Характеристика отдельных видов транспорта
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Менеджмент | Просмотров: 5472 | Комментирии: 0 | 01-03-2014 12:31

 

Характеристика отдельных видов транспорта

В состав единой транспортной системы страны входят следующие виды транспорта: железнодорожный, автомо­бильный, водный, воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Он является частью ев­роазиатского железнодорожного комплекса. Магистраль­ный железнодорожный транспорт республики представ­лен производственным комплексом «Белорусская желез­ная дорога», промышленно-производственным объеди­нением «Белпромжелдортран». Железнодорожный транс­порт является ведущим по показателям выполняемой пе­ревозочной работы. На его долю приходится более 70 % об­щего грузооборота страны. Это объясняется тем, что же­лезнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:

■ возможность сооружения железнодорожных путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной тер­ритории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и дру­гих предприятий;

в высокая провозная и пропускная способность;

а осуществление массовых перевозок в сочетании с от­носительно невысокой себестоимостью перевозок грузов;

и регулярность перевозок независимо от климатиче­ских условий, времени года, суток;

в сравнительно высокая скорость движения и более ко­роткие сроки доставки;

в высокие показатели работы.

Для железнодорожного транспорта характерна высо­кая степень универсальности. Этим транспортом могут пе­ревозиться различные по характеру грузы, достаточно разнообразен подвижной состав, хорошо развита сеть же­лезных дорог. Железнодорожный транспорт может пере­возить разнообразные товары в любой упаковке, обеспечи­вать регулярность и надежность перевозок в любое время года. К существенным его преимуществам следует также отнести сравнительно низкую себестоимость перевозок при относительно быстрой доставке грузов, что целесооб­разно использовать при достаточно больших объемах пе­ревозок на средние и дальние расстояния. В последние го­ды наблюдается тенденция снижения объемов перевозок в связи с переключением на автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт. Учитывая компактное рас­положение Республики Беларусь, автомобильный транс­порт играет важную роль в организации перевозок грузов на ее территории.

Через территорию республики осуществляется боль­шой объем транзитных перевозок (перевозчики - Россия, Болгария, Германия, Литва, Польша, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия).

К числу наиболее благоустроенных и имеющих важное значение для экономики страны относятся автомобильные дороги международного значения: граница Российской Федерации - Брест, Гомель - Жлобин - Минск - граница Литвы; Гомель - Могилев - Витебск - граница Российской Федерации, а также дороги, обеспечивающие внутриреспубликанские перевозки: Брест - Пинск - Гомель и Ви­тебск - Могилев - Гомель.

Протяженность автомобильных дорог общего пользова­ния на 01.01.1998 г. составила 52,4 тыс. км. Плотность ав­томобильных дорог общего пользования с твердым покры­тием еще недостаточна и ниже, чем в соседних государ­ствах (Украина, Литва, Латвия, страны Западной Европы).

Наиболее густая сеть автомобильных дорог - в запад­ных и центральных районах: Берестовицком, Волковыс-ском, Зельвенском, Жабинковском, Дзержинском, Не­свижском, Клецком и др.

Чрезвычайно важное значение имеют автомобильные дороги в районах, где отсутствует железнодорожная сеть. Таких районов в республике более 20. Автомобильные до­роги низкого качества: 36 % от общей протяженности тре­буют ремонта.

Продолжает совершенствоваться система трансъевро­пейских и национальных автомагистралей.

Интенсивное развитие и широкое использование этого вида транспорта определено рядом технико-экономиче­ских особенностей:

большая маневренность и подвижность позволяют организовать доставку груза «от двери до двери», что во многих случаях делает этот вид транспорта более предпоч­тительным по сравнению с железнодорожным, при приме­нении которого возникает необходимость в дополнитель­ных грузовых операциях на участках «железная дорога -склад товарополучателя», «железная дорога - склад гру­зоотправителя »;

■ высокая скорость доставки, особенно при перевозках грузов на короткие расстояния;

■ доставка грузов без промежуточных перегрузок в пу­ти от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, его сохранность;

■ возможность выбора максимально коротких расстоя­ний для доставки грузов;

■ небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния.

