Какие виды центровки существуют?
Автор: student | Категория: Технические науки / Автоматизация | Просмотров: 6494 | Комментирии: 0 | 29-12-2013 20:17
1 Какие виды центровки существуют?
Центровка — тонкая заключительная сборочная операция, поэтому на стадии ремонта необходимо выявить и устранить все неисправности агрегата и причины расцентровки.
Виды центровки: соосная и несоосная (параллельное смещение валов и угловое смещение (перекос) валов.) Наиболее часто встречаются оба случая.
Допустимой является такая несоосность валов, при которой точка пересечения их осей вращения находится в области муфты и прилежащий угол между осевыми линиями мал. Эти два критерия используются в двух перпендикулярных направлениях, обычно для удобства в вертикальном и горизонтальном, и нормируются в зависимости от скорости.
2. Центровка валов по полу муфтам. При этом способе центровки для измерения радиальных зазоров применяют скобу 1 (рис. 26), которую прикрепляют к полумуфте 5 при помощи болта 2. В скобу вставляют индикатор 3. Несоосность в радиальном направления измеряют индикатором, а в осевом —щупом между торцами полумуфт. Измерения производят при установке обоих валов 4 роторов в четырех положениях (0, 90, 180 и- 270°). При каждом положении измеряют один радиальный и четыре осевых зазора.

Рис. 27. Приспособление для подъема валов при выкатке вкладышей
Осевые зазоры измеряют при каждом положении полумуфт в четырех точках по концам двух перпендикулярных диаметров по предварительно нанесенным рискам. Результирующие осевые зазоры равняются среднему значению зазора в данной точке, правильности произведенных измерении осевых зазоров при каждом из четырех положений ротоpa является равенство сумм по вертикальному диаметру.
Это равенство относится также и к результирующим зазорам. Для определения перемещения фундаментной плиты используют показания индикатора и результирующие зазоры.

Рис. 26, Центровка валов по полумуфтам при помощи одной скобы
Окончательная центровка осуществляется с помощью прокладок, помещаемых между опорными поверхностями рам и лапами насосов и моторов. Они выполняют роль самоустанавливающихся опор, которые облегчают процесс центровки труб.
Окончательная центровка труб проводится внутренним центратором, который устанавливается в трубах и совмещает образующие цилиндрических поверхностей.
Схема центровки с помощью лекала.| Схема центровки по торцам валов.| Схема центровки по торцам и диаметрам полумуфт. Окончательную центровку выполняют специальными приспособлениями и мерителями. Основным способом окончательной центровки является центровка по торцам полумуфт.
Окончательную центровку производят при полной затяжке болтов крепления насоса, электродвигателя, редуктора к фундаментной плите (раме) и затяжке фундаментных или анкерных болтов.
Окончательную центровку производят по полумуфтам роторов нагнетателя и ТНД.
В горизонтальной плоскости положение электродвигателя регулируется боковыми струбцинами, в вертикальной плоскости изменением толщины прокладок между опорами электродвигателя и фундаментной рамой. Для определения толщины прокладок, которые необходимо добавить (или убрать), чтобы ликвидировать перекос в вертикальной плос¬кости, необходимо измерить расстояние от торца полумуфты до опор С и Д (рисунок 6).

Рисунок 6
По схеме (рисунок 6) для ликвидации перекоса осей под опору С необходимо добавить прокладку толщиной С = lc  tg в; под опору Д: Д == lд  tg в. После добавления прокладок необходимо проверить центровку, сравнить величины несоосности с допускаемыми.
3. Порядок центровки по полумуфтам.
Предварительную центровку по полумуфтам производят с помощью линейки и щупа (рисунок 2).

Рисунок 2
Линейку накладывают на обод одной из полумуфт и щупом замеряют радиальный зазор а и осевой (торцовой) зазор в. Такие замеры производят в четырех местах по концам двух взаимно перпендикулярных диаметров полумуфт. При правильном взаимном расположении валов радиальные зазоры должны быть равными (или равняться нулю, если полумуфты одинакового диаметра). Осевые зазоры должны быть равными.
Окончательную центровку производят с помощью радиально-осевых скоб или специального приспособления с индикаторами часового типа.

Рисунок 3
Конструкция радиально-осевых скоб и их крепление на полумуфтах показаны на рисунке 3. Наружную 1 и внутреннюю 2 скобы закрепляют на полумуфтах 3, которые должны быть соединены между собой. Скобы крепят при помощи хомутов 3 и болтов 4. В процессе центровки измеряют щупом радиальный зазор а и осевой в последовательно в четырех взаимно-перпендикулярных положениях. Болты 5 и 6 служат для регулирования величин этих зазоров в пределах диапазона трением и на глубину не менее 2/3 своей длины. Измерение в четырех точках производится последовательно в обход.
Пятая точка совпадает с первой и является контрольной.
4. Предварительную центровку по полумуфтам производят с помощью линейки и щупа (рисунок 2).

