Характеристика отдельных видов транспорта | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Менеджмент | Просмотров: 5472 | Комментирии: 0 | 01-03-2014 12:31 |
Характеристика отдельных видов транспорта
В состав единой транспортной системы страны входят следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопроводный.
Железнодорожный транспорт. Он является частью евроазиатского железнодорожного комплекса. Магистральный железнодорожный транспорт республики представлен производственным комплексом «Белорусская железная дорога», промышленно-производственным объединением «Белпромжелдортран». Железнодорожный транспорт является ведущим по показателям выполняемой перевозочной работы. На его долю приходится более 70 % общего грузооборота страны. Это объясняется тем, что железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:
■ возможность сооружения железнодорожных путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий;
в высокая провозная и пропускная способность;
а осуществление массовых перевозок в сочетании с относительно невысокой себестоимостью перевозок грузов;
и регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года, суток;
в сравнительно высокая скорость движения и более короткие сроки доставки;
в высокие показатели работы.
Для железнодорожного транспорта характерна высокая степень универсальности. Этим транспортом могут перевозиться различные по характеру грузы, достаточно разнообразен подвижной состав, хорошо развита сеть железных дорог. Железнодорожный транспорт может перевозить разнообразные товары в любой упаковке, обеспечивать регулярность и надежность перевозок в любое время года. К существенным его преимуществам следует также отнести сравнительно низкую себестоимость перевозок при относительно быстрой доставке грузов, что целесообразно использовать при достаточно больших объемах перевозок на средние и дальние расстояния. В последние годы наблюдается тенденция снижения объемов перевозок в связи с переключением на автомобильный транспорт.
Автомобильный транспорт. Учитывая компактное расположение Республики Беларусь, автомобильный транспорт играет важную роль в организации перевозок грузов на ее территории.
Через территорию республики осуществляется большой объем транзитных перевозок (перевозчики - Россия, Болгария, Германия, Литва, Польша, Украина, Чехия, Словакия, Венгрия).
К числу наиболее благоустроенных и имеющих важное значение для экономики страны относятся автомобильные дороги международного значения: граница Российской Федерации - Брест, Гомель - Жлобин - Минск - граница Литвы; Гомель - Могилев - Витебск - граница Российской Федерации, а также дороги, обеспечивающие внутриреспубликанские перевозки: Брест - Пинск - Гомель и Витебск - Могилев - Гомель.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования на 01.01.1998 г. составила 52,4 тыс. км. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием еще недостаточна и ниже, чем в соседних государствах (Украина, Литва, Латвия, страны Западной Европы).
Наиболее густая сеть автомобильных дорог - в западных и центральных районах: Берестовицком, Волковыс-ском, Зельвенском, Жабинковском, Дзержинском, Несвижском, Клецком и др.
Чрезвычайно важное значение имеют автомобильные дороги в районах, где отсутствует железнодорожная сеть. Таких районов в республике более 20. Автомобильные дороги низкого качества: 36 % от общей протяженности требуют ремонта.
Продолжает совершенствоваться система трансъевропейских и национальных автомагистралей.
Интенсивное развитие и широкое использование этого вида транспорта определено рядом технико-экономических особенностей:
■ большая маневренность и подвижность позволяют организовать доставку груза «от двери до двери», что во многих случаях делает этот вид транспорта более предпочтительным по сравнению с железнодорожным, при применении которого возникает необходимость в дополнительных грузовых операциях на участках «железная дорога -склад товарополучателя», «железная дорога - склад грузоотправителя »;
■ высокая скорость доставки, особенно при перевозках грузов на короткие расстояния;
■ доставка грузов без промежуточных перегрузок в пути от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, его сохранность;
■ возможность выбора максимально коротких расстояний для доставки грузов;
■ небольшие капитальные вложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния.
