Дипломная работа "Перспективы финансирования социальной сферы в России"
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Социология | Просмотров: 574 | Комментирии: 0 | 23-09-2020 13:42

Скачать:  1365527562_diplom_na_temu_finansy_v_reshenii_sotsialnykh_pro.zip [2,24 Mb] (cкачиваний: 0)

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Задачи финансов в решении социальных проблем современной России  5

1.1 Государственные финансы и их роль в социальной сфере. 5

1.2 Децентрализованные финансы в решении социальных проблем населения. 18

1.3 Роль финансового рынка в решении социальных проблем. 27

Глава 2. Влияние финансово-кредитной системы России на развитие социальной сферы   32

2.1 Анализ механизмов финансирования социальной сферы в прошедшие годы   32

2.2 Исследование финансирования федеральных целевых программ. 48

2.3 Финансовые методы воздействия на социальную сферу. 56

Глава 3. Перспективы финансирования социальной сферы в России. 65

3.1 Исследование зарубежного опыта бюджетного финансирования социальных проблем  65

3.2 Меры внебюджетного финансирования, направленные на развитие социальной сферы   70

Заключение. 75

Список использованной литературы.. 79


 

Введение

 

Социальное преобразование общества возможно 2 способами: революционным и реформаторским. Революционный способ связан с большими финансовыми и материальными потерями.

Реформаторский способ предполагает эволюционное развитие, преемственность, отсутствие жертв и больших массовых потерь. Это тоже требует значительных финансовых затрат, являясь чаще длительным процессом. Потери при таком способе не сравнимы с финансовыми и людскими потерями, сопутствующими вооруженной борьбе. Успешное проведение реформ возможно при разумном использовании налогов, займов, инвестиций, социальных пособий и т. д.

Воздействие финансов на социальную сферу решает 2 задачи. Изыскание необходимых финансовых ресурсов для финансирования мероприятий по социальным реформам и рациональное их использование. Могут осуществляться социальные реформы, направленные на развитие новых отношений в производстве, решение вопросов в ходе смены производственных отношений либо связанные с ускоренным развитием производительных сил без смены производственных отношений (индустриализация и т. д.).

Финансовые мероприятия по согласованию экономических интересов основных групп и классов общества, проводятся как правило, на компромиссной основе. Наука еще не выработала механизмов для успешного развития и хода реформ, все осуществляется путем проб и ошибок. Это и определило актуальность темы дипломной работы.

Цель данной дипломной работы – выявить перспективы финансирования социальной сферы в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить роль государственных финансов в социальной сфере,

- определить место децентрализованных финансов в решении социальных проблем населения,

- проанализировать механизмы финансирования социальной сферы,

- исследовать финансирование федеральных целевых программ,

- изучить финансовые методы воздействия на социальную сферу,

- выявить перспективы финансирования социальной сферы в России, основываясь на зарубежном опыте.

Объектом исследования в данной дипломной работе стала социальная сфера. А предметом исследования – финансирование социальной сферы.

Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике.

 

 

 

 


 

Глава 1. Задачи финансов в решении социальных проблем современной России

1.1 Государственные финансы и их роль в социальной сфере

 

В зарубежной литературе финансовая система определяется как совокупность рынков и инструментов,  используемых для заключения финансовых сделок,  обмена активами и рисками[1].  Данное определение отражает институционально-рыночную сторону финансов, но не их сущность как совокупность денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов.

Отечественные специалисты при трактовке понятия «финансовая система» исходят из содержания финансов как экономической категории,  но определяют ее по-разному.

Проф. А.М. Ковалева определяет финансовую систему как совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений,  каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании денежных фондов и играет различную роль в общественном производстве»[2]. Аналогичного мнения придерживаются проф. М.В.  Романовский,  проф.  Г.Н.  Белоглазова: «Под системой финансов понимается совокупность различных сфер финансовых отношений,  в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы)»[3].

Более полным определением финансовой системы,  отражающим как ее многозвенность,  так и наличие особенностей в формировании и использовании денежных фондов, различий в назначении элементов, является трактовка проф. А.М. Ковалевой: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений,  каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве»[4].

Анализ существующих подходов к определению финансовой системы позволяет установить,  что большинство авторов совершенно справедливо полагают, что система -  это совокупность определенных элементов (рис. 1.1), но сами элементы трактуются различно.

Рис. 1.1. Подходы к определению финансовой системы

 

Проф. А.М. Ковалева в составе финансовой системы выделяет две подсистемы: «общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне,  и финансы хозяйствующих субъектов,  используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне[5].

Итак, финансовая система представляет собой совокупность различных

сфер и звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве, и государственных и корпоративных органов управления финансами.

Структура финансовой системы Российской Федерации, сложившаяся в результате рыночных преобразований 1990-х годов, включает следующие сферы и звенья организации финансовых отношений (рис. 1.2).

Финансовая система - это не только совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, но и система финансовых учреждений, т.е. институциональная финансовая система. Совокупность финансовых учреждений (ведомств) представляет собой аппарат управления финансовой системой.

По экономическому содержанию государственные и местные финансы Российской Федерации неоднородны и включают следующие звенья:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Федерации;
  • бюджеты муниципальных образований;
  • государственные внебюджетные целевые фонды;
  • государственный кредит;
  • страховой фонд государства;
  • фондовый рынок.

