса» В) немецкий план окружения и уничтожения советских войск в районе Курска
4) «Тайфун» Г) советский план окружения и уничтожения немецких войск под Сталинградом
Д) немецкий план взятия Москвы
9. При М.С.Горбачеве в политической жизни страны происходит:
а) рост численности партии;
б) проводится политика гласности;
в) вводятся альтернативные выборы;
г) провозглашен лозунг «стабильности кадров»;
д) начинается формирование многопартийности;
е) борьба с диссидентами.
10.Назовите основные положения радикальной экономической реформы
«шоковая терапия»:
а) перевод предприятий на хозрасчет;
б) приватизация;
в) национализация;
г) либерализация цен;
д) свобода торговли;
е) создание совнархозов.
Вариант 3
1. Установите соответствие между фамилиями общественных деятелей и направлениями общественной мысли:
1) К.С. Аксаков А) западничество
2) Т.Н. Грановский Б) теория официальной народности
3) П.Л. Лавров В) народничество
4) С.С. Уваров Г) славянофильство
Д) марксизм
2. Определите, какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Александра I:
а) открытие первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом;
б) замена коллегий министерствами;
в) заграничный поход русской армии в Европу;
г) составление Полного свода законов Российской империи;
д) указ о «вольных хлебопашцах»;
е) денежная реформа графа Е.Ф. Канкрина.
3. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите название описанного маневра.
«Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии, откуда мы могли получить подкрепление и продовольствие… Тогда как французам, ниоткуда не получавшим помощи, предстояли всякие трудности в сгоревшей столице».
4. Какие из перечисленных ниже событий относятся к периоду революции 1905-1907 годов?
а) созыв Учредительного собрания;
б) отречение Николая II;
в) Всероссийская октябрьская политическая стачка;
г) декабрьское вооруженное восстание в Москве;
д) создание реввоенсовета;
е) восстание на броненосце «Потемкин».
5. Какие три из перечисленных ниже названий относятся к политическим партиям начала ХХ века?
а) кадеты;
б) нечаевцы;
в) народовольцы;
г) петрашевцы;
д) октябристы;
е) эсеры.
6. О ком идет речь?
Блестящий офицер, незаурядный ученый, Верховный правитель России, столкнулся лицом к лицу с полным развалом страны и армии, зверским убийством царской семьи, дворянин, служил в морской артиллерии, состояния не имел и был "служащим офицером”, российский морской артиллерист. При первых известиях о начале военных действий против Японии обратился в морское ведомство с просьбой послать его на фронт.
7. Характерными особенностями политики «военного коммунизма» были:
а) введение продналога;
б) сплошная национализация промышленных предприятий;
в) натурализация заработной платы;
г) развитие товарно-денежных отношений;
д) введение продразверстки;
е) свободный труд.
8. Установите соответствие между датами и событиями.
1) 22 июня 1941-19 ноября 1942 г. А) Курская битва
2) 17 июля-2 августа 1945 г. Б) нападение Японии на американскую базу Перл-Харбор
3) 7 декабря 1941 г. В) первый период Великой Отечественной войны
4) 2 сентября 1945 г. Г) Берлинская конференция
Д) капитуляция Японии
9. Установите правильное соответствие:
1) М.М. Зощенко а) космонавт
2) С.П. Королев б) композитор
3) Ю.А. Гагарин в) биолог
4) С.С. Прокофьев г) конструктор в области ракетостроения
д) писатель
10.Назовите причины распада СССР:
а) экономический кризис;
б) рост национального движения в республиках;
в) кризис КПСС;
г) противостояние между законодательной и исполнительной ветвями власти;
д) стремление М.С. Горбачева к власти;
е) желание населения страны.
Вариант 4
1. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и сферами их деятельности.