На автомобильном транспорте можно перевозить грузы небольшими партиями. На малые расстояния груз доставляется достаточно быстро, обеспечиваются надлежащая регулярность и надежность перевозок. Но себестоимость
перевозок грузов достаточно высокая, поскольку грузоподъемность автотранспортного средства мала, а затраты на топливо и смазочные материалы высоки. Этот вид транспорта целесообразно использовать для завоза товаров в розничную торговую сеть, для перевозки скоропортящихся товаров. В определенных случаях он применяется для международных перевозок.
Увеличению перевозок автомобильным транспортом мешают следующие факторы: неудовлетворительное состояние значительной части автомобильных дорог, недостаточная и неудовлетворительная структура подвижного состава, высокая стоимость перевозок в сравнении с железнодорожным транспортом.
Основными направлениями развития автомобильного транспорта являются:
■ концентрация автотранспортных средств, повышение эффективности их использования;
■ увеличение централизованных перевозок грузов;
■ улучшение технико-экономических показателей работы автотранспорта;
■ сокращение эксплуатационных расходов;
■ обновление автопарка, улучшение его структуры;
■ совершенствование организации технического обслуживания и ремонта автомобильного парка.
Водный транспорт. В республике этот вид транспорта в общем объеме грузоперевозок занимает последнее место. Его возможности диктуются естественными природными условиями. Себестоимость перевозок этим видом транспорта невысокая. Их регулярность зависит от продолжительности навигационного периода. Для перевозок используется морской я речной транспорт.
Морской необходим при торговых взаимоотношениях со странами, находящимися на других континентах, при международной торговле. Морские транспортные суда могут обеспечить перевозку больших грузов с учетом их специфических особенностей. Суда могут предназначаться Для перевозки сухих, наливных грузов; грузов в пакетах, контейнерах и др. Для скоропортящихся грузов используются рефрижераторы, для перевозки автомобилей - автомобильные паромы и т. д.
Морской транспорт характеризуется следующими особенностями:
■ возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов при внешнеторговом обороте;
■ морские пути являются естественными путями, поэтому не требуют затрат по их содержанию;
в высокая пропускная способность, большие объемы перевозок, зависящие в основном от оснащения и развития морских портов;
а себестоимость перевозки грузов на большие расстояния относительно невысокая.
К недостаткам морского транспорта следует отнести: зависимость от естественно-географических и навигационных условий, необходимость создания и поддержания на морских побережьях сложного высокомеханизированного портового хозяйства.
Республика Беларусь не имеет своих морских путей и портов и вынуждена решать сложные проблемы стыковки различных видов транспорта и перевалки грузов в установленных пунктах.
Из-за отсутствия собственных морских путей на территории Республики Беларусь любая морская перевозка для субъектов хозяйствования является международной. Опыта в этой области у белорусских фирм недостаточно, и особенно сложным является оформление договоров на перевозку грузов морским транспортом, их страхование.
Для морских перевозок характерна самая высокая степень унификации правовых норм. Нормативная база, регулирующая перевозки, состоит из республиканских документов, международных договоров и общепринятых норм.
К республиканским относится Кодекс торгового мореплавания (КТМ) № 321-3, утвержденный 15.11.1999 г.
В контрактах имеется раздел «Транспортировка», который должен быть детально разработан с целью определения всех основных аспектов перевозки, а не ограничиваться отсылкой к условиям ИНКОТЕРМС.
Общепринятые нормы, как правило, излагаются в международных конвенциях. Перспективы развития морских перевозок для республики, не имеющей выхода к морю, какой является Беларусь, предполагают:
■ приведение КТМ в соответствие с международными конвенциями, и в первую очередь с так называемыми Гаагскими правилами, Правилами Висби, Гамбургскими правилами;
■ развитие в республике флота «река - море»;
■ распространение правовых знаний, касающихся морских перевозок, повышение квалификации и профессионализма кадров.
Для рассмотрения и разрешения споров, вытекающих из договорных отношений в процессе торгового мореплавания морских судов и судов внутреннего плавания по международным водным путям, и распространения правовых знаний среди отечественных субъектов хозяйствования в составе Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате создана морская арбитражная комиссия.