 

Финансовая система Российской Федерации

Государственные и муниципальные финансы (публичные финансы)

Финансы домохозяйств

Бюджетный фонд (государственный бюджет)

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов

Бюджеты муниципальных образований

Внебюджетные фонды

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Государственный кредит

Резервный фонд государства,

Фонд национального благосостояния

Фондовый рынок

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы коммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Финансы индивидуальных предпринимателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Сферы и звенья финансовой системы Российской Федерации[6]

 

 

Рассмотрим каждое звено государственных и местных финансов. Федеральный бюджет. Наиболее важную роль в финансовой системе Российской Федерации играет федеральный бюджет. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы, за счет которых финансируются государственные федеральные и региональные целевые программы (национальные проекты), национальная оборона, государственная безопасность и правоохранительная деятельность, социальная сфера, проводятся мероприятия по структурной перестройке экономики, ее стабилизации, выполнению международных и внутригосударственных обязательств.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это региональный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В современной России роль региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответствующей территории возрастает, а поэтому усиливается значение бюджета субъекта Федерации в социально-экономическом развитии региона, растут его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это местный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций, возложенных на органы местного самоуправления.

Бюджет муниципального образования - основа финансовых ресурсов местного самоуправления (муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения, других муниципальных образований, определенных законодательством субъектов РФ). В бюджетах муниципальных образований могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Бюджеты различных уровней играют важную роль в развитии социальной политики государства. Поскольку бюджет является основным источником поддержания слабо защищенных слоев населения, то его роль в содержании этих самых слоев населения очень велика.

Государственные внебюджетные целевые фонды (ГВФ) организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно, но управляются государственными органами власти.

Государственные внебюджетные фонды - это денежные средства федерального правительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации[7].

К государственным внебюджетным целевым фондам относятся, прежде всего, государственные внебюджетные социальные фонды:

  • Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ);
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ);
  • Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
  • территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Они формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потере кормильца, на рождение и воспитание детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья. Объем государственных внебюджетных социальных фондов (по доходам и расходам) довольно внушительный: за последние годы они превышают 60% объема федерального бюджета.

Государственные социальные внебюджетные фонды формируются за счет отчислений юридических лиц и являются источником финансиро­вания расходов государства по пенсионному обеспечению, социальному страхованию и здравоохранению и реализации социальной политики. Социальная политика направлена на достижение эффективной мобили­зации финансовых средств, их распределению и использованию в рам­ках единой экономической системы для реализации социальных про­грамм и защиты граждан, обеспечения пенсиями пенсионеров, защиты граждан в условиях безработицы, лечения и отдыха и бесплатного ме­дицинского обслуживания граждан[8].

В этой связи экономическая нестабильность является барьером фи­нансовых возможностей подержания доли расходов государства на со­циальные нужды населения. Для управления фондами создаются соот­ветствующие административно-управленческие структуры. На это тра­тятся значительные суммы государственных средств.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований и государственные внебюджетные целевые социальные фонды в совокупности образуют бюджетную систему Российской Федерации.

Государственный кредит - специфическое звено финансовой системы, отражающее кредитные отношения по поводу мобилизации (заимствования) государством на платной и возвратной основе временно свободных денежных средств различных субъектов экономики для финансирования государственных расходов, не обеспеченных бюджетными доходами, а также предоставления государством кредитов и гарантий другим экономическим субъектам внутри страны и за рубежом.

Дополнительные финансовые ресурсы через государственные заимствования государство привлекает путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. В этой роли государство выступает как заемщик денежных средств. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

В то же время государство само может располагать временно свободными денежными ресурсами и в этом случае может выступать в роли кредитора.

В силу своей особой социально-правовой значимости государство может принимать на себя ответственность за погашение ссуд, взятых различными экономическими субъектами, т.е. может выступать в качестве гаранта.

Российская Федерация использует государственный кредит чаще как займы для финансирования дефицита федерального бюджета (все 90-е годы прошлого столетия наблюдался глубокий дефицит федерального бюджета) и бюджетов субъектов Российской Федерации, которые до настоящего времени испытывают дефицит денежных ресурсов.

Таким образом, государственный кредит - это система экономических отношений государства, с одной стороны, юридических, физических лиц, зарубежных экономических субъектов, с другой стороны, по поводу формирования ссудного фонда государства.

Резервный фонд и фонд национального благосостояния - это совокупность материальных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущерба, наносимого стихийными бедствиями и другими чрезвычайными событиями.

Фондовый рынок - рынок (организованный и внебиржевой), на котором продаются и покупаются ценные бумаги, а цены на них определяются спросом и предложением[9].

Российское законодательство рассматривает как идентичные понятия «фондовый рынок» и «рынок ценных бумаг». Организованный фондовый рынок - это фондовая биржа.

Основная функция фондовой биржи заключается в том, чтобы давать возможность публичным компаниям, государству и местным органам власти привлекать капитал путем продажи ценных бумаг инвесторам, т.е. в данном случае фондовая биржа выполняет функцию первичного рынка.

Фондовая биржа выполняет также функцию вторичного рынка, позволяя одним инвесторам продавать свои ценные бумаги другим инвесторам, обеспечивая ликвидность и снижая риски, связанные с инвестированием.

Таким образом, фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг. Основная задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев государственных и муниципальных финансов государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем. В целом государственные финансы можно назвать централизованными финансами.

