Сочинение “мировоззрение”
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Сочинения | Просмотров: 8298 | Комментирии: 0 | 27-02-2014 12:41

Сочинение - рассуждение по литературе на тему "Мировоззрение"

 

СКАЧАТЬ:  filosofia_esse.zip [13,07 Kb] (cкачиваний: 65)

 

Для того, чтобы рассуждать над понятием "мировоззрение”, необходимо иметь представление о смысловой наполненности данного термина, входящих в него системах и подсистемах. Также нужно знать, из каких уровней состоит мировоззрение, на какие формы оно подразделяется, и какие компоненты структуры в себя включает.

Мировоззрение – система наиболее общих представлений об окружающем мире и месте человека в нем, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их ценностные ориентации, убеждения, духовные стремления, интересы и идеалы. Данное понятие включает в себя две системы – "человек” и "мир”, которые в свою очередь разделяются на 4 подсистемы – генетическую (раскрывает природные и социальные обусловленности), гносеологическую (познание), аксиологическую (ценностную) и духовно-практическую. Мировоззрение имеет два уровня: живой и рациональный. Живой уровень состоит из мироощущения, мировосприятия и миропредставления, а рациональный – из миропонимания и мироразмышления. Мировоззрение имеет формы, различающиеся содержанием, временем возникновения. Выделяют мифологическое, религиозное, обыденное, научное мировоззрения. Философия также является мировоззрением, но ее отличие от других форм заключается в тесной связи с наукой. По мере исторического развития человека менялись и его взгляды на окружающую действительность.

Самая ранняя форма мировоззрения - мифологическая. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на окружающий мир и место человека в нем, основывающихся не на теоретических положениях, а на духовно-эмоциональных, иллюзиях, возникших в результате неправильного восприятия социальных явлений и места человека в них. Мифология, в отличие от науки, способна объяснить все явления, происходящие в жизни. В прекрасной книге "Золотая ветвь” ученого-эволюциониста Д. Фрезера описывается цепочка "магия - религия – наука”. Она ярко демонстрирует изменение взглядов на мир представителей человеческого рода. Изначально человек чувствовал себя властелином мира, которому подчиняются природные стихии, течение времени, он позволял себе приказывать богам, требовать исполнения воли людей. Однако спустя время происходит переосмысление взглядов на окружающий мир. Человек начинает ощущать свою незначительность, слабость по сравнению с природой. Требования к богам сменяются молитвами. Так появляется религиозное мировоззрение. Желание объяснить явления окружающего мира, тяга к познанию привело к возникновению науки и научного мировоззрения.

Свое мировоззрение я считаю вполне сформировавшимся. Я верю в то, что настолько сложно организованный мир не мог возникнуть сам по себе. По моему мнению, существует высший разум – абсолют, нечто совершенное, завершенное, универсальное, необусловленное, свободное от ограничений, а также невыразимое, создавшее вселенную, галактики, планеты, населившее землю живыми организмами, вдохнувшее жизнь в человека. Я верю в закон вселенского равновесия. На правой чаше весов находится все положительное, совершенное человеком, на левой – отрицательное, негативное. Человек волен совершать все, что ему захочется, но ему придется платить за свои деяния. Если человек готов отвечать за свои поступки, то он воспримет последствия не как наказание, а как дополнительную возможность все исправить, начать сначала, ведь он будет осознавать свои ошибки и не станет вновь наступать на те же грабли. Добро притягивает добро, негатив же рано или поздно возвращается.

Совершая поступки, человек должен опираться не только на законы, но и на неписаные нормы морали, которые должны прививаться в главном и наиболее важном институте воспитания – семье. Ведь именно с семьей человек проводит большую часть своей жизни, именно в семье происходит становление личностных качеств.

Завершить хотелось бы словами Сенеки: "Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого”. Главная задача человека – внести свой вклад в развитие мира, оставить свой след на земле. И поэтому вся его жизнь должна заключаться в совершении положительных поступков и гуманности.