КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Развитие художественного творчества у детей младшего школьного возраста ». | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Педагогика | Просмотров: 3126 | Комментирии: 0 | 01-06-2013 11:56 |
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Развитие художественного творчества у детей младшего школьного возраста ».
Содержание.
1. Ведение ………………………………………………………………......3
2. Творчество как необходимый компонент развития личности….…4-5
3. История возникновения вязания крючком……………………….…5-7
4. Аксессуары для вязания : крючок…………………………………..7-9
5. Домашнее увлечение детей творчеством………………………...….10
6. Башкирский орнамент………………………………………..……10-11
6.1 Цвет в башкирском орнаменте……………………………..….. 11-12
6.2 Элементы башкирского орнамента……………………………….. 12
6.3 Процесс создания башкирского костюма ……………………...12-13
6.4 Художественный образ башкирского костюма ……………….…13
7. Заключение…………………………………………………………...14
8. Список используемой литературы…………………………..…….15
1.Введение
Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством. Декоративно – прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое К.Г.Вагнер и В.М. Василенко – исследователи декоративного искусства- называют ещё «наглядным эстетическим и морально-этическим кодексом народа».
Самые обычные вещи делались простыми людьми в повседневной жизни, доставляя им радость. Понятие народного декоративно-прикладного искусства можно объяснить как область художественного творчества, изначально связанного с народом, его историей, обычаями, празднествами, с хозяйственно-промысловой деятельностью, с постройками жилья, изготовлением одежды, утвари, орудий труда.
Цель: заключается в создании условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.
Задачи:
- развивать и корригировать художественный вкус и творческую инициативу;
-воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям;
-проанализировать методическую литературу;
- изучить психологические аспекты детей;
- создать художественный образ башкирского костюма для куклы в технике вязания крючком.
2.Творчество как необходимый компонент развития личности
«Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».
А.С. Макаренко.
Творческая личность — важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Мы любим своих детей, желаем им добра и счастья. Напутствуем их, чтобы они росли умными, активными, творческими, целеустремленными хозяевами своей страны.
Мы помним, что настоящий хозяин растет в труде. Труд должен войти в жизнь наших воспитанников, одухотворив её, придав ей деятельную активность и нравственную направленность, обогатив душу сознанием пользы любого, даже маленького дела, совершенного во имя блага.
Общество заботиться о том, чтобы каждый его гражданин был создателем, творческим мыслящим «хозяином», ответственным за благосостояние и духовное благополучие своей страны.
Творческая личность - важнейшая цель всего процесса обучения и воспитания. Без формирования способности к эстетическому творчеству не добиться всестороннего развития личности.
Центральное место в эстетической творческой способности занимает эстетический вкус, эмоции. Все эти факторы являются мощными стимуляторами творчества.
Напомним, что человек только тогда и производит в истинном смысле этого слова, то есть творит, когда он свободен от давления физической потребности. К.Маркс отмечает: «Царство свободы в действительности начинается лишь там, где прекращается работа, диктуемая нужной и внешней целенаправленностью...». Царство свободы - это и есть царство творчества. Поэтому только в ходе развития творческих способностей человека может начинаться подлинное эстетическое воспитание.
Единство красоты и труда, максимальное выявление творческих способностей в процессе производства - необходимые условия научно-технической революции в обществе.
3. История возникновения вязания крючком
В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Уильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия, изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком, ведь такие изделия невозможно было повторить на машине. И до сих пор нет вязальных машин, которые бы могли вязать полотно, похожее не связанное крючком.
Со временем работы мастеров становятся искусством, вязаные изделия попадают в музеи. Например, две кофты XVII века хранятся в Швеции - в Северном музее в Стокгольме и в Историческом музее в Гетеборге. Обычно в Европе кофты вязали из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно, а ведь арабы еще пару тысяч лет назад могли выполнять многоцветные сложные узоры.
В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Для этого занятия требуются знания кройки и шитья по трикотажу, а в работе с крючком много общего с вышивкой и ткачеством. И все равно, ручное вязание выгодно отличается из других видов рукоделия. Особенно оно привлекательно, что исходный материал - пряжу - можно использовать несколько раз и без особых потерь. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Возможности крючка позволяют сделать различные декоративные вещи, например, кружева, покрывала, одежду, игрушки, украшения. Действительно, в настоящее время очень трудно представить наш гардероб без трикотажа. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно.
Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.
При вязании изделий допустима тесная взаимосвязь стилей, узоров, сочетания спиц и крючка. Но все же рекомендуем проявлять чувство меры, так как каждая деталь должна быть значимой и на своем месте, чтобы ваши модели не выглядели нелепо или неаккуратно выполненными. С помощью выставок, журналов, демонстрации моделей попробуйте создать свой неповторимый образ и настроение.
