Структура и содержание технологического процесса магазина | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Менеджмент | Просмотров: 2706 | Комментирии: 0 | 01-03-2014 12:32 |
Структура и содержание технологического процесса магазина
В практике деятельности магазинов технологические процессы осуществляются в незвсредственной взаимосвязи с коммерческими и по своей природе вторичны. Абстрагируясь от этой взаимосвязи, можно условно весь технологический процесс разделить назсновные и вспомогательные операции.
Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. Встмогателъные же процессы обеспечивают постоянное возобновление основных. Пооперационное содержание основных и вспомогательных составляющих технологического процесса можно представить следующим образом:
Основные 1 Вспомогательные |
|
операции технологического процесса магазина |
|
• организация покупательских потоков в торговом зале; |
• разгрузка товаров с транспортных средств; |
• размещение и выкладка товаров на оборудовании; |
• распаковка и приемка товаров по количеству и качеству; |
• организация расчетов за отобранные покупателями товары; |
• доставка в кладовые, хранение и перемещение к местам подготовки товаров к продаже; |
• упаковка товаров; |
• подготовка товаров к продаже; |
• оказание дополнительных услуг, |
• доставка товаров в торговый зал; |
сервис. |
|
|
• организация хранения и сдачи тары. |
Структура, последовательность и взаимосвязи основных и вспомогательных операций технологического процесса представлены на рис.
Содержание основных и вспомогательных технологических процессов магазинов различных типов имеет свою специфику, определяемую их товарной специализацией, используемыми методами продажи, а также размерами.
Наряду с выделением основных и вспомогательных операций весь технологический процесс также условно разделяют на три основных этапа:
Рис. 14.3. Структура и последовательность технологического процесса магазина
Технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.
Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров.
Все операции технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.
В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (рис.).
Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже
Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.
Вторая схема технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.
Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовка, утюжка, чистка и т. д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.
В большинстве магазинов одновременно действуют все три схемы.
Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т. д.
Главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса, является метод продажи. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения помещений магазина, потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Поэтому очень важно, насколько коммерчески точно просчитан выбор метода(ов) розничной продажи для конкретного магазина.