Централизация финансовых ресурсов дает государству множество возможностей (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Возможности, которые дает государству  централизация финансовых ресурсов

 

Главным источником государственных доходов является национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие, радикальные экономические реформы и др.) в качестве источника формирования доходов государства выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы, продажа энергоносителей) вовлекаются в хозяйственный оборот.

Государственные расходы возникают в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Поскольку на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности изменяются, соответственно изменяются структура и объем государственных расходов.

Финансы хозяйствующих субъектов - составная часть и основа единой финансовой системы страны. Функционируют финансы хозяйствующих субъектов в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национального дохода[10].

В соответствии с Гражданским кодексом РФ все организации делятся на коммерческие и некоммерческие. Финансы коммерческой организации представляют собой денежные отношения коммерческой организации с государственными органами власти и другими экономическими субъектами, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и выполнения своих обязательств перед государством, другими организациями, работниками.

Финансы коммерческих организаций служат основой всей системы финансовых отношений. Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях развитой рыночной экономики сконцентрирована в коммерческих организациях, поэтому от устойчивости их финансового положения зависят устойчивость и стабильность финансовой системы страны в целом.

Основным источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих экономическую независимость коммерческой организации, выступают собственные средства (капитал и резервы): уставный капитал, паевые взносы, прибыль, целевые поступления. В результате операций с ценными бумагами на финансовом рынке могут быть мобилизованы дополнительные финансовые ресурсы. Источником пополнения финансовых ресурсов являются также поступления в виде страховых возмещений от страховых организаций, заемные средства, в том числе банковский кредит.

Финансы некоммерческой организации - это доходы и расходы того юридического лица, которое не ставит своей целью получение (и соответственно распределение) прибыли.

Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и адекватную этим целям полученную прибыль они не могут распределять между участниками (учредителями). Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме учреждений, в том числе бюджетных, потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Для привлечения финансовых ресурсов в этих организациях широко используется такой способ, как самообложение.

Индивидуальные предприниматели как хозяйствующие субъекты в нашей стране появились недавно, с началом рыночных преобразований в экономике.

Под предпринимательской деятельностью Гражданским кодексом РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Финансы индивидуальных предпринимателей включены в финансовую систему РФ как отдельное звено такой важной сферы организации финансовых отношений, как финансы хозяйствующих субъектов.

В качестве индивидуальных предпринимателей могут выступать фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предоставления других видов услуг (брокерских, аудиторских), частнопрактикующие юристы, врачи, имеющие личную лицензию, и т.д. Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в их хозяйственный оборот вовлекаются их личные доходы и накопления, а поэтому предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение предпринимательской деятельности, но и на личное потребление. Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей формируются в основном за счет личных накоплений и предпринимательского дохода, реже - за счет кредитов банка, используются на расширение своей деятельности, платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные цели, на личные (семейные) сбережения и личное потребление.

Итак, несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система РФ - единая система, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев - национальном доходе. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы организаций, прежде всего коммерческих, поскольку они непосредственно участвуют в создании и первичном распределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Именно с помощью распределительной функции финансов организаций формируются первичные (основные) доходы в обществе, которые затем перераспределяются с помощью распределительной функции государственных финансов во все сферы и звенья финансовой системы и образуются вторичные доходы.

Единство финансовой системы Российской Федерации базируется также на том, что государство часть бюджетных ресурсов (федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ) направляет на развитие материального производства приоритетных отраслей и сфер экономики, т.е. на частичное финансовое обеспечение расширенного воспроизводства на микроуровне. Скажем, федеральный бюджет пополняется за счет доходов от отраслей нефтегазового (или топливно-энергетического) комплекса, а часть этих доходов направляется на развитие сельского хозяйства, новых высокотехнологичных отраслей экономики, социальной сферы.

 

1.2 Децентрализованные финансы в решении социальных проблем населения

 

Децентрализованные финансы образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства,. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствий с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Традиционно социальная сфера –  это сфера деятельности государства,  которое отвечает за реализацию социальной политики.  В последнее время можно с определенной уверенностью говорить и о заметной роли некоммерческих организаций (НКО) на рынке социальных услуг.

При этом всегда существуют и вечные проблемы,  не зависящие от политики и социально-экономического развития государства, проблемы, касающиеся конкретно людей: болезни,  наркомания,  насилие и т.д.  Также возникают и краткосрочные проблемы, появляются группы особого риска.  Например,  проблема распространения СПИДа или вспыхнувшая эпидемия туберкулеза; сокращение армии и, как следствие, безработица среди мужчин работоспособного возраста.  Т.е.  там,  где требуется быстрое реагирование на возникшую проблему или требуется индивидуальная опека  (чего не может позволить себе государство), НКО играют значительную, а иногда и ключевую роль. НКО также важны там, где нужно изменить мировоззрение,  где требуются личностные или межличностные изменения, где нужна индивидуальная услуга. Профессиональный потенциал НКО, а также непосредственная заинтересованность и гибкость реагирования на возникающие проблемы,  деятельность на межотраслевом уровне –  все это определяет ту нишу,  тот особый сегмент рынка социальных услуг, который занимают НКО. В последние пятнадцать лет в России активно развивается правозащитное движение.  Сегодня неправительственные организации (НПО), занимающиеся продвижением и защитой прав человека,  действуют во всех регионах страны.  Их количество исчисляется сотнями.  Сферы их специализации разные,  но большинство оказывает услуги населению в форме бесплатных консультаций по конкретным случаям нарушений прав человека.  Термин «общественная приемная» устойчиво вошел в обиход правозащитных НПО. Такие приемные отвечают потребностям жителей в предоставлении правовой информации и содействии в восстановлении нарушенных прав,  вплоть до сопровождения дел в судах.

