Технология ремонта скважин, оборудованных ШСНУ
Автор: student | Категория: Технические науки | Просмотров: 7390 | Комментирии: 0 | 03-01-2014 12:49
Технология ремонта скважин, оборудованных ШСНУ
Подготовительные работы
инструкции по глушению скважин, обору¬дованных ШСНУ.
Нефтепромысел несет ответственность за достоверность инфор¬мации о наличии циркуляции и подготовленности скважины к глу¬шению.
Результаты глушения оформляются актом с указанием типа жид¬кости глушения, ее объема, удельного веса, давления и циклов при глушении. Акт подписывается мастером по глушению, передается в бригаду ТРС и хранится вместе с пусковой документацией на ре¬монт скважины.
Бригада приступает к ремонту скважины только при наличии плана работ (наряд-заказа), утвержденного и согласованного ЦДНГ и ЦПРС, а также полностью заполненного эксплуатационного па¬спорта на ШСНУ. Ответственным за качество заполнения паспорта является технолог нефтепромысла.
Непосредственно перед ремонтом скважины нефтепромыслу не¬обходимо провести следующие подготовительные работы:
• закрепить специальным зажимом полированный шток;
• демонтировать канатную подвеску;
• откинуть головку балансира.
Подъем и демонтаж ШСН
Убедиться в отсутствии избыточного давления в затрубном и трубном пространстве, установить подъемный агрегат на скважи¬ну, демонтировать СУСГ и произвести подъем плунжера на штангах (для вставных насосов — подъем насоса на штангах).
Демонтировать устьевую арматуру, установить противовыбросо¬вое оборудование, произвести подъем ШСН на НКТ, для вставных насосов при необходимости (устранения утечки в НКТ, смены зам¬ковой опоры, установки дополнительного оборудования, очистки от парафиноотложений или промывки забоя) — поднять НКТ.
При подъеме НКТ и штанг тщательно осматривать НКТ, штанги и их соединительные муфты. Имеющие повреждения, такие как из¬гибы, зазубрины, коррозионный и механический износ, отбраковы¬ваются и не допускаются к повторному спуску. После подъема ШСН сделать запись в эксплуатационном паспорте о состоянии штанг, со¬стоянии резьб, износа муфт, тела штанг и изгиба, состояние центра¬торов, состояние НКТ, состояние резьб, коррозионный и механи¬ческий износ, отложение парафина и солей, состояние поверхности плунжера.
Разбирать ШСН на устье скважины запрещается.
Монтаж и спуск ШСН
Для спуска в скважину завозится отревизированный (отремонти-рованный) ШСН с эксплуатационным паспортом. Разборка насоса на скважине запрещается.
Насос подвергается визуальному осмотру, проверяется ход плун¬жера в цилиндре. Сверяется маркировка насоса с данными паспор¬та. Проверяется ход плунжера, состояние резьбовых соединений, патрубка-удлинителя, фильтра или газопесочного якоря (ГПЯ).
Перед проведением СПО рабочая площадка и приемные мостки должны быть очищены от грязи. Спуск ШСН в скважину производится согласно компоновке, указанной в плане работ (заказ-наряде).
Перед спуском производится замер длины труб и штанг.
При спуске трубного насоса сначала нужно спустить защит¬ное приспособление (ГПЯ, фильтр и т.п.), затем цилиндр с всасы¬вающим клапаном, патрубком и муфтой под элеватор и насосно¬компрессорные трубы до необходимой глубины. НКТ, спускаемые в скважину на внутренней поверхности, не должны иметь отложений солей, парафина, окалины и грязи.
После спуска НКТ проверить и при необходимости заменить на планшайбе подвесной патрубок, а после отработки ШСН более одного года подвесной патрубок меняется в обязательном порядке.
После посадки планшайбы на фланец колонной головки на штангах спускают плунжер. Не допуская 3-х последних штанг, про¬извести промывку насоса жидкостью глушения в объеме не менее 16 м3 для очистки насоса от возможных мехпримесей, окалины и т.п. При комплектовании компоновки автосцепом плунжер спускается в цилиндре, предварительно навернув узел автосцепа (пику или за¬хват) и затем спустить колонну штанг.
Вставной насос спускается в следующей последовательности: за¬щитное приспособление (газовый якорь, песчаный якорь, фильтр и т.п.), замковая опора.
После посадки планшайбы на фланец колонной головки в ко¬лонну НКТ на насосных штангах производится спуск вставного на¬соса.
Насосные штанги, спускаемые в скважину, должны быть прямо-линейными и чистыми (без каких-либо отложений и повреждений внешней поверхности тела штанг, их резьбовых соединений и муфт).
