Сочинение «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности» | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Сочинения | Просмотров: 22108 | Комментирии: 0 | 08-01-2014 11:22 |
«Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности»
Г. Б. де Мабли
Французский просветитель и философ Габриэль Бонно де Мабли поднимает проблему взаимосвязи политики и морали. По мнению автора, любая политика должна основываться на нормах морали и нравственности. Такой же точки зрения придерживались многие великие мыслители:
Ж. Руссо призывал к соединению политики и морали, он говорил, что, кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой и все, что является нравственным злом, является злом и в политике, а Т. Джефферсон считал, что все искусство состоит в искусстве быть честным.
Я полностью согласна с позицией автора. Ведь политика устанавливает свои законы, основывающиеся на морали, которая, в свою очередь, опирается на нравственность самого
общества – в обратном случае все это может перерасти в диктатуру, не способную обеспечить людям благополучную и счастливую жизнь.
Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, основной задачей которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. На самом деле, в переводе с греческого языка политика означает «искусство управления государством». А в таком «искусстве», на мой взгляд, крайне необходимо придерживаться норм морали и нравственности. Итак, мораль – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести в отличие от нравственности, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. Известно, что политика тесно связана с понятием «право», которое, в свою очередь, обладает рядом общих черт с моралью: в системе социальных норм право и мораль являются универсальными, распространяющимися на все общество, они имеют один объект регулирования – общественные отношения, выступают мерой свободы в обществе, а также связаны с категорией «социальная справедливость».
В эпоху традиционных обществ связь политики и морали была наиболее тесной. Особенно четко это проявлялось на Востоке. К примеру, Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, он призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв был, прежде всего, обращен к правящим, поскольку соблюдение ими принципов добродетели играло решающую роль и предопределяло господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». Конфуцианство – этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае спустя 300 лет после смерти Конфуция – оказало огромное влияние на развитие политической жизни Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Китайский император мог даже лишиться власти, если его поведение противоречило морально-этическим нормам.
Другим ярким примером является Людовик XVI, для которого политика была неотделима от морали. Он пришел к выводу, что государь должен быть справедливым, благодетельным, гуманным, по возможности избегать войн, заботиться о счастье подданных и хранить их привилегии. У правителя Франции сложились идеальные, возвышенные представления о том, что король должен быть высоконравственным человеком и добрым отцом для своих подданных. Несмотря на то, что его реформы вызывали бесконечные споры, можно отметить значимые достижения правления
Людовика XVI. В частности, при данном правителе Франция помогла североамериканским колониям Англии стать независимым государством, во внутренней политике можно выделить достаточно успешную реорганизацию армии.
Таким образом, Г. Б. де Мабли совершенно верно заметил, что политика и нравственность тесно взаимосвязаны: для хорошего правителя нормы морали должны обладать большой ценностью, - только в этом случае он сможет создать сильное государство.