Таким образом, деятельность НКО напрямую направлено на решение социальных проблем населения.

Некоммерческие организации в России, пройдя за 20 лет стадию первичного становления, пока все же не сформировали полноправный третий сектор российской экономики.

Можно выделить несколько основных факторов, которыми объясняется незрелость этого сектора в нашей стране:

1)      пожертвования еще не стали неотъемлемой частью жизни российского общества и не являются привычным явлением ни для граждан, ни для бизнеса;

2)      законодательство не поощряет налоговыми льготами коммерческую деятельность некоммерческих организаций, осуществляемую в целях выполнения миссии организации;

3)      не являясь заметной частью экономики, НКО не стали влиятельным участником диалога с властью по вопросам законодательного и административного регулирования их деятельности;

4)      российские НКО не привыкли рассматривать и анализировать свою деятельность с экономической точки зрения, то есть не как организаций, выполняющих социальную миссию, но как организаций, имеющих доходы и расходы, оценивая каждую свою программу с точки зрения экономической эффективности и возможной базы финансирования.

Российские НКО с разной степенью успешности используют следующие инструменты для привлечения финансирования:

1)      традиционный, в том числе интернет-фандрайзинг;

2)      проектный фандрайзинг, или целевое финансирование программ донорами, определяющими основные цели и параметры программ и контролирующими их реализацию;

3)      государственные гранты;

4)      коммерческая деятельность, соответствующая уставным целям НКО, в том числе осуществляемая дочерними хозяйственными обществами;

5)      эндаумент (целевой капитал) – целевой фонд финансирования организации, создаваемый, как правило, за счет разовых частных и бизнес-пожертвований;

6)      коммерческие займы.

Оценивая трудности применения вышеперечисленных инструментов, прежде всего, следует упомянуть замкнутый круг взаимного влияния постоянной нехватки финансирования и невозможности привлечения высококвалифицированных кадров для управленческого и экономического штата российских НКО.

В России пока очень слабо представлен интернет-фандрайзинг, который при сборе пожертвований физических лиц является одним из самых мощных инструментов, поскольку позволяет представителям среднего класса, не тратя лишнего времени и не отрываясь от работы, пожертвовать деньги на цели, которые они считают важными.

Государственные гранты являются стабильным источником финансирования, но они не должны и не могут быть единственным источником доходной части бюджета НКО.

Коммерческая деятельность в рамках выполнения миссии организации, в том числе с помощью дочерних коммерческих организаций, – инструмент, который абсолютно недостаточно используется российскими НКО. А причина та же – недостаточная бизнес-квалификация представителей российских НКО. Этот инструмент дает возможность некоммерческим организациям учреждать и дочерние социальные предприятия, связанные с основной миссией НКО. Такая практика, в частности, очень распространена в США и Великобритании.

Проектный фандрайзинг для зарубежных некоммерческих организаций является основным источником финансирования. Но НКО, вступая в конкуренцию за средства доноров, должны представить им четкое описание программы, бюджета, доказать свою способность вести постоянный прозрачный учет расходов по проекту и предложить показатели оценки собственной эффективности при осуществлении данной программы. Многие российские НКО, к сожалению, пока к этому не готовы.

Эндаументы как инструмент финансирования деятельности некоммерческих организаций интересны с точки зрения возможности покрытия непроектных расходов, но применяются они в России все еще редко (в основном для финансирования вузов), и позитивной юридической и налоговой практики применения данного инструмента пока явно недостаточно.

Некоммерческие организации, социальные предприятия, коммерческие организации – каждый из этих видов экономической и социальной активности полезен обществу и не может быть исключен из его жизни без потерь. Некоммерческие организации незаменимы, когда речь идет о срочной помощи при природных или гуманитарных катастрофах, сборе средств, необходимых для срочной медицинской помощи, для реализации волонтерских проектов.

Коммерческие предприятия – основа любой современной экономики. Они выполняют не только экономическую, но и социальную миссию, создавая рабочие места, формируя конкурентную среду, стимулируя инновации.

Социальные предприятия также появились не случайно, и рост их числа является ответом на накопленные обществом трудноразрешимые социальные проблемы. В рамках решения этих проблем предприниматели получают возможность создавать необходимые людям товары и услуги, повышать уровень их жизни.

Государство показывает свою заинтересованность в развитии третьего сектора, постепенно наращивая объем выделяемых грантов, расширяя и уточняя законодательство, касающееся социально ориентированных НКО (СО НКО). Оценить же плюсы своей работы российские НКО могут, не только четко отслеживая ее результаты и получая моральное удовлетворение от той деятельности, ради которой они пренебрегли другими сферами, но и становясь с каждым годом все более влиятельной общественной силой и пользуясь ее преимуществами. НКО способны найти наиболее эффективную стратегию взаимодействия с государством, рассматривая его в качестве одного из бизнес-партнеров: в конечном итоге государственным структурам, предоставляющем гранты, нужна такая же четкость финансовых проектных показателей, а также показателей эффективности реализации программы, как и негосударственным донорам.

