Разработка мероприятий по повышению состояния защищённости производственного объекта (на примере ОАО «Казанский жировой комбинат») (дипломная работа)
Автор: student | Категория: Технические науки | Просмотров: 574 | Комментирии: 0 | 22-09-2020 20:28

Скачать:  1362204801_diplom-_28-05-2008.zip [1,28 Mb] (cкачиваний: 2)  

 

 

Разработка мероприятий по повышению состояния защищённости производственного объекта (на примере ОАО «Казанский жировой комбинат»)

(дипломная работа)

_________________________________________________________

ОГЛАВЛЕНИЕ     

Принятые  сокращения

Введение

  1. ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ НАИБОЛЕЕ МАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС) НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ (ХОО)…………………………………………………….9

1.1. Сущность проблемы и обоснованность объема задач по химической защите населения……………………………………………………………………………...9

1.2. Нормативно - законодательные и правовые документы по организации защиты на ХОО………………………………………………………………….…..13

  1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИ АВАРИИ НА ОАО « КАЗАНСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»……………….18

2.1. Краткая характеристика  Лаишевского района………………………………18

  • Рельеф, климат, растительность, гидрография………………….…………18

2.1.2.  Административное деление, население Лаишевского района………..….22

2.2. Краткая характеристика ОАО “Казанский жировой комбинат”…………...22

2.3. Характеристика холодильно – компрессорной станции………………….....24

2.3.1. Блок-схема составляющих объекта………………………………………...26

2.4. Характеристика АХОВ: аммиака………………………………………….….27

2.5. Особенности  возникновения  и  развития  аварии, исходя из условия хранения аммиака………………………………………………………..…………31

2.5.1. Характеристика опасных веществ, обращающихся в технологических блоках………………………………………………………….………………….…34

2.5.2. Анализ основных причин произошедших аварий……………………...….35

2.5.3. Определение возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий………………………………….……………37

2.5.4. Определение возможных сценариев возникновения и развития аварийных ситуаций……………………………………………………………………...……..39

2.5.5. Схема построения сценариев развития аварийных ситуаций с указанием основных причин их возникновения…………………………………….………..40

Таблица 5

 

2.5.6. Анализ аварийных ситуаций, условий их возникновения………………...48

Таблица 6

 

2.5.7. Результат анализа состояния системы противоаварийной защиты (ПАЗ) на аммиачной холодильно - компрессорной станции Казанского жирового комбината…………………………………………………………………...………59

2.6. Прогнозирование масштабов заражения при выбросах аварийно химических опасных веществ на территории ОАО “Казанский жировой комбинат”……………………………………………………….………………….60

2.6.1. Расчет глубины заражения при выбросе аммиака из Блока №2 холодильно-компрессорной станции………………………………………….….61

2.6.2. Определение эквивалентного количества аммиака в первичном облаке………………………………………………………………………………..62

2.6.3. Определение эквивалентного количества аммиака во вторичном облаке…………………………………………………………………………….….62

2.6.4. Расчет глубины зоны заражения при аварии с аммиаком………………...64

2.6.5. Определение площади зоны заражения……………………………………65

2.6.6. Определение времени подхода зараженного воздуха  к жилому массиву……………………………………………………………………………...66

  1. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ПРИ ВОЗМОЖНОЙ АВАРИИ НА ОАО «КАЗАНСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ» И РЕКОМНЕНДАЦИИ ПО ЕГО  ВНЕДРЕНИЮ…………………………………..71

3.1.  НАСФ на ОАО «Казанский жировой комбинат»…………………………...71

3.2. Краткая оценка возможной обстановки на ОАО «Казанский жировой комбинат» при возникновении ЧС………………………………………………..74

3.2.1. Обнаружение угрозы и факта возникновения аварии…………………….75

3.2.2. Оповещение о химической аварии…………………………………………79

3.3. Эвакуация сотрудников ОАО «Казанский жировой комбинат» при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ………………………………...…82

3.3.1. Связь и оповещение………………………………………………………….84

3.3.2. Транспорт для эвакуации……………………………………………………85

3.4. Действия персонала ОАО «Казанский жировой комбинат» при эвакуации»…………………………………………………………………………..85