На автомобильном транспорте можно перевозить грузы небольшими партиями. На малые расстояния груз достав­ляется достаточно быстро, обеспечиваются надлежащая регулярность и надежность перевозок. Но себестоимость

перевозок грузов достаточно высокая, поскольку грузо­подъемность автотранспортного средства мала, а затраты на топливо и смазочные материалы высоки. Этот вид транспорта целесообразно использовать для завоза това­ров в розничную торговую сеть, для перевозки скоропор­тящихся товаров. В определенных случаях он применяет­ся для международных перевозок.

Увеличению перевозок автомобильным транспортом мешают следующие факторы: неудовлетворительное со­стояние значительной части автомобильных дорог, недо­статочная и неудовлетворительная структура подвижного состава, высокая стоимость перевозок в сравнении с же­лезнодорожным транспортом.

Основными направлениями развития автомобильного транспорта являются:

■ концентрация автотранспортных средств, повыше­ние эффективности их использования;

■ увеличение централизованных перевозок грузов;

■ улучшение технико-экономических показателей ра­боты автотранспорта;

■ сокращение эксплуатационных расходов;

■ обновление автопарка, улучшение его структуры;

■ совершенствование организации технического обслу­живания и ремонта автомобильного парка.

Водный транспорт. В республике этот вид транспорта в общем объеме грузоперевозок занимает последнее место. Его возможности диктуются естественными природными условиями. Себестоимость перевозок этим видом транс­порта невысокая. Их регулярность зависит от продолжи­тельности навигационного периода. Для перевозок ис­пользуется морской я речной транспорт.

Морской необходим при торговых взаимоотношениях со странами, находящимися на других континентах, при международной торговле. Морские транспортные суда мо­гут обеспечить перевозку больших грузов с учетом их спе­цифических особенностей. Суда могут предназначаться Для перевозки сухих, наливных грузов; грузов в пакетах, контейнерах и др. Для скоропортящихся грузов использу­ются рефрижераторы, для перевозки автомобилей - авто­мобильные паромы и т. д.

Морской транспорт характеризуется следующими осо­бенностями:

 

■ возможность обеспечения массовых межконтинен­тальных перевозок грузов при внешнеторговом обороте;

■ морские пути являются естественными путями, по­этому не требуют затрат по их содержанию;

в высокая пропускная способность, большие объемы перевозок, зависящие в основном от оснащения и разви­тия морских портов;

а себестоимость перевозки грузов на большие расстоя­ния относительно невысокая.

К недостаткам морского транспорта следует отнести: зависимость от естественно-географических и навигаци­онных условий, необходимость создания и поддержания на морских побережьях сложного высокомеханизирован­ного портового хозяйства.

Республика Беларусь не имеет своих морских путей и портов и вынуждена решать сложные проблемы стыковки различных видов транспорта и перевалки грузов в уста­новленных пунктах.

Из-за отсутствия собственных морских путей на терри­тории Республики Беларусь любая морская перевозка для субъектов хозяйствования является международной. Опыта в этой области у белорусских фирм недостаточно, и особенно сложным является оформление договоров на пе­ревозку грузов морским транспортом, их страхование.

Для морских перевозок характерна самая высокая сте­пень унификации правовых норм. Нормативная база, ре­гулирующая перевозки, состоит из республиканских до­кументов, международных договоров и общепринятых норм.

К республиканским относится Кодекс торгового море­плавания (КТМ) № 321-3, утвержденный 15.11.1999 г.

В контрактах имеется раздел «Транспортировка», ко­торый должен быть детально разработан с целью определе­ния всех основных аспектов перевозки, а не ограничивать­ся отсылкой к условиям ИНКОТЕРМС.

Общепринятые нормы, как правило, излагаются в меж­дународных конвенциях. Перспективы развития морских перевозок для республики, не имеющей выхода к морю, какой является Беларусь, предполагают:

■ приведение КТМ в соответствие с международными конвенциями, и в первую очередь с так называемыми Гаагскими правилами,  Правилами Висби, Гамбургскими правилами;

■ развитие в республике флота «река - море»;

■ распространение правовых знаний, касающихся мор­ских перевозок, повышение квалификации и профессио­нализма кадров.

Для рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из договорных отношений в процессе торгового морепла­вания морских судов и судов внутреннего плавания по международным водным путям, и распространения право­вых знаний среди отечественных субъектов хозяйствова­ния в составе Международного арбитражного суда при Бе­лорусской торгово-промышленной палате создана мор­ская арбитражная комиссия.