Сегодня широкую известность получило социальное предпринимательство. Государством поддерживаются бизнесмены, занимающиеся освоением и продвижением бизнеса, социально-значимого для населения нашей страны.

Социальное предпринимательство - это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости. В его основе лежит функционирование так называемых социальных предприятий - предприятий, созданных с целью решения определенной социальной проблемы или проблем, действующих на основе инноваций, финансовой дисциплины и порядка ведения дел, принятого в частном секторе.

Социальное предпринимательство, как и предпринимательство вообще, – занятие, связанное с коммерческим риском. И благородная цель не является залогом финансовой устойчивости. Как и любой бизнес, социальное предприятие начинается с детального изучения социальной проблемы, знакомства с людьми, которые являются потенциальными «покупателями» социального товара или услуги. Начинающий социальный предприниматель, используя весь накопленный опыт, связи, знакомства, должен собрать как можно больше информации о выбранной сфере деятельности, чтобы его идея превратилась в четкую бизнес-концепцию[11].

При создании предприятия социальный предприниматель проходит тот же путь, что и коммерческий предприниматель: изучение проблемы, идея, коммерческая модель, изучение рынка, разработка прототипа продукта (концепции услуги), поиск партнеров, поиск финансирования, разработка бизнес-плана, регистрация предприятия и начало деятельности. Отличие заключается в том, что для социального предпринимателя целью создания бизнеса является не извлечение прибыли, а решение социальной проблемы, и он готов значительную часть прибыли реинвестировать в предприятие.

Фонд «Наше будущее» создал два первых российских интернет-ресурса, целиком посвященных социальному предпринимательству: портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» (www.nb-forum.ru) и портал «Банк социальных идей» (www.bank.nb-forum.ru). Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» освещает деятельность социальных предприятий и предпринимателей в России и в мире, публикует статьи и комментарии экспертов, актуальную информацию о законодательстве по СП, а также различные информационные материалы, которые могут помочь социальным предпринимателям в их деятельности. Портал «Банк социальных идей» содержит информацию об идеях социальных предприятий, реализованных или готовых к реализации. Портал дает возможность пользователям выбрать идею в интересующей сфере или секторе экономики, задать вопрос ее автору, а авторам – найти единомышленников и инвесторов.

В высших учебных заведениях России пока только появляются первые курсы по социальному предпринимательству. В основном это краткосрочные программы в рамках повышения квалификации. Одну из лучших существующих на сегодняшний день программ предлагает Тюменский государственный нефтегазовый университет.

В России на текущий момент нет единого закона, регламентирующего деятельность социальных предприятий. СП в России работают на основании законов, регулирующих деятельность предприятий выбранной ими организационно-правовой формы. Это не способствует развитию социального предпринимательства и признанию обществом и государством его значимости. Однако для работы социальных предприятий, действующих в форме НКО, существенным шагом вперед стала Программа поддержки социально ориентированных НКО (СО НКО) – следствие Федерального закона от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Данная программа предусматривает выделение на конкурсной основе государственного финансирования некоммерческим организациям, занимающимся перечисленными в ФЗ-40 видами деятельности, которые имеют социальную значимость.

За 2012 год совокупная доля сообщивших (по данным исследований ЦИРКОН), что они хотя бы слышали об этом понятии, составила треть граждан, что на 8 процентных пунктов больше, чем год назад. Таким образом, информационная активность дала свои плоды, хотя следует признать, что уровень информированности о СП остается невысоким (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Данные об информированности о социальном предпринимательстве среди населения в динамике[12]

 

Важно отметить, что "доля россиян, убежденных в том, что решением проблем в социальной сфере должны заниматься в первую очередь государственные структуры снизилась с 61% до 48.  Граждане стали заметно чаще, чем несколько лет назад, допускать необходимость разделения ответственности за социальную сферу между государственными и негосударственными структурами, хотя доверие к негосударственным структурам в решении социальных проблем пока остается довольно низким".

Таким образом, видим, что в решении социальных проблем населения растет роль социального бизнеса.

Далее рассмотрим, как другие коммерческие организации занимаются решением социальных проблем населения. Сегодня особую роль в социальной политики играют крупные компании. Например, такие как Лукойл, Роснефть, Сбербанк, Группа ВТБ и прочие.

В крупных компаниях существуют специальные подразделения, занимающиеся социальной политикой. Например, поддержкой детского спорта, олимпийских игр. В компании ОАО «Лукойл» создан свой социальный кодекс, который регулирует вопросы труда и занятости в организации, следит за качеством условий труда и жизни работников компании, осуществляет социальную поддержку инвалидов, занимается оздоровлением сотрудников компании и их семей[13]. Сбербанк в свою очередь осуществляет благотворительную помощь, участвует в волонтерских программах в области поддержки детских и социальных учреждений, развивает продукты и услуги,  способствующие решению социальных задач, включая развитие жилищного кредитования, образовательных кредитов, кредитов молодым семьям, специальных продуктов и услуг для пенсионеров,  созданию и продвижению универсальной электронной карты,  обеспечению проведения государственных социальных трансфертов и налоговых платежей, реализует специальные меры, направленные  на повышение уровня  финансовой грамотности населения [14].

