Гармония разума и веры в учении Фомы Аквинского.
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Философия | Просмотров: 1891 | Комментирии: 0 | 01-01-2014 23:02
Гармония разума и веры в учении Фомы Аквинского.
Фома Аквинский- выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, комментировал тексты библии и труды Аристотеля, последователем которого был. Так же в его работах рассматривались вопросы права, морали, государственного устройства и экономики. Исходный принцип в его учениях- БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ: человеку для спасения необходимо знать то, что ускользает от его разума, через божественное откровение. Философия изучает « истины разума», а теология, по мнению Фомы Аквинского, «истины откровения». Объектом и источником всякой истины является Бог, поэтому существенных противоречий между теологией и философией нет.
О БЫТИИ. Бог –первопричина и конечная цель всего сущего,» чистая форма», «чистая актуальность». А сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи., ибо благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Материя- « слабейший вид бытия» Аквиан делил все сущее на субстанции и акциденции, т. е. атрибуты, свойства материи, являющиеся определениями субстанции.
О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ДУШЕ. Индивидуальность- единство души и тела. Душа обладает животворящей силой человеческого организма, она бессмертна, но имеет свою полноту лишь в единстве с телом.
О ПОЗНАНИИ, Человеку присущи 2 способности познания- чувство и интеллект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не сам объект, а то, что уподобляется ему- «вид» опедмета, являющийся его познаваемым образом. По мнению Аквиана, все общее существует трояко: « до вещей»( в разуме Бога как идеи будущих вещей), « в вещах», получив конкретное существование, и «после вещей»-в мышлении человека.
ОБ ЭТИКЕ. Бог- абсолютное благо, а зло- лишенность блага, зло является менее совершенным благом, оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все степени совершенства. Блаженство- в познании абсолютной истины-БОГА.
ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ. Человек-существо общественное. Главная цель гос. Власти – содействие благу, сохранять в обществе мир и справедливость, поддерживать добродетельный образ жизни подданных и предоставлять для этого все необходимые условия. . Идеальная форма правления- монархия( но не тирания!!!) философское знание – всего лишь подспорье, потому что есть еще и прямой, непосредственный путь постижения Бога – через религиозную веру в него. Путем молитвы, поста, благоговения и трепета верующий может получить Божественное откровение, то есть неким непостижимым чудесным образом узреть истины величайшие и вечные, которые никогда не могут быть добыты разумом и философией. Понятно, что этот мистический путь выше и совершеннее, чем рациональное познание, что вера выше разума, а религия выше философии. Если, например, между положениями веры и разума возникают противоречия, значит, ошибается разум, потому что вера ошибаться не может. Важно, что между тем и другим возможна гармония, что религия и философия ведут к одному и тому же, поэтому надо всесторонне обосновывать и разрабатывать их союз. Необходимо уметь преодолевать возникающие противоречия между верой и разумом, ибо они возникают не от принципиальной неразумности веры и не от абсолютной неприменимости разумного к религиозным предметам, но только от нашего неумения, а возможно, и нежелания увидеть и понять их возможное согласие.