Речной транспорт. Внутренние водные пути республики достаточно разветвленные, но используются не полностью. Грузооборот речного транспорта снижается. Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктуры в последнее время невостребованны. Судоходными путями республика связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, а также Днепро-Бугский канал. В интересах интеграции в мировую транспортную судоходную сеть коммерческий интерес представляют реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренная соль, руда, уголь, сапропель) в Придунайские страны и черноморские порты. Однако по маневренности, скорости этот вид транспорта уступает другим. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей республики составляет 1798 км. В республике функционируют 10 речных портов, 8 из которых имеют механизированные причалы (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск). Порты Мозырь, Гомель имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для перевалки грузов с железной дороги на воду и в обратном направлении. Порт Брест имеет железнодорожные подъездные пути западной колеи, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы, в смешанном железнодорожно-водном сообщении. В настоящее время все имеющиеся возможности используются слабо.
Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:
■ большая провозная способность на глубоководных реках;
■ невысокая себестоимость перевозок;
я небольшие капитальные затраты на организацию судоходства по водным путям.
К недостаткам речного транспорта следует отнести сезонность работы, неравномерность глубины рек, небольшую скорость перевозок, относительно большие сроки доставки грузов, заданное природой направление водных магистралей. Имеются все условия для более широкого использования речного транспорта, особенно в тех районах, которые тяготеют к речным путям, при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния.
Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта во внутреннем сообщении республики не столь значительна. Этот вид транспорта существенно отличается от наземного. Он способен доставлять грузы в любых направлениях. Номенклатура грузов, принимаемых к перевозкам, достаточно широкая, а транспорт самый скоростной. Однако себестоимость перевозок грузов высокая. Используется для доставки товаров в труднодоступные районы, в чрезвычайных ситуациях, а также для доставки особо ценных грузов, когда требуется срочная их доставка.
Трубопроводный транспорт. Этот вид транспорта на территории Республики Беларусь широко используется для транспортировки нефти и газа. Доля трубопроводного транспорта в общем грузообороте республики существенна и составляет более 50 %, в том числе нефтепроводов около 38 %.
На территории республики функционируют магистральные трубопроводы по перекачке природного газа, нефти, бензина и дизельного топлива. Проходящие по территории Республики Беларусь магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протяженность 2,9 тыс. км; природного газа - 5,9 тыс. км и нефтепродуктов -1,2 тыс. км. Транспортировку нефти и природного газа для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют Гомельское и Новополоцкое предприятия транспорта нефти «Дружба» и государственное предприятие «Белтрансгаз».
Транзит сырой нефти выполняется по следующим направлениям: Гомельское предприятие - Адамова Застава (РФ), Мозырь - Польша - Германия с ответвлением на Украину, Венгрию, Словению (через Броды); Новополоцкое предприятие - Сургут - Полоцк «Дружба» с ответвлениями на Новополоцк, Мажейкяй (Литва), Вентспилс (Латвия).
В республике функционируют три магистральных не-фтепродуктопровода, по которым перекачиваются дизельное топливо и бензин: Унеча - Полоцк, Унеча - западная граница, Новополоцк - Минск (Фаниполь).
Транзит российского природного газа осуществляется по следующим направлениям: в Украину, Польшу, Литву и Калининградскую область России. Строится новая система магистральных газопроводов «Ямал - Европа», которая пройдет также по территории Беларуси. Она обеспечивает надежную бесперебойную подачу нефти и газа в любое время, имеет высокую пропускную способность и низкую по сравнению с железнодорожным и водным транспортом себестоимость.
Рассмотренные особенности каждого вида транспорта позволяют определить целесообразность использования в конкретных условиях одного из них для транспортировки различного рода грузов. Задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективность перевозок, исключив встречные, излишне дальние, повторные перевозки.