Спуск последних трех штанг производить на малой скорости, во избежание резкой посадки плунжера в насос или вставного насоса в замковую опору, иначе это может привести к задиру плунжера или повреждению посадочной поверхности замковой опоры.
При СПО штанг со скребками-центраторами необходимо обя¬зательное использование направляющей конусообразной воронки для предотвращения сколов скребков-центраторов. Скорость спу¬ска штанг — 0,25 м/сек, при этом производить визуальный контроль за целостностью всех скребков-центраторов.
После спуска насоса в скважину на требуемую глубину необхо¬димо произвести подгонку колонны насосных штанг, для обеспече¬ния нормальной работы штангового насоса.
Подгонка хода плунжера
Посадка плунжера является наиболее ответственной операци¬ей. При допуске плунжера к цилиндру, последнюю штангу спускают медленно, чтобы не допустить удара о нижнюю часть насоса. Про¬ворачивая всю колонну насосных штанг круговым ключом по ходу часовой стрелки (не более 2-х оборотов), медленно вводят плунжер в цилиндр.
Когда посадка произведена, делают отметку на штангах, припод¬нимают их и вторично сажают. Если метка на верхней (контроль¬ной) штанге остается на прежнем месте, значит, плунжер находит¬ся в насосе.
После этого регулируют ход плунжера при помощи подъемного агрегата.
Осторожно приподнимают штанги до тех пор, пока ИВЭ-50 — электронный индикатор веса — зафиксирует вес всей колонны штанг, после этого делается вторая метка на верхней (контрольной) штанге. К расстоянию между первой и второй меткой плюсуется по¬правка на вытяжку штанг при работе ШСН, а суммарное расстояние составит 350—400 мм.
В дополнение к суммарному расстоянию, на верхней (контроль¬ной) штанге отмечают расстояние, соответствующее высоте СУСГ и нижнему положению головки балансира станка-качалки.
Поднимают верхнюю (контрольную) штангу, отвинчивают и вы¬меряют этой штангой полированный шток, если верхняя (контрольная), штанга соответствует длине полированного штока, то ее заме¬няют полированным штоком. Полированные штоки выпускают ди¬аметром 32 мм и длиной 2600—4600 мм. Длину полированного штока выбирают в зависимости от длины хода станка-качалки.
При несоответствии длины верхней (контрольной) штанги дли¬не полированного штока, подгонку (подбор) длины заменяемой верх¬ней (контрольной) штанги производят подгоночными шточками (полуштангами) различной длины. Диаметр подгоночных шточков (полуштанг) должен соответствовать диаметру верхней части колонны штанг.
Подбор длины заменяемой верхней (контрольной) штанги дол¬жен быть произведен так, чтобы соединение колонны штанг или подгоночных шточков (при подборе длины заменяемой контроль¬ной штанги) с полированным штоком даже при самом верхнем по¬ложении плунжера не касалось СУСГ.
Заключительные работы
После завершения работ по подгонке хода плунжера собрать устьевое оборудование и при помощи подъемного агрегата, переме¬щением колонны штанг сделать не менее 6—8 ходов плунжера и вы¬звать подачу (при низком статическом уровне долить скважину до устья).
Провести ревизию СУСГ, сменить нижнее сальниковое уплотне¬ние, в случае выявления дефектов СУСГ дать заявку нефтепромыслу на завоз нового и заменить его.
За 2 часа до запуска скважины бригадой подтверждается заявка на вызов представителя нефтепромысла. Заявка передается диспет¬черу или технологу нефтепромысла.
В присутствии представителя ЦДНГ вызвать подачу и опрессовать НКТ насосом с составлением акта о приемке скважины из ре¬монта, затем посредством канатной подвески подвести колонну штанг к головке балансира и запустить станок-качалку в работу.
Мастер бригады ТРС (КРС) заполняет эксплуатационный па¬спорт LLICH с указанием всех параметров компоновки спущенного подземного оборудования (диаметр НКТ, штанг и количество, нали¬чие и количество центраторов, фильтра, ГПЯ и т.п.)
Акт о сдаче скважины из ремонта подписывается после 72 часов безотказной работы ШСН представителем нефтепромысла. Основа¬нием для подписания акта о сдаче скважины из ремонта является ди¬намограмма, снятая после запуска скважины. К акту на ремонт сква¬жины прилагается эксплуатационный паспорт ШСН, который дол¬жен храниться вместе с актом, и при последующем ремонте переда¬ваться ЦПРС с заполнением данных о работе насоса.