Специфика и структура философского знания. Отрасли философии, философские дисциплины.
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Философия | Просмотров: 2449 | Комментирии: 0 | 01-01-2014 22:56
2. Специфика и структура философского знания. Отрасли философии, философские дисциплины.
Философское знание – знание критическое, т.е. в философии нет веры. Философское знание - знание рациональное, т.е. оно опирается на человеческий разум. Рефлективный характер философского знания (обращенность назад). Сутью рефлекторного акта является строгая ревизия философией своих собственных оснований, т.е. каждый элемент высказывания подвергается строгой ревизии. В структуре философии выделяют несколько самостоятельных разделов (философских дисциплин), изучающих различные философские проблемы. Среди них:
Онтология – учение о бытии (о сущем), т.е. об основах всего существующего (природы, человека, мышления), и о том, что является причиной возникновения мира и его главной движущей силой).
Гносеология – теория познания, т.е. наука о познании мира и способах его познания.
Логика (греч.Логос – учение) – наука о мышлении человека, его законах и формах.
Этика – теория морали, наука о нравственности (категории - добро, зло, совесть и др).
Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве.
Социальная философия (социум – общество) – философское учение об обществе.
Философская антропология – философия человека (его сущности, смысле и целях жизни).
Аксиология (греч.Аxiа - ценность) – учение о человеческих ценностях и их природе Праксиология – учение о правильных действиях. Методология – учение о методах. Эпистемология - научное познание. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
2. однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.
Можно выделить также следующие особенности философского знания:
1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);
2. носит предельно общий, теоретический характер;
3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
4. во многом субъективно – несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.
6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
8. имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;
9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
10. в то же время динамично – постоянно развивается и обновляется;
11. опирается на категории – предельно общие понятия;
12. неисчерпаемо по своей сути;
13. ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путём. Философские проблемы находят своё решение для данных людей и в данное время, но потом приходят другие люди, другое поколение и опять сталкиваются с этими же вопросами.
Философия – это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.