Цените материалы и свое время: создавайте свои модели, а наши уроки помогут Вам. Ведь иногда случается так, что модель нравится в журнале, а в Вашем исполнении она не смотрится. Это происходит в силу многих причин:
- Ошибка при выборе узора;
- Не учтено сочетание различных нитей или цветов;
- Ошибка при расчете;
- Детали связаны очень аккуратно, а вот изделие обработано не качественно;
- Не учтены мотивы узоров и т.п.
А переделать не всегда есть время, да и желания уже того нет. И пряжа после перевязывания хоть немного, но меняет свои качества не к лучшему - некоторые виды современной пряжи вовсе нельзя перевязывать.
Но очень часто достаточно лишь использовать фактуру пряжи для создания красивой неординарной вещи. Практичный человек сумеет "вписать" в свой гардероб моду и продлить срок жизни своих изделий, потратив при этом минимум времени. Все чаще при изготовлении одежды используются кружева и ажурные воротнички, - и Ваше платье уже выглядит более изящным, элегантным, женственным.
Головные уборы и перчатки - наиболее актуальное дополнение к костюму. Их нельзя повторить из ткани - а шаль, связанная крючком всегда будет только Вашей неповторимой вещью. И вообще головные уборы - особые изделия, они всегда на виду, привлекают внимание в отличие от платьев, костюмов, кофточек, которые скрыты часто верхней одеждой.
Мода на трикотаж - это и украшение нашего интерьера. Можно создать вязаный абажур или скатерть, салфетку или вазочку - и Ваш дом приобретет только Вам свойственный уют и тепло.
Многие узоры сами по себе не новы, но комбинаций этих узоров может быть бесконечным, а творческая мысль позволяет создание множество форм.
4.Аксессуары для вязания.
Качество вязаных изделий, производительность нашего труда во многом зависит от материалов, правильного выбора инструментов и приборов. Начнем с инструментов, а именно с выбора крючка. Крючки бывают металлические, деревянные, костяные, пластмассовые, причем разной толщины (от 0,5 до 15,0 мм) и длины: короткие - для обычного вязания и длинные - для тунисского вязания. Для вязания тесьмы используют различные приборы - "вилки" с крючком, палочки. Крючок с пластмассовой или деревянной ручкой удобнее держать в руке, чем круглый. Возможно использование крючков с плоской частью стержня в 3-4 см от головки - опора для большого и среднего (указательного) пальца. Хранить крючки лучше в стакане или в пенале, чтобы защитить от влаги. Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика бородка (она должна быть "английским"). Острая с глубоким вырезом бородка будет цепляться за пряжу и палец, плохо протаскивать петли при вязании, травмировать палец.Конечно, эти недостатки можно устранить, отточив или притупив головку на бруске - но при этом может быть поврежден верхний слой покрытия крючка. Поэтому лучше покупать готовые к работе крючки.Крючок диаметром 4-6 мм используют для вязания изделий из толстой шерстяной пряжи, ириса, мулине, хлопчатобумажных нитей. Если для тонких ниток взять толстый крючок, то связанное полотно будет ажурным с большими просветами. Плотное полотно можно получить, используя толстые нити и толстый крючок, или тонкий крючок и тонкие нити. Фактура полотна, связанного крючком, отличается своеобразным переплетением, плотностью и способностью мало растягиваться. Эти свойства позволяют применять при вязании крючком не только шерстяные нити, но и хлопчатобумажные. Обычно при вязании крючок держат в руке так же, как карандаш во время письма: большим и указательным пальцем. Гораздо удобнее держать крючок, как спицу: он сжимается большим и средним пальцем и лежит в плоскости ладони. Безымянный палец и мизинец поддерживают крючок, помогая большому и среднему. Указательный палец должен быть свободным для удержания петель на рабочей части крючка при вязании. При таком положении крючок не крутится в пальцах, рука не устает. Для вязальщиц, привыкшие к первому способу, совсем необязательно переучиваться, но если Вы только начинаете вязать крючком, рекомендуем попробовать.С самого начала обучения следует запомнить, что правильность исполнения изделия или отдельного мотива зависит во многом от того, насколько туго натягивается нить, от неточных движений рук и крючка петли и столбики получаются разной величины. Это искажает узор и, соответственно, изделие. Руки и крючок должны двигаться плавно в том же ритме, а нить разматываться свободно и постепенно. Искажает рисунок и малейшая неточность в количестве петель или столбиков. Их следует считать в процессе вязания или просчитывать после того, как ряд пройден до конца. Если Вы вяжете из нитей темных тонов, на колени рекомендую положить белую ткань, чтобы на ее фоне лучше выделялись петли. И вообще лучше, если ткань будет на коленях - некоторая пряжа может сыпать ворсинками при вязании - например, сельская пряжа. Часто, особенно при вязании разноцветных квадратов от центра, нужно связать нити при переходе к следующему ряду. Для этого сложите нити крест-накрест: правая сверху, опустите ее вниз под левую - свяжите один раз, концы поменялись местами - левый стал правым, а правый левым. Повторите еще раз эти движения, - и Вы получите после затяжки крепкий узел - его называют еще морским узлом. Или второй описание завязывания морского плоского узла: Конец нити из правой руки крестообразно накладываем на конец нити, находящийся на указательном пальце левой руки. Указательным пальцем левой руки возвращаем его вниз на себя, вокруг конца нити, находящейся в правой руке и подворачивает его вокруг петли вниз, потом вверх, вокруг короткого конца нити в правой руке. Большим и указательным пальцами обеих рук захватываем по два конца (короткий и длинный) и затягиваем в узел, потянув в разные стороны.