1) Н. Лобачевский А) живопись
2) В. Жуковский Б) балет
3) И. Левитан В) архитектура
4) К. Тон Г) наука
Д) литература
2. Определите какие из перечисленных ниже событий связанны с правлением Николая I:
а) открытие первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом;
б) замена коллегий министерствами;
в) указ «о трехдневной барщине»;
г) составление Полного свода законов Российской империи;
д) указ о «вольных хлебопашцах»;
е) денежная реформа графа Е.Ф. Канкрина.
3. Прочтите отрывок из воспоминаний и назовите имя императора, о котором идет речь.
«Издали послышались крики «ура». Государь ехал с развода. Никакое перо не в состоянии описать тот восторг, с которым освобожденный народ встретил своего царя-освободителя».
4. Установите соответствие между датами и событиями.
1) 17 октября 1905 г. А) «Кровавое воскресенье», начало первой русской революции
2) 9 января 1905 г. Б) подписан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
3) 9 ноября 1906 г. В) начало русско-японской войны, нападение на Порт-Артур
4) 3 июня 1907 г. Г) роспуск II Госдумы и изменение избирательного закона
Д) указ о свободном выходе крестьян из общины
5. Установите соответствие между партиями и их лидерами.
1) Союз 17 октября А) Ю.О. Мартов
2) РСДРП (меньшевики) Б) В.М. Чернов
3) Конституционно-демократическая партия В) А.И. Дубровин
4) Партия социалистов-революционеров Г) П.Н. Милюков
Д) А.И. Гучков
6. О ком идет речь?
Этот одержимый революционной идеей политик с отличием окончил гимназию в Симбирске, юридический факультет Петербургского университета. Недолго имел адвокатскую практику. Его старший брат был казнен как один из членов группы народовольцев, организовавшей покушение на царя. В 1917 г. возглавил правительство, настоял на подписании мира с Германией в 1918 г. Был инициатором перехода к НЭПу. Умер в 1924 г.
7. Характерными чертами тоталитарного режима являются:
а) политический плюрализм;
б) разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти;
в) насильственное установление однопартийной системы;
г) многопартийность;
д) культ вождя;
е) массовые репрессии.
8. В период НЭПа были осуществлены следующие меры:
а) введение продразверстки;
б) создание концессий;
в) формирование рынка рабочей силы;
г) введение продналога;
д) сплошная национализация промышленных предприятий;
е) продовольственная диктатура.
9. Установите соответствие между датами и событиями.
1) 30 сентября-5 декабря 1941 г. А) Тегеранская конференция
2) 28 ноября-1 декабря 1943 г. Б) открыт второй фронт в Европе
3) 6 июня 1944 г. В) оборонительный этап битвы за Москву
4) 8 августа 1945 г. Г) окончание II мировой войны
Д) СССР вступил в войну с Японией
10. Установите правильное соответствие:
1) И. В. Курчатов а) писатель
2) Д. Д. Шостакович б) физик
3) А. И. Солженицын в) космонавт
4) Ю.А. Гагарин г) химик
д) композитор
Часть 3
Вариант 1
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из «Записок революционера» П.А. Кропоткина
«Я читал и перечитывал манифест. Он был составлен престарелым московским митрополитом Филаретом напыщенным языком. Церковнославянские обороты только затемняли смысл.
Но то была воля, без всякого сомнения, хотя и не немедленная. Крестьяне оставались крепостными еще два года… тем не менее ясно было одно: крепостное право уничтожено и крестьяне получают надел. Им придется выкупать его, но пятно рабства смыто навсегда. Рабов больше нет. Реакции не удалось одержать верх…
Восторженные сцены повторялись и на улице. Толпы крестьян и образованных людей стояли перед Зимним дворцом и кричали «ура!». Когда царь показался на улице, за его коляской помчался ликующий народ…
Где же были восстания, предсказанные крепостниками? Трудно было придумать состояние более неопределенное, чем то, которое вводило «положение». Если что-нибудь могло вызвать мятеж, то именно запутанная неопределенность условий, созданная законом. А между тем, кроме двух мест, где были возмущения, да небольших беспоря
Не Пропустите: