Сочинение "Когда народ много знает, им трудно управлять"
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Сочинения | Просмотров: 31770 | Комментирии: 0 | 08-01-2014 11:24

Когда народ много знает, им трудно управлять»

Лао-Цзы

 

     Высказывание древнекитайского философа Лао-Цзы обращено к проблеме политического сознания и его влияния на жизнь общества. Автор считает, что знающими и понимающими людьми гораздо сложнее управлять, чем толпой неграмотных людей.

     Я полностью согласна со словами философа: трудно повлиять на человека, который, не боясь высказывать собственное мнение, выделяется из толпы, а не теряется в серой массе.

     Политическое сознание – это совокупность взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой политике и определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства. Одним из основных функций политического сознания является мобилизующая, которая заключается в побуждении людей к политически ориентированному поведению ради отстаивания своих интересов. Поэтому важное значение в данном вопросе имеет такое понятие, как «политическое участие», т. е. действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти. Говоря о государстве в целом, следует упомянуть о массовом политическом сознании, которое выражает общественное мнение, настроение и действие масс. Таким образом, взгляды и настроение самого общества могут оказать существенное влияние на управление государством.

     В истории много примеров, когда люди конфликтовали с властью и не боялись оспаривать ее. В России начала XX века при абсолютизме личность подавлялась, и человек не имел права выражать свое мнение безнаказанно. С детства в человека закладывали тот образ мышления, который нужен был государству. Еще в годы русско-японской войны идеологи различных партий формировали сознание солдат в нужном им направлении. Они говорили им, что война ведется исключительно ради интересов правителей государств, а простому народу она ничего не даст. Знание таких причин войны спровоцировало революцию 1905-1907 гг. в России.

     Другим ярким примером является Великая французская революция. Постепенно в течение XVIII века в верхах французского общества появлялось понимание того, что старый порядок нужно реформировать. Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны физиократы и энциклопедисты, в умах образованной части общества произошел переворот. Среди представителей духовенства, дворянства и буржуазии утверждалась мысль о том, что власть короля являлась насильственной по отношению к правам сословий (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). В условиях подобной напряженности революция была просто неизбежна.

     Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, если общество осознает значимость своих знаний, им трудно управлять. Не подчиняясь идеологии, человек становится свободным, а значит, его индивидуальность не подавляется, что можно назвать высшей ценностью.