Речной транспорт. Внутренние водные пути республи­ки достаточно разветвленные, но используются не полно­стью. Грузооборот речного транспорта снижается. Потен­циальные возможности речного транспорта и его инфра­структуры в последнее время невостребованны. Судо­ходными путями республика связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, За­падная Двина, Неман, а также Днепро-Бугский канал. В интересах интеграции в мировую транспортную судо­ходную сеть коммерческий интерес представляют реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку эк­спортно-импортных грузов (калийные удобрения, пова­ренная соль, руда, уголь, сапропель) в Придунайские стра­ны и черноморские порты. Однако по маневренности, ско­рости этот вид транспорта уступает другим. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей республи­ки составляет 1798 км. В республике функционируют 10 речных портов, 8 из которых имеют механизированные причалы (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск). Порты Мозырь, Гомель имеют железнодорожные подъездные пути и приспособле­ны для перевалки грузов с железной дороги на воду и в об­ратном направлении. Порт Брест имеет железнодорожные подъездные пути западной колеи, что позволяет обрабаты­вать грузы, следующие в страны Западной Европы, в сме­шанном железнодорожно-водном сообщении. В настоящее время все имеющиеся возможности используются слабо.

 

Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:

■ большая провозная способность на глубоководных ре­ках;

■ невысокая себестоимость перевозок;

я небольшие капитальные затраты на организацию су­доходства по водным путям.

К недостаткам речного транспорта следует отнести се­зонность работы, неравномерность глубины рек, неболь­шую скорость перевозок, относительно большие сроки до­ставки грузов, заданное природой направление водных ма­гистралей. Имеются все условия для более широкого использования речного транспорта, особенно в тех райо­нах, которые тяготеют к речным путям, при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния.

Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта во внутреннем сообщении республики не столь значительна. Этот вид транспорта существенно отличается от наземно­го. Он способен доставлять грузы в любых направлениях. Номенклатура грузов, принимаемых к перевозкам, доста­точно широкая, а транспорт самый скоростной. Однако се­бестоимость перевозок грузов высокая. Используется для доставки товаров в труднодоступные районы, в чрезвы­чайных ситуациях, а также для доставки особо ценных грузов, когда требуется срочная их доставка.

Трубопроводный транспорт. Этот вид транспорта на территории Республики Беларусь широко используется для транспортировки нефти и газа. Доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте республики существенна и составляет более 50 %, в том числе нефтепроводов около 38 %.

На территории республики функционируют магист­ральные трубопроводы по перекачке природного газа, не­фти, бензина и дизельного топлива. Проходящие по терри­тории Республики Беларусь магистральные трубопрово­ды, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протя­женность 2,9 тыс. км; природного газа - 5,9 тыс. км и не­фтепродуктов -1,2 тыс. км. Транспортировку нефти и природного газа для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют Гомельское и Но­вополоцкое предприятия транспорта нефти «Дружба» и государственное предприятие «Белтрансгаз».

Транзит сырой нефти выполняется по следующим на­правлениям: Гомельское предприятие - Адамова Застава (РФ), Мозырь - Польша - Германия с ответвлением на Укра­ину, Венгрию, Словению (через Броды); Новополоцкое пред­приятие - Сургут - Полоцк «Дружба» с ответвлениями на Новополоцк, Мажейкяй (Литва), Вентспилс (Латвия).

В республике функционируют три магистральных не-фтепродуктопровода, по которым перекачиваются дизель­ное топливо и бензин: Унеча - Полоцк, Унеча - западная граница, Новополоцк - Минск (Фаниполь).

Транзит российского природного газа осуществляется по следующим направлениям: в Украину, Польшу, Литву и Калининградскую область России. Строится новая сис­тема магистральных газопроводов «Ямал - Европа», кото­рая пройдет также по территории Беларуси. Она обеспечи­вает надежную бесперебойную подачу нефти и газа в любое время, имеет высокую пропускную способность и низкую по сравнению с железнодорожным и водным транспортом себестоимость.

Рассмотренные особенности каждого вида транспорта позволяют определить целесообразность использования в конкретных условиях одного из них для транспортировки различного рода грузов. Задача состоит в том, чтобы обес­печить эффективность перевозок, исключив встречные, излишне дальние, повторные перевозки.