Учитывая, что поддержка социальной политики со стороны коммерческих структур достаточно затратно, то позволить себе поддержку социальных слоев населения могут далеко не все компании, а лишь крупные транснациональные корпорации и группы (холдинги). Чаще всего такие компании заручены поддержкой государства и проводят свою социальную политику по настоятельной рекомендации властей.

 

1.3 Роль финансового рынка в решении социальных проблем

 

Сегодня финансовый рынок представлен достаточно широким спектром финансовых услуг: рынок ценных бумаг, рынок страхования, рынок кредитования и прочие рынки. Составными частями финансового рынка считают: валютный рынок, рынок национальных денежных средств и фондовый рынок.  Структура финансового рынка в целом представлена на рисунке 1.5.

Рис. 1.5. Структура финансового рынка

 

Рынок финансовых услуг играет важную роль в структуре финансового рынка.  На этом рынке происходит обмен деньгами,  предоставления кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые инструменты и финансовые услуги,  направляющие денежные потоки от собственников к заемщикам. 

Так, например, рынок ипотечного кредитования оказывает влияние на решения важной социальной проблемы – обеспечением жилья.

До кризиса 2008-2009 года цены на недвижимость в России непрерывно росли. Период 2 кв.2009 - 2 кв. 2010 года характеризовался падением цен на жилье. Далее на рынке наступила стабилизация, цены на жилье незначительно росли, однако темп их роста был ниже наблюдаемой в этот период инфляции (8,8% по итогам 2010 года). По итогам трех кварталов 2011 года цены на жилье выросли на 5,5%, что также ниже уровня инфляции (9,1 - период с начала 2011 в % к соответствующему периоду предыдущего года).

Рис. 1.6. Темпы роста рынка ипотечного кредитования в России за 2007-2011 гг. [15]

 

Продолжается улучшение качества ипотечного портфеля на балансах банков. По данным за три квартала 2011 года доля ипотечной задолженности, имеющей просроченные платежи сроком от 31 дня («30+») и более составила 5,2%, в то время как в аналогичный период прошлого года она составляла 9,1%. Снижение рисков качества ипотечного портфеля в краткосрочной перспективе подтверждает снижение за год просроченной задолженности «30+» на 27,4% (с 97,4 до 70,7 млрд руб.) на фоне увеличения всего объема ипотечной задолженности за тот же период на 26,7% (с 1069,7 до 1354,8 млрд рублей). Доля ипотечной задолженности, не имеющей просроченных платежей, увеличилась за год на 335 млрд и достигла 1251,6 млрд рублей, составив, таким образом, 92,4% от всего объема накопленной ипотечной задолженности (по сравнению с 85,7% годом ранее).

Таким образом, видим, что ипотечный рынок значительно увеличился к концу 2011 года, таким образом, улучшилось жилищное благосостояние населения.

В 2011 году на российском страховом рынке произошел целый ряд ключевых событий, которые оказали влияние на его дальнейшее развитие.

По официальной статистике ФСФР в 2011 году страховщики собрали 665,02 млрд рублей без учета обязательного медицинского страхования, что на 19,2% больше по сравнению с аналогичным показателем 2010 года.

Наибольший удельный вес в структуре российского страхового рынка в 2011 году получило страхование имущества, на долю которого пришлось 50,1% (333,45 млрд рублей, из них 164,68 млрд рублей – сборы по страхованию наземного транспорта и 120,45 млрд рублей – по страхованию имущества юридических лиц и граждан).

На втором месте в структуре страхового рынка – личное страхование, сборы по которому составили 146,16 млрд рублей (22,0% премий), из них сборы по добровольному медицинскому страхованию достигли  97,35 млрд рублей, по страхованию от несчастных случаев – 48,81 млрд рублей.

Уровень выплат в 2011 году на совокупном рынке без ОМС по сравнению с 2010 годом увеличился на 3%, страховые компании выплатили своим клиентам 303,76 млрд рублей.

Рост выплат произошел по следующим видам страхования:

- страхование ответственности +25,3%;

- личное страхование +12,7%;

- ОСАГО +0,6%.

Выплаты снизились по имущественному страхованию на 1,5%, по страхованию жизни на 3,1% и по страхованию предпринимательских и финансовых рисков на 45,4%.

Рис. 1.7. Динамика страховых сборов и выплат в РФ за 2007-2011 гг.[16]

 

Изменение на страховом рынке свидетельствует о том, что население стремится минимизировать свои риски в имуществе, бизнесе, состоянии здоровья. Например, личное страхование позволят снизить затраты населения на лечение различных заболеваний.

Таким образом, видим, что финансовые рынки также оказывают огромное влияние на социальную политику в государстве. Финансовый рынок позволят улучшить благосостояние население, улучшить условия проживания, качество социально-значимых отраслей.

Таким образом, финансы в социальной политике играют ключевую роль. Они позволяют улучшать или ухудшать состояние общества. Существуют различные элементы финансовой системы, формирующих социальную политику в стране, к ним относятся государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов (коммерческих или некоммерческих организаций). Именно от эффективности работы этих элементов и зависит дальнейшее развитие общества и государства в целом. Рассмотрим во второй главе показатели работы ключевых элементов финансовой системы.