3.5. Перечень предстоящих мероприятий КЧС ПБ (руководства) ОАО «Казанский жировой комбинат» и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС……………………………….…87

3.6. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий………………………………………...88

3.6.1 . Режим повышенной готовности при угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий ……………….…88

3.6.2. Режим чрезвычайной готовности при  возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий ………………….91

3.6.3. Обеспечение действий сил и средств объектовой подсистемы ТСЧС на ОАО «Казанский жировой комбинат"…………………………………………….94

3.6.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)………………………………………………………………………...…..97

3.6.5. Организация и проведение взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к действиям……………………………………………………....98

3.6.6. Силы и средства, привлекаемые для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий…………………………………………………………………………...100

3.6.7. Управление мероприятиями и действиями в ЧС………………………...102

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………...…106

4.1. Экономический расчет ущерба от аварии в холодильно – компрессорной станции на ОАО «Казанский жировой комбинат»……………………………...107

4.2. Прямые потери………………………………………………………………..108

4.3.  Затраты на локализацию (ликвидацию) и расследование аварии………..109

4.4. Социально – экономические потери………………………………………...109

4.5. Косвенный ущерб…………………………………………………………….111

4.6. Потери при выбытии трудовых ресурсов…………………………………..112

4.7. Итоговый результат…………………………………………………………..112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….114

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...….119

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...….120

  1. Роза ветров за январь, июль и за год
  2. Схема оповещения должностных лиц, аварийно – спасательных формирований, организации служб, ответственных за выполнение мероприятий по локализации и ликвидации аварийной ситуации
  3. Ситуационный план (токсическое поражение 1)
  4. Ситуационный план (токсическое поражение 2)
  5. Ситуационный план (взрыв в объеме помещения)

ПРИНЯТЫЕ  СОКРАЩЕНИЯ

АСДНР - аварийно- спасательные и другие неотложные работы

АБК  -    административно- бытовой комплекс

АСФ  -     аварийно- спасательные формирования

АТЦ  -    автотранспортный цех

АХОВ -   аварийные  химические  опасные вещества

ГО  -        гражданская оборона

ГОЧС  -  органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным          

               ситуациям

КИП -     контрольно – измерительные приборы

КЧС  -    комиссия по чрезвычайным ситуациям

МТС  -   материально - техническое снабжение

НАСФ – нештатные аварийно – спасательные формирования

ОАО -     открытое акционерное общество

ООП -     охрана общественного порядка

ОПС  -    цех очистки производственных стоков

ОТК  -    отдел технического контроля

 ПАЗ -      противоаварийная защита

ПВХ  -    пароводяное хозяйство

ПВР -      пункты временного размещения

РМЦ -     ремонтно – механический цех

РСЧС  - Единая государственная система предупреждения и ликвидации    

                чрезвычайных ситуаций

РХЗ  -     радиационная и химическая защита

РХН  -    радиационное и химическое наблюдение

СИЗ -     средства индивидуальной защиты

СКАО - система контроля аварийной опасности

ХКЦ  -    холодильно – компрессорный цех

 ХОО  -   химический опасный объект

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    В последнее время в России складывается тревожная тенденция роста количества и  тяжести последствий чрезвычайных ситуаций от техногенной аварии и природных катастроф, ущерб от которых всё более ощутимо сказывается на государственной экономики  и социальной политике.

    С ростом числа чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера масштабы последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий становятся всё более опасными для населения и окружающей среды.

    Техногенная  чрезвычайная ситуация (ТЧС)- состояние, при котором в результате возникновения источника  техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни  и здоровью, наносится ущерб имуществу  населения, народному хозяйству  и окружающей природной среде.

    Мировой и отечественный опыт показывают, что именно в отраслях химической  промышленности происходит наибольшее количество крупных аварий со значительным материальным ущербом.

    На территории России функционирует около  45 тысяч потенциально опасных предприятий и объектов.

    Статистические данные за последние пять лет показывают, что тенденция увеличения количества аварий на потенциально  опасных объектах сохраняется, их последствия  становятся всё более масштабными, а риск возникновения крупных аварий постоянно возрастает.