Во время работы в конце извлекают в противоположные стороны и ввязывают в холстину. Такие узелки в изделии практически незаметны. Чтобы не получилось утолщений, в местах соединений надо столбики провязывать плотнее.При вязании плотного полотна можно использовать нити от 20 см длиной, не связывая их узелками. Для этого, когда кончается нитка, его короткий конец откладывают в сторону, а на палец берут другую нить. Два коротких конца от обеих нитей укладывают на косу полотна, и провязывайте столбик новой нитью.
5.Домашнее увлечение детей творчеством.
Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать ,кроме домашних заданий ,еще и рисунки учащихся, выполнение ими по собственной инициативе .Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности ,натурализма.
Просматривая самостоятельные работы учащихся ,преподаватель нужном случае подскажет новую тему ,пути ее решения ,внушит ученику ,что с этой задачей он справится .Надо убедить учащихся в том ,что залог успеха в творческой работе – терпение и упорство. Параллельно с этим педагог указывает ,какие постановки можно ставить ,как их решать ,какие задачи на себя взять ученик в дальнейшем. Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно прикладному искусству. Раскрывая особенности построения орнаментов, различных рисунков вышивок следует постоянно воспитывать эстетический вкус.
Домашний быт учащихся влияет на них по - разному . Все то что они видят накладывается на психику ребенка , на его эстетические вкусы ,учитель в очень деликатной форме , на примерах работ таких учеников ,рассказывает недостатки их художественного вкуса. Высокий эстетический вкус не сразу возникает ,он формируется под воздействием многих факторов :и окружающей среды - природы, архитектуры зданий ,интерьера ,- и знакомства с произведением живописи ,музыки ,литературы и т.д., и мастера одаренного человека ,в частности преподавателя. Словом, перед учителем рисования открываются богатые возможности выработки методических приемов эстетического воспитания художественного вкуса детей.
В книге «На вкус, на цвет …»А.С. Молчанова очень убедительно пишет о влиянии окружающей среды на ребенка : «…педагогика чувственного знания еще не создана». Стихийность формирования чувственной сферы личности создает видимость врожденности вкуса. На самом деле, складываясь стихийно, восприятие тем не менее формируется социальной средой. Его воспитателем является предметный мир, мир вещей и явлений, который окружает человека, особенно в детском возрасте. Отсюда первая первая задача в воспитании вкуса – создать среду ,достойную человека , построить прекрасный мир. Создание среды в более узком смысле, как непосредственного окружения ребенка ,устранение из его мира всего уродливого, дисгармоничного, безобразного входит в педагогическую задачу воспитания вкуса.
6.Башкирский народный орнамент. Слово орнамент ведет своё происхождение от латинского слова ornamentum, что означает «украшенный». Слова декоративный тоже латинского происхождения(лат.decoris) ,оно означает «украшение, краса».Орнамент и декор только для современного человека представляют элементы украшения или сами украшения. В древности назначение всех этих вещей было несколько иным. Орнамент и декоративные украшения играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаза, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение орнамента и декоративных украшений. Орнамент является продуктом долгого исторического развития. В нём сохраняются наслоения различных периодов культурного развития, следы сложных взаимодействий и взаимовлияний между племенами и народами. Смысловое древнее значение орнамента в основном забыто, и современный человек воспринимает как украшение, узор. В искусстве каждого народа есть свои традиции, свой самобытный, исторически сложившийся орнамент, являющийся важным и своеобразным слоем художественной памяти народа и его символико-графическим языком. Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как другого народа, уходят в глубь веков.
Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох. Оно донесло до нас свои лучшие традиции, в которое народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного. Декоративно – прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь. В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства» В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.