Рисунок 2
Линейку накладывают на обод одной из полумуфт и щупом замеряют радиальный зазор а и осевой (торцовой) зазор в. Такие замеры производят в четырех местах по концам двух взаимно перпендикулярных диаметров полумуфт. При правильном взаимном расположении валов радиальные зазоры должны быть равными (или равняться нулю, если полумуфты одинакового диаметра). Осевые зазоры должны быть равными.
Окончательную центровку производят с помощью радиально-осевых скоб или специального приспособления с индикаторами часового типа.

Рисунок 3
Конструкция радиально-осевых скоб и их крепление на полумуфтах показаны на рисунке 3. Наружную 1 и внутреннюю 2 скобы закрепляют на полумуфтах 3, которые должны быть соединены между собой. Скобы крепят при помощи хомутов 3 и болтов 4. В процессе центровки измеряют щупом радиальный зазор а и осевой в последовательно в четырех взаимно-перпендикулярных положениях. Болты 5 и 6 служат для регулирования величин этих зазоров в пределах диапазона трением и на глубину не менее 2/3 своей длины. Измерение в четырех точках производится последовательно в обход.
Пятая точка совпадает с первой и является контрольной. Ввиду того, что при замерах щупом неизбежны погрешности, величина которых зависит от опыта исполнителя, результаты измерений следует контролировать. При правильных замерах сумма числовых значений четных замеров равняется сумме числовых значений нечетных замеров, то есть:
а1 + a3 = а2 + а4; вl + в2 = в2 + в4;
Практически считается, что замеры выполнены правильно, если разница между этими суммами составляет не более 0,03. . .0,04 мм.
На рис. 4 представлено приспособление для центровки, в котором измерение зазоров в радиальном и торцевом положении производится с помощью индикаторов часового типа. Точность измерений здесь несколько выше, до 0,01 мм.

Рисунок 4
На практике часто используют приспособления в виде двух "иголок", алюминиевых проволок, закрепленных на ступицах полумуфт и острыми концами направленных друг к другу с минимальным просветом ( 0,5 мм).. Вращая обе полумуфты, визуально фиксируют взаимное положение "иголок", которые расходятся или сходятся в зависимости от характера и величины несоосности. Измерение биений приблизительное ("на глаз"), и метод "иголок" требует достаточной квалификации и опыта исполнителя.
5. По данным проведенных измерений судят о степени несоосности валов. Половина разности показаний индикатора, измеряющего радиальное биение в двух противоположных направлениях, дает величину смещения валов (по диаграмме рисунок 5).
∆а в = мм в вертикальной плоскости.
∆а г = мм в горизонтальной плоскости.
Разница показаний индикатора, измеряющего осевое биение, отнесенное к радиусу точки измерения, характеризует величину перекоса валов в соответствующей плоскости:
- в вертикальной плоскости
tg в = 0,12/2R,
- в горизонтальной плоскости
.
6. Результаты измерений записывают на круговой диаграмме (рисунок 5): радиальный зазор а - вне круга, осевой в - внутри. Для удобства расчетов за положительное направление берется уменьшение зазора (вращение часовой стрелки вправо).
По данным проведенных измерений судят о степени несоосности валов. Половина разности показаний индикатора, измеряющего радиальное биение в двух противоположных направлениях, дает величину смещения валов (по диаграмме рисунок 5).
7. от типа полумуфты
от скорости вращения валов
8. Как проводится проверка соосности цилиндров и направляющих поршневых машин?
Выверка соосности цилиндров
Производятся измерения на каждой конечной точке направляющих крейцкопфа и каждого цилиндра.
(Крейцкопф (нем. Kreuzkopf), ползун, ползунчик, ползунька-ползунятненькая — деталь кривошипно-ползунного механизма, совершающая возвратно-поступательное движение по неподвижным направляющим.
Крейцкопф предназначен для соединения поршня и шатуна в крейцкопфном кривошипно-шатунном механизме. При таком сочленении поршень жёстко связан с крейцкопфом с помощью штока. Такое сочленение позволяет разгрузить поршень от нормальной силы, так как её действие в таком случае переносится на крейцкопф. Такая схема соединения позволяет создать вторую рабочую полость в цилиндре под поршнем. При этом шток проходит через сальник в нижней крышке цилиндра, который обеспечивает необходимую герметичность.)
Одна точка измерения включает в себя снятие двух измерений в точках противоположных друг