 

 

Глава 2. Влияние финансово-кредитной системы России на развитие социальной сферы

2.1 Анализ механизмов финансирования социальной сферы в прошедшие годы

 

Финансирование социальной сферы в России осуществляется за счет бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов. Бюджет играем важную роль в решении социальных проблем. Для определения места расходов на социальную политику в федеральном бюджете РФ изучим динамику и структуру расходов федерального бюджета (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Динамика расходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг., млрд.руб.[17]

Раздел

Наименование раздела

2009

2010

2011

Темп роста 2011 к 2009 г., %

 
 

1

Общегосударственные расходы

806,4

836,4

787,4

97,64

 

2

Национальная оборона

621,9

682,7

1516

243,77

 

3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

693,3

743,7

1259,8

181,71

 

4

Национальная экономика

1638,1

1206

1790,2

109,29

 

5

Жилищно-коммунальное хозяйство

214,5

216,5

202

94,17

 

6

Охрана окружающей среды

12,4

16,8

14,5

116,94

 

7

Образование

498,4

516,6

492,5

98,82

 

8

Культура, кинематография

68,4

82

74,5

108,92

 

9

Здравоохранение

345,1

466,1

375,5

108,81

 

10

Социальная политика

2704,1

2940,5

3128,5

115,69

 

11

Физическая культура и спорт

38,2

42,5

75,6

197,91

 

12

Средства массовой информации

60,4

61,2

58,8

97,35

 

13

Обслуживание государственного и муниципального долга

367,4

389,9

386,2

105,12

 

14

Межбюджетные трансферты

371,6

853,8

773,7

208,21

 
 

Всего:

8686,3

9054,7

10935,2

125,89

 

 

Расходы федерального бюджета РФ ежегодно растут. Наибольшими темпами увеличиваются расходы на национальную оборону страны, которые в 2011 году в сравнении с 2009 годом выросли почти в 2,5 раза, расходы на национальную безопасность за последние три года также выросли почти в 2 раза. При этом затраты на социальную политику растут наименьшими темпами. Так в 2011 году в сравнении с 2009 годом они выросли всего на 15,69%. Более наглядно динамика расходов федерального бюджета в целом и на социальную политику в том числе отражена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика расходов федерального бюджета России и расходов на социальную политику за 2009-2011 гг., млрд.руб.[18]

 

Анализ структуры расходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг. показал, что последние три года доля расходов на социальную политику в общем объеме расходов государства практически не изменилась и составила порядка 30%, при этом доля расходов на национальную оборону выросла вдвое. Таким образом, социальную политику по темпам роста расходов можно считать менее приоритетной, хотя эти расходы составляют третью часть всех затрат федерального бюджета страны.

Рис. 2.2 Структура расходов федерального бюджета РФ в 2009 году, %

Рис. 2.3. Структура расходов федерального бюджета РФ в 2010 году, %

Рис. 2.4. Структура расходов федерального бюджета РФ в 2011 году, %[19]

 

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета на социальную политику за 2009-2011 гг. на рис. 2.5.

С 2010 года в структуре затрат на социальную политику основную долю стали составлять расходы на пенсионное обеспечение. С конца 2009 года впервые обеспокоились расходами на пенсионное обеспечение и нехватку трудовых ресурсов, обеспечивающих жизнедеятельность пенсионеров. С 2010 года изменился механизм финансировании пенсионеров, в этой  связи в статье расходов на социальную политику расходы на пенсионной обеспечение стали занимать доминирующее место.

 

Рис. 2.5. Структура расходов на социальную политику из федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг., %[20]

 

Немаловажную роль в обеспечении финансирования социальной сферы играет Пенсионный Фонд России. Сегодня Пенсионный Фонд Российской Федерации – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливает и выплачивает гражданам пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в т.ч. социальные пенсии гражданам, не имеющим трудового стажа, а также некоторые виды пенсий военнослужащим и членам их семей, пенсии федеральным государственным гражданским служащим) и пенсии по обязательному пенсионному страхованию (трудовые пенсии по старости, трудовые пенсии по инвалидности, трудовые пенсии по случаю потери кормильца).

В течение 2011 года ПФР обеспечил выплату всех видов пенсий своевременно и в полном объеме[21].

В целом в 2011 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий свыше 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 3,8 трлн. рублей, что на 375,3 млрд. рублей больше, чем в 2010 году.

Таблица 2.1

Численность пенсионеров, получающих пенсии через ПФР, тыс.чел.

Факторами увеличения расходов бюджета ПФР на выплату пенсий стали прирост числа пенсионеров и осуществление плановых индексаций пенсий.

Территориальные органы ПФР в 2011 году вынесли 2 828 000 решений о назначении пенсий, в том числе 379 500 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Также в августе 2011 года ПФР произвел корректировку размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности 13,5 млн. работающих пенсионеров. Корректировка в беззаявительном порядке производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших за работающих пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые ранее не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии при ее назначении (переводе с одной пенсии на другую) или перерасчете.

В 2011 году ПФР обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан. Повышен уровень пенсионного обеспечения 40 млн. пенсионеров. Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:

- с 1 февраля – индексация трудовых пенсий на 8,8% исходя из уровня роста потребительских цен за 2010 год. Повышены пенсии 36,6 млн. пенсионеров;

- с 1 апреля – пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 10,27% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2010 год. 

Повышены пенсии 4 млн. пенсионеров.

