Сочинение «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели»
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Сочинения | Просмотров: 25637 | Комментирии: 0 | 08-01-2014 11:29

«Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели»

Б. Шоу

 

     Британский философ и писатель Бернард Шоу обращается к проблеме сущности демократического режима. По мнению автора, уровень развития демократии в государстве напрямую зависит от политической культуры общества.

     Я полностью согласна с данным мнением: долгом каждого гражданина является участие в политической жизни своего государства. По своему существу есть самоуправление народа, но для того, чтобы это самоуправление не было пустой фикцией, надо, чтобы народ выработал свои формы организации. Это должен быть народ, созревший для управления самим собою, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. Мне вспомнились слова русского философа, писателя и публициста И. Ильина: «Участнику демократического строя необходим личный характер и преданность Родине, черты, обеспечивающие в нем определенность воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество».

     Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо более детально рассмотреть понятие «демократия». Итак, это форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Одним из особенностей демократического режима является опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности. Значит, большое значение в данной проблеме имеет политическая культура, т. е. культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность. Важно отметить, что центральным, связующим элементом политической культуры является политическое мировоззрение – система обобщенных взглядов на политический мир, составляющая часть общемировоззренческой системы данного общества. Значимость политической культуры для личности, группы, общества находит отражения в ее функциях. Можно выделить следующие основные функции: воспитательная, которая заключается в формировании политического сознания граждан, а именно ценностей, суждений, оценок, мнений о политике, и интегративная функция, выражающаяся в повышении уровня целостности и организованности общественной системы, от чего, несомненно, зависит уровень демократии в государстве.

     Рассмотрим проблему с разных сторон. Например, в США демократия однозначно появилась на основе политических ценностей и убеждений самого американского народа. Уважение к правам и свободам человека, как со стороны правительства, так и со стороны граждан дало основу для формирования истинной демократии, а не просто ее видимости.

     Напротив, примеров «народной незрелости» даже в государствах с, казалось бы, устоявшейся демократией можно привести очень много. Обращусь к примеру, приведенному русским либеральным юристом С. А. Котляревским, который описал, как в Швейцарии второй половины XIX века (уже в то время представлявшей классическую демократию) всенародным голосованием были отвергнуты право на труд, введение бесплатной медицинской помощи и некоторые другие прогрессивные законопроекты, поскольку швейцарские граждане испытывали недоверие к социальным новшествам и не были расположены к крупным государственным тратам.

     Таким образом, можно сделать вывод, что прежде чем говорить о построении демократического общества, следует поднять политическую культуру граждан, дать им почувствовать возможность влияния на процессы, происходящие государства.