6.1. Цвет в башкирском искусстве. В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:
красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени
белый – цвет чистоты помыслов, миролюбии
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания. В узорах налобных имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.
6.2 Элементы башкирского орнамента. Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.
В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:
кускар - символ завитых бараньих рогов и символ трав- тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S –образные завитки символ производительной деятельности человека, плодородия( см.приложение 1а).
Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага.
Происхождение орнамента и его семантическое значение связаны с или вихревой розетки, которыми украшаются в основном ляны .Элемент свастика, встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство, также свойственна другим народам (см. приложение 1е). Название элементам давали и мастерицы, причем в разных районах иногда по-своему на основе ассоциаций с предметами и явлениями. Например, кое-где крупный ромбический элемент называют «поднос» (см. приложение 1е).и тд.
6.3Процесс создания башкирского костюма для куклы 1.Эскиз.
Придумала эскиз башкирского костюма. Посмотрела различные виды костюмов, сочетание цветов. Затем нарисовала эскиз костюма.
2.Подбор материала.
Взяла для вязания платья нитки «Нарцисс » 100г. так как эта нитка средней Украшения : бисер, бусинки, леска, мех белого цвета 52 см., конский волос 20 см. за основу взяла куклу барби.
3. Одежда
Начала вязать платье снизу. Набрала 50 воздушных петель, соединила в кольцо одной воздушной петлей. 2 ряд начала вязать ст, б н 18 кругов, с 18 ряда начала убавлять по одному воздушному петлю так продолжаем еще 10 рядов, с 28 ряда начинаем убавлять по три петли так чтобы осталось только 12 петель в кольце. Одеваем на куклу и дальше вяжем на кукле ,но не снимая.33 ряд вяжем ст. б н так 3 круга .36 ряд начинаем прибавлять по одному воздушному петлю по 4 ряда,40 ряд ст.б н 3 круга, оставляем пройму .Начинаем вязать горловину – 3 ряда ст. б н. От плеч набираем 14 воздушных петель и вяжем ст б н по кругу, в конце рукава делаем валанчики и вторую аналогично. Приступам к вязанию валанчиков на платье зеленым цветом ,затее желтым цветом ст б н .Расстояние между валанчиками.
Камзол вяжем по схеме (см. приложение 2). Шапку вяжем по схеме(см. приложение 3).
Украшения для шеи делала из бисера и бусинок (см. приложение 4).
6.4. Художественный образ башкирского костюма.
Таким образом, у меня получился башкирский костюм для куклы. Он показывает элегантность, изящность. Зеленый цвет говорит о вещной молодости. Украшения в костюме говорят о защищенности башкирской красавицы. На груди из бисера и бусинок украшение в треугольной форме. Так же используется солярный знак круг, который говорит о том, что солнце согревает своим теплом землю. Так и девушка своим теплом и лаской согревает и сохраняет домашний очаг.
Значение волны – стихия природы. Сильный характер, через этот орнамент показана стремление к свободе. Мех в головном уборе и на костюме говорит о том, что башкиры были кочевым народом и занимались охотой.
7.Заключение.
Декоративно – прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое К.Г.Вагнер и В.М. Василенко – исследователи декоративного искусства - называют ещё «наглядным эстетическим и морально-этическим кодексом народа». Так в развитии художественного творчества детей школьного возраста имеет огромное значение декоративно – прикладное искусство. Вязание развивает эстетический вкус, мелкую моторику, развивает внимание, мышление, силу воли и т.д.
Изучив методическую литературу по теме «Развитие художественного творчества у детей младшего школьного возраста» удалось создать художественный образ башкирского костюма для куклы в технике вязания крючком.
Высокий эстетический вкус не сразу возникает, он формируется под воздействием многих факторов :и окружающей среды - природы, архитектуры зданий ,интерьера,- и знакомства с произведением живописи ,музыки ,литературы и т.д., и мастера одаренного человека ,в частности преподавателя. Словом, перед учителем рисования открываются богатые возможности выработки методических приемов эстетического воспитания художественного вкуса детей.
Литература
1.Культура Башкортостана: учебно-справочное пособие для учащихся 8-го класса. Уфа, ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2002,с.31-34.
2. А.А. Власова, Л.Ю. Карельская, Л.В. Ефременко Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб :ТОО “Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.
3.Методика преподавания изобразительного искусства в школе – Н.Н. Ростовцев. Москва «Просвещение»1980г.
4. Молчева А.В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана-Уфа:Башкирское издательство «Китап»,1995,с.6-12.
Приложение 1
а) б) в) ♦г)
Приложение
Приложение 1
а) кускар б) рога
в) амулет г) пастбище
д) солнцеворот е) гостеприимство
ё) юрта ж) изгородь
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4