В целом за 2011 год пенсии увеличились на 8,9% при росте индекса потребительских цен на 6,1%.

В результате всех произведенных повышений средний размер трудовой пенсии в течение 2011 года увеличился на 699 рублей и на конец года составил 8 510 рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости за 2011 год увеличился на 710 рублей и на конец года составил 8 876 рублей, что в 1,7 раза превысило величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации.

Таблица 2.2

Динамика средних размеров пенсий в Российской Федерации, рублей

Средний размер пенсии отдельных категорий граждан – инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны – составил 20 763 рубля и 21 118 рублей соответственно, а с учетом мер социальной поддержки (ЕДВ и ДЕМО) уровень их доходов превысил 25 000 рублей (увеличение в течение года в среднем на 1 900-2 100 рублей).

Уровень дохода вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии, превысил 18 700 рублей (увеличился в течение года в среднем на 1 500 рублей).

Средний размер социальной пенсии увеличился на 476 рублей и составил на конец 2011 года 5 207 рублей.

В 2011 году минимальный уровень материального обеспечения неработающих пенсионеров с учетом установления социальных доплат к пенсии был обеспечен на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.

Пенсионный фонд России осуществляет выплату пенсий гражданам, выехавшим на место жительства за рубеж, как в рамках национальной системы сохранения пенсионных прав при переселении, так и международной системы, правовой базой которой являются международные договоры Российской Федерации в области пенсионного обеспечения.

Общая численность граждан, проживающих за границей Российской Федерации и являющихся получателями российской пенсии, в 2011 году достигла 218 443 человек.

В 2011 году на обязательное пенсионное страхование в ПФР поступили страховые взносы в размере 2,815 трлн. рублей. Это на 899 млрд. рублей (или на 46,9%) превышает размер соответствующего показателя в 2010 году.

Поступления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в 2011 году составили 326,6 млрд. рублей с ростом объема поступлений страховых взносов по отношению к 2010 году в 3,6 раза. Поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в 2011 году составили 220,7 млрд. рублей с ростом объема поступлений по отношению к 2010 году на 34,6%.

Увеличение поступлений страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, администратором которых является ПФР, объясняется не только увеличением тарифа и базы исчисления в 2011 году, но и повышением эффективности взаимодействия с плательщиками.

Основные направления совершенствования системы администрирования страховых взносов в 2011 году были связаны с созданием более комфортных условий для плательщиков страховых взносов и повышением эффективности контроля за уплатой страховых взносов, в т.ч. за счет:

  • синхронизации финансового и информационного потоков по ежеквартальному приему отчетности по страховым взносам и персонифицированному учету;
  • расширения возможностей электронного взаимодействия с плательщиками;
  • синхронизации проведения совместных выездных проверок с ФСС;
  • заключения Соглашений об информационном взаимодействий с ФНС, ФССП, ФФОМС, ФСС;
  • внедрения технологии передачи от банков сообщений об открытии (закрытии) счета плательщика в электронном виде;
  • ведения мониторинга результатов деятельности территориальных органов ПФР с использованием программы «Ситуационный центр» и др.

Рис. 2.6. Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2011 году, млрд.руб.[22]

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал и направляет средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением владельцев сертификатов.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется государством. В 2011 году он составил 365 698,4 рубля, что на 6,5% больше, чем в 2010 году. В течение 2011 года территориальные органы ПФР приняли 707 815 заявлений на получение государственного сертификата, а также выдали 700 505 сертификатов. Основными направлениями использования средств материнского (семейного) капитала являются: улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии мамы.

Рис. 2.7. Динамика размера материнского (семейного) капитала, рублей[23]

 

В соответствии с законодательством, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала по основным направлениям возможно, когда исполнится 3 года с момента рождения (усыновления) ребенка, после появления которого семья получила право на МСК.

Исключением является направление материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов и займов, которое можно было осуществлять, начиная с 2009 года, не дожидаясь 3-летия ребенка. Также в 2009 и 2010 годах и в I квартале 2011 года всем обратившимся в ПФР владельцам сертификата на МСК по их заявлению из средств МСК осуществлялись единовременные денежные выплаты в размере 12 000 рублей в год.

Ключевым нововведением 2011 года в части использования средств МСК по основным направлениям стала возможность использовать средства на индивидуальное жилищное строительство.

Территориальные органы ПФР принимали заявления на предоставление средств материнского (семейного) капитала для индивидуального строительства, а также в качестве компенсации затрат на индивидуальное строительство жилого объекта, право собственности на который возникло не ранее 1 января 2007 года, или на реконструкцию жилого объекта независимо от даты возникновения права собственности на него. Также в 2011 году законодательно закреплена возможность финансирования за счет средств материнского (семейного) капитала не только образования, но и содержания ребенка в детском образовательном учреждении. Это обусловило рост количества заявлений на распоряжение средствами МСК по направлению «образование детей» почти в 3 раза по сравнению с 2010 годом.

Таким образом, роль пенсионного фонда в решении социальных проблем незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов и детей) достаточно велика. Именно из этого внебюджетного фонда оказывается поддержка жизнедеятельности вышеперечисленных категорий населения.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья работников.

Рис. 2.8. Динамика расходов ФСС за 2005-2011 гг., млрд.руб.[24]

 

Роль ФСС в решении социальных проблем населения не так уж велика в сравнении с расходами федерального бюд