    Одна из главных причин сложившегося положения – чрезмерно высокий износ оборудования, особенно на предприятиях химического комплекса. Нельзя не отметить, что высокая аварийность  республиканских предприятий, особенно в нынешних условиях, вызвана недостаточностью современных, высокоэффективных технических средств контроля, раннего  обнаружения и противоаварийной защиты, а также низким  уровнем  дисциплины,  ослаблением роли государственных органов  контроля и управления, низким уровнем  правовой и экологической культуры многих руководителей предприятий.

    Проблемы защиты населения и окружающей среды от промышленных аварий и катастроф становятся приоритетной сферой национальной безопасности, а задачи  их предупреждения есть и будут актуальными для республики и Российской Федерации в будущем практика показывает, что затраты на предупреждение аварий и уменьшение риска их возникновения могут быть  в 10-15 раз меньше, чем средства, необходимые для ликвидации их последствий. Базовый принцип обеспечения безопасности заключается в том, что потенциально опасные предприятия должны нести основную ответственность, за обеспечение безопасности, а государственные органы надзора и контроля создать условия для согласования интересов промышленных предприятий и населения.

    В связи с выше изложенным, очевидна актуальность выбранной для дипломной работы темы: «Разработка мероприятий по повышению состояния защищенности производственного объекта (на примере ОАО «Казанский жировой комбинат») ».

    Для успешного решения задач предупреждения  чрезвычайных ситуаций и снижения рисков необходимо иметь достаточно полное информационное обеспечение по обширному  комплексу вопросов, связанных с  безопасностью.

    Приоритетным направлением деятельности МЧС России является поиск принципиально новых методов  и форм предупреждения чрезвычайных ситуаций. С этой целью подготовлен проект Федеральной целевой программы «Снижение рисков  и смягчение последствий ЧС  природного и техногенного характера в РФ», которая станет основой практических действий  по деятельности и области  безопасности.

 

 

  1. ОБОБЩЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ НАИБОЛЕЕ МАСШТАБНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (ЧС) НА ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ОБЪЕКТАХ (ХОО)

 

1.1. Сущность проблемы и обоснованность объема задач по химической защите населения

 

    В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается более трёх тысяч шестисот химически опасных объектов (двадцать девять из них на территории Республики Татарстан). Сто сорок шесть городов, с численностью населения более ста тысяч  человек в каждом, расположены в зонах повышенной химической опасности.

    Неритмичность работы предприятий химической промышленности  в последние годы, имеющие место старение основных фондов, снижение  производственной  и технологической дисциплины объективно ведут к повышению риска возникновения крупных химических аварий, связанных с выбросом или разливом значительных количеств опасных веществ, в результате  чего нередко возникают чрезвычайные ситуации  с поражением значительного количества людей,  животных,   заражением  окружающей   природной   среды.

     Достаточно сказать, что за последние годы в России произошло более 250 аварий с выбросом аварийно химически опасных веществ в окружающую природную среду, при которых пострадало более 400 и погибло около 170 человек. За это же время зафиксировано 57 случаев  отравления ядовитыми веществами в быту, в результате которых пострадало 823 человека, из них 129 человек погибло. Данные факты говорят о том, что проблема ликвидации последствий химических аварий  и катастроф, защиты персонала и населения при этом весьма актуальны для России.

    Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих или хранящих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического  синтеза  и  неорганического  синтеза.

    Прогностические оценки на ближайшую перспективу (5-10 лет) показывают, что на повышение вероятности возникновения химических аварий, кроме перечисленных выше причин, будут влиять следующие обстоятельства:

    неизбежное увеличение объема химического производства, переход к работе с полной нагрузкой крупнейших химических комплексов, увеличение объема перевозок и хранения аварийно химически опасных веществ; 

    появление на основе научных разработок химических соединений и веществ с новыми, в том числе и более токсическими свойствами;

    стремление  иностранных государств  и фирм к инвестированию в первую очередь создания  и развития вредных производств на территории России;

    Как показывает анализ последствий крупных химических  аварий  на химически опасных объектах, может возникать чрезвычайно сложная обстановка, требующая одновременного проведения большого объема аварийно- спасательных  и других неотложных работ (АСДНР), как на самом объекте, так и в прилегающей к нему зоне, включая оперативные меры по защите населения.

    Специфика всякой аварии на современном промышленном предприятии проявляется в обязательном прохождении, ею четырёх характерных фаз:

  1. Фаза инициирования аварии - переход предприятия в нестабильное состояние (отклонение от регламента, введение фактора неустойчивости и т. п.).
  2. Фаза развития аварии - цепной процесс разрушительного высвобождения энергозапаса объекта и других опасностей технологий. Необратимость процесса аварии. Темп выделения опасностей при аварии не соответствует возможностям сил и средств обеспечения безопасности.
  3. Фаза выхода аварии за пределы предприятия – создание чрезвычайных ситуаций для населения и окружающей местности в районе размещения предприятия.

    4.Фаза ликвидации последствий аварии – устранение действия порожденных аварией опасных факторов.

    Процесс ликвидации чрезвычайных ситуаций в полной мере зависит от объекта (места), характера и хода химических аварий. Поэтому представление данного процесса единой адекватной моделью практически невозможно. Вместе с тем, при любых авариях имеется определенная общность происходящих процессов, исходов и последствий.

Основными исходами крупных химических аварий, как правило, являются:

    выбросы (разливы) токсичных и других газов или жидкостей;             

    мгновенное или постепенное испарение;

    дисперсия газов с нейтральной и положительной плавучестью;

    дисперсия тяжелого газа;

    возгорание жидкостей, зданий, сооружений и т.п.;

    взрывы различного характера (ограниченные, в свободном пространстве,                                                          взрывы паровых облаков, пылевые взрывы, детонации, физические взрывы, взрывы конденсированной фазы).

    Основные последствия аварий:

    разрушения зданий, оборудования, технологических линий и т.п.;

    возгорание зданий, сооружений, жидкостей и т.п.;

    заражение окружающей среды (атмосферного воздуха, почвы, воды, технологического оборудования;

    поражение людей, оказавшихся в зоне токсического воздействия без необходимых средств защиты или не успевших их использовать.

    В целом данные чрезвычайные ситуации можно подразделить на четыре типа:

    с образованием только  первичного облака аварийно химически опасных веществ;

    с образованием пролива, первичного и вторичного облака аварийно химически опасных веществ;

    с образованием пролива и только вторичного облака аварийно  химически опасных веществ;

    с заражением окружающей среды (грунта, водоисточников, технологического оборудования и т. п.).

    Объекты экономики  химической и нефтехимической промышленности  характеризуется огромным количеством самых разнообразных  пожаро- и взрывоопасных процессов, а применяемые вещества с высокой токсичностью нарушают обычный  состав атмосферного воздуха. Многие химические процессы протекают при высоких температурах и давлениях. Даже незначительные изменения   параметров   технологического  процесса  могут  привести  к  резкому изменению  скорости реакций или развитию побочных процессов – с последующим  взрывом  в

аппаратуре, коммуникациях  или помещении.

    Вполне очевидно, что чем раньше силы и средства приступят к локализации и ликвидации последствий химических аварий и катастроф на той или иной фазе их развития, тем меньше будет число пострадавших и размер ущерба.

    Исходя, из выше изложенного следует, что химически опасные объекты являются наиболее важными источниками потенциальных опасностей при возникновении   чрезвычайных ситуаций   в  случае  аварии  и  свидетельствует  о возможной масштабности последствий химических аварий, что при достаточно большой частоте их возникновения дает основание говорить об актуальности проблем их предупреждения,  ликвидации и защиты населения от их последствий.

    Поэтому неукоснительное соблюдение мер безопасности, соблюдение технологического процесса и режимов работы, а также грамотная эксплуатация оборудования имеют особенно большое значение.

          

 

 

 

 

 

1.2. Нормативно - законодательные и правовые документы по организации защиты на ХОО

    В последние несколько лет органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации ведётся активная деятельность по созданию и совершенствованию системы государственного регулирования в области промышленной безопасности, защиты населения, территорий и окружающей среды от негативных последствий техногенной деятельности и возможных аварий и катастроф.

    Ключевым можно считать  Федеральный Закон  от 21.07.97 г. № 119-ФЗ « О промышленной безопасности  опасных производственных объектов». В нём первые чётко прописаны механизмы правового регулирования промышленной безопасности. Закон предписывает лицензирование всех видов деятельности на опасном объекте на всех этапах его жизненного цикла, от проектирования до снятия  с эксплуатации, устанавливает обязательность сертифицирования технических устройств, применяемых на опасном объекте, устанавливает перечень документации и материальных объектов, подлежащих в обязательном порядке процедуре экспертизы.

    Исключительно важное, значение имеют статьи закона, предписывающие обязательность разработки  декларации промышленной безопасности  и обязательность  страхования  ответственности перед третьими лицами  за причинение вреда  в случае аварии. При этом законом устанавливается предельное количество  опасных веществ, наличие которых является основанием для обязательной разработки декларации безопасности, а статья 15 закона определяет конкретный размер страховых сумм  страхования ответственности  перед третьими лицами.

    Также, важную роль в области промышленной безопасности призван играть Федеральный закон  «О лицензировании отдельных видов деятельности», утверждённый Президентом Российской Федерации  25 сентября 1998 года. Данный закон устанавливает перечень всех видов деятельности, для осуществления которых наличие лицензии является обязательным условием.  Важным  положением   закона   является   норма  о  лицензировании  всех  видов деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан (4 статья закона).

    И, наконец, Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» устанавливает обязательность проведения оценки некоторых объектов оценки, независимость оценщика, лицензирование оценочной деятельности. Необходимо отметить, что наличие объективной и доверительной оценки объекта играет важную  роль  при   определении  ущерба  от  аварии  или чрезвычайной ситуации и  соответственно  при  назначении  страховых  сумм  и страховых премий.

    Для реализации Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработаны и утверждены постановления Правительства, регулирующие деятельность в области промышленной безопасности, такие как: «О сроках декларирования промышленной безопасности действующих опасных производственных объектов» от 02.02.98 г. № 142,  «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» от 17.07.98 г. № 779,  «О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации» от 11.08.98 г. № 928, «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» от 24.11.98 г. № 1371,  «О применении технических устройств на опасных производственных объектах» от 25.12.98 г. № 1540.

    К ведомственным нормативным документам  по вопросам безопасности химических производств, утверждённым Госгортехнадзором России, относятся:

«Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных объектов» (РД 08 – 120 – 96),  «Методические указания по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России « (РД 09-  102 – 95), « Положение о функциональной подсистеме по контролю за химически опасными и взрывоопасными объектами  единой государственной системы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций» (РД 03-133-97).

    Правительство Республики Татарстан и администрация г. Казани принимает нормативно – правовые акты, которые дополняют федеральную нормативно-правовую базу с учётом специфики города. В г. Казани было принято нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию таких мероприятий, как повышение устойчивости функционирования  объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций, готовность к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций,  надзор и контроль, за деятельностью  опасных предприятий и объектов.

    Принятие данных нормативно - правовых актов; позволяет определить основные принципы в области защиты населения и территорий города  в чрезвычайных ситуациях, осуществить разграничение полномочий федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления  в данной области, законодательно закрепить структуру  и основные функции звена территориальной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; выработать основные направления подготовки населения города Казани к действиям в чрезвычайных ситуациях, определить порядок создания и эксплуатации опасных объектов, технологий и стимулировать деятельность по ликвидации самих чрезвычайных ситуаций.

    Таким образом, основное внимание в нормотворческой деятельности уделяется    вопросам    регулирования     отношений,   связанных   с   созданием, подготовкой и содержанием в готовности органов управления, сил и средств для защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществлением сбора и обмена информацией, наблюдения и контроля  за состоянием окружающей природной среды и потенциально-опасных предприятий, укреплением и совершенствованием деятельности служб гражданской обороны, противопожарной безопасности промышленных объектов, внедрением систем декларирование безопасности опасных производственных объектов, а также лицензирование видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств, работ и перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД

    В условиях большой насыщенности многих регионов страны химически опасными объектами, основные фонды которых устарели, более того, учитывая снижение технологической и производственной дисциплины, существует постоянная реальная угроза возникновения химических аварий.

    Обзор существующих нормативных, законодательных, правовых документов, приказов, руководств и рекомендаций по организации защиты на химически опасных объектах позволил выяснить, что основное внимание в нормативно-правовой деятельности уделяется вопросам регулирование отношений, связанных с созданием, подготовкой  и содержанием  в готовности органов управления, сил и средств для защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществлением сбора и обмена информацией, наблюдением и контролем за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, укреплением и совершенствованием деятельности служб гражданской обороны, внедрением систем декларирование безопасности промышленных производств, работ и перевозок.

    Вместе с тем, анализ законодательных и подзаконных актов, регулирующих компетенцию уполномоченных органов в обеспечении безопасности, показывает, что при большом перечне органов и слишком различных их функциях законодательные акты лишь обозначают схему взаимодействия органов государственного управления, и во многих случаях, не дают организационно- методического и ситуационного механизма практического «ввода» в действие этих положений. С одной стороны мы имеем отличную федеральную законодательную основу, с другой – отсутствие четкости, конкретности методического обеспечения деятельности органов управления на местах.

    Основными условиями эффективного правового обеспечения функционирования  РСЧС  является формирование комплексной, взаимоувязанной по срокам, последовательной и непротиворечивой системы законодательных и нормативно-правовых актов.

  1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИ АВАРИИ НА ОАО « КАЗАНСКИЙ ЖИРОВОЙ КОМБИНАТ»

                   2.1. Краткая характеристика  Лаишевского района

  • Рельеф, климат, растительность, гидрография.

 

    Лаишевский район-пятый по величине территории административное образование в составе Республики Татарстан. Площадь района составляет 2119 кв.км.

Наименование показателя

Значение показателя

1. Среднегодовые:

направление ветра, румбы;

скорость ветра, километров в час;

относительная влажность, %

Ю-З

 

16,9

78

2. Максимальное значение (по сезонам): скорость ветра, км в час;

Зима: - скорость ветра, км/час

Весна: - скорость ветра, км/час

Лето: - скорость ветра, км/час

Осень: - скорость ветра, км/час

 

 

20,8

18,7

11,5

14,9

3. Количество атмосферных осадков, мм: среднегодовое, максимальное (по сезонам);

Зима: -

Весна: -

Лето: -

Осень: -

 

 

100

157

170

119

4. Температура, градусов Цельсия:

среднегодовая;

максимальная (по сезонам);

Зима: -

Весна: -

Лето: -

Осень: -

 

3

 

-17,3

4,2

17,9

3,6

 

 

 

 

  Сведения о природно-климатических условиях района

 

  Краткая климатическая характеристика Лаишевского района подготовлена Управлением гидрометеорологической службы Республики Татарстан за десятилетний период (с 1997 по 2007 г.г.).

 

Температура воздуха

 

Среднемесячная  и  годовая  температура  воздуха, (º С)

    I       II      III     IV     V      VI     VII     VIII    IX     X     XI      XII    год

 -6,3   -5,3   -0,5    6,8    13,0    17,7   18,1   16.7   10,8   5,1   -2,5     -6,1     5,6 

 

Абсолютный   минимум   температуры   воздуха,  (º С)

    I        II      III      IV      V      VI     VII    VIII     IX     X      XI       XII    год

 -32,0  -27,7  -22,7  -6,2   -4,1    3,2     5,5     3,8      -3,0   -8,0   -20,4   -26,0   -32,0

 

Абсолютный   максимум  температуры  воздуха,  (º С)

    I        II      III     IV      V      VI     VII    VIII     IX      X       XI       XII     год

   5,6    7,7    17,2   25,7   31,9   33,5   31,9   32,6    29,8    23,7    8,5      6,1       33,6

 

 

Расчетные  температуры  воздуха (º С) за  период  1996-2006 г.

Абсолютно максимальная                                                     + 37  º С

Абсолютно минимальная                                                       - 42  º С

Средняя максимальная наиболее жаркого месяца               + 24 º С

Средняя температура наиболее холодного месяца              - 15  º С

 

Ветер

 

Средняя  месячная   и  годовая  скорости  ветра, ( м/с)

    I       II        III     IV     V    VI      VII     VIII     IX       X      XI        XII      год

   2,6    2,6      2,5     2,3    2,1   1,9     2,9       1,9      2,0      2,3     2,3        2,7       2,3

 

 

Расчетные  скорости  ветра  по  направлениям, (м/с)

 

                                   С     СВ    В     ЮВ    Ю    ЮЗ     З      СЗ

 

          Январь           2,8     2,3   2,1     2,7     2,9     3,0    2,8    3,2

Июль             2,7     1,6    1,8     2,8     2,4     2,5     2,3    2,6

Повторяемость  направлений  ветра  и  штилей,  (%)

 

Месяцы

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

штиль

I

28

12

13

6

11

4

6

20

7

II

7

5

8

12

19

20

18

11

13

III

6

5

10

22

16

17

15

9

14

IV

11

10

15

14

13

13

12

12

19

V

17

8

11

9

13

14

12

16

24

VI

12

12

17

10

10

9

12

18

28

VII

10

8

14

18

16

13

11

10

10

VIII

10

6

8

6

12

16

20

22

24

IX

8

7

11

10

14

18

17

15

21

X

9

3

5

10

13

21

19

19

21

XI

9

4

7

10

19

21

17

13

13

XII

9

3

4

9

17

23

19

16

10

год

20

12

15

12

12

7

8

14

8

 

 

    Роза ветров за январь, июль и за год, в приложение 1.

 

 

 

 

 

 

Лаишевский район занимает юго-западную часть территории Предкамья. Он

расположен при слиянии двух крупных рек Республики Татарстан (на левобережье р. Волги и правобережье р. Камы). Его границы на западе и юге проходят по берегам Куйбышевского водохранилища. На северо-востоке граничит с Рыбно-Слободским и Пестречинским районами. Район непосредственно примыкает к городу Казани.                                                                                                                                                                                                           На территории Лаишевского района существуют следующие опасные природные процессы: оползни, оврагообразование, подтопленность, переработка берега, поверхностная плоскостная эрозия, суффозия. Прибрежная полоса река Кама, в силу литологического состава слагающих пород, осложнена оползнями, образующими террасовидные уступы.

    Территории, подверженные процессам оползания, расположены вдоль южной окраины города и непосредственно примыкают к крутому, местами оползневому, береговому склону реки Кама.

    Возможны возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с последствиями опасных метеорологических явлений (сильные ветра-ураганы) на территории Лаишевского муниципального района.

    Район по природным условиям относится к зоне лесостепи.

    Почвенно – климатические условия района не очень благоприятны, однако при хорошей организации агротехнических мероприятий, ежегодно добиваются значительного повышения сельскохозяйственных культур.

    На территории района 138 озер и несколько болот. Общая площадь озер более четырехсот гектаров, средняя глубина-3,2 метра, а максимальная-22 метра. Болота занимают 1747 гектаров.

    11 крупнейших озер Лаишевского района, имеющие научно-познавательное и эстетическое значение, и река Меша признаны памятниками природы. В целом водный ресурс района составляет 30 % от общей площади. Данные показатели не имеют аналогов по всей Республики Татарстан.

    Площадь земель лесного фонда составляет 218,8 тыс.га. В районе преобладают смешанные леса из дуба, липы, сосны, клена.

    Из полезных ископаемых имеются запасы известняков.

    Животный мир представлен 205 видами птиц, в том числе 19 видов занесены в Красную книгу РТ.

 

2.1.2.  Административное деление, население Лаишевского района.

   

    Лаишевский район образован в 1827 году. Его центр – город Лаишево. Районный центр расположен на правом берегу реки Камы, вблизи впадения ее в реку Волгу, в 62 км к югу-востоку от г. Казани. В прошлом город Лаишево – один из городов Волжской Булгарии. Как русское поселение существует с 1557 года.

    Население района – 37 тыс. человек : из них 54 % русские, 43 % татары, 3 % представители других национальностей ( Чуваши, мордва и др.). В районе 24 сельских поселений, 1 городское поселение. В самом  Лаишево проживают 9500 человек.

 

 

 

2.2. Краткая характеристика ОАО “Казанский жировой комбинат”

 

    Открытое акционерное общество “Казанский жировой комбинат” расположен в 15 км к юго-востоку от г.Казани, на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. Ближайший населенный пункт – село Усады – в 5 км на восток. В непосредственной близости от комбината располагаются:

    с севера – отдельный пожарный пост “Столбищи” управление ГО и ЧС Лаишевского района;

    с северо – запада – “Казанский маслоэкстракционный завод”;

    с востока – садовые товарищества;

    с запада и юга – лесопосадка.

    В  собственности комбината находится 22,4 га земли, территория имеет ограждение из железобетонных плит высотой 2,4 м и охраняется собственной службой охраны.

    Комбинат расположен в климатическом подрайоне, относящемся к зоне резко континентального климата с жарким летом и холодной зимой. Среднегодовая температура воздуха составляет 2,8°C. Самым теплым месяцем является июль со среднемесячной температурой воздуха 19°C, самым холодным – январь  -13,5°C. Абсолютный максимум составляет  +38°C, абсолютный минимум  -47°C. Максимальная  глубина   промерзания грунта – 1,6 м для глинистых и суглинистых грунтов.

    Ветровой режим характеризуется преобладанием в зимнее время ветров юго-западного направления, летом с северо - запада. Средняя скорость ветра в холодный период – 4,5 м/с, наибольшая скорость ветра – 5,7 м/с – наблюдается в январе месяце.

    Транспортная связь осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом.

    Структурными элементами комбината являются:

     -управление;

     -производственные цеха – цех рафинации и цех производства и фасовки масложировой продукции;

    -вспомогательные цеха: котельная, пароводяное хозяйство, холодильно – компрессорная станция, ремонтно – механический цех, электроцех, цех очистки промышленных стоков, автотранспортный цех, цех контрольно – измерительных приборов и автоматики;

    -отдел технического контроля;

    -служба отгрузки и логистики;

    -строительный участок;

    -ведомственная охрана;

    -склады.

 Наиболее опасным считается холодильно – компрессорная станция.

 

 

 

2.3. Характеристика холодильно – компрессорной станции

Холодильно-компрессорная станция располагается на северо-западной стороне территории Казанского жирового комбината, занимаемая установкой площадь – 0,01га

         Холодильно-компрессорная станция ОАО “Казанский жировой комбинат” предназначена для холодоснабжения воздухоохладителей холодильных камер. Производство холода осуществляется на трех температурных уровнях: минус 70С, минус 170С и от минус 150С до минус 20оС. В соответствии с классификацией ПБ 09-595-03 применяемые принципиальные схемы холодоснабжения – непосредственная, промежуточная закрытая с уровнем в испарителе (хладоноситель – ледяная вода).

Размещение холодильного оборудования установки выполнено по варианту 2 (компрессорный цех в отдельном здании, аппараты конденсаторного отделения размещены на открытой площадке).

Здания, которые обслуживаются холодильно - компрессорной станцией, относятся к категории “Е” (здания и помещения, в которых одновременно может находиться определенное количество людей, компетентных в вопросах безопасной эксплуатации аммиачных холодильных установок или проинструктированных по технике безопасности на своих рабочих местах .

Анализ возможности оперативного отключения групп основного и вспомогательного холодильного оборудования без опасных изменений режимов работы отдельных элементов или системы в целом до полного безаварийного останова холодильно - компрессорной станции, выполненный с учетом оснащенности агрегатов и аппаратов системы отключающей запорной арматурой, приборами контроля, сигнализации, управления и противоаварийной защиты (ПАЗ), позволяет разделить производственный объект на шесть технологических блоков. Основные составляющие объекта представлены в таблице 1.

Таблица № 1

Составляющие объекта

Краткая характеристика составляющих объекта

Назначение

Состав

Метод производства

1

2

3

4

Блок 1. Машинное отделение

Сжатие паров аммиака, подача жидкого аммиака потребителям

Компрессорные агрегаты, насосы, отделители жидкости, ресиверы, испарители, маслосборник, трубопроводы

Сжатие, передавливание отделение жидкости, теплообменные процессы

Блок 2. Наружная установка

Прием жидкого и газообразного аммиака из аппаратов холодильной системы

Ресиверы, конденсаторы, маслоотделитель

Хранение, разделение, теплообменные процессы

Блок 3. Пункт приема жидкого аммиака с узлом слива

Слив жидкого аммиака из автомобильной цистерны

Автоцистерна, узел слива, трубопроводы

Передавлива ние

Блок 4. Узел распределитель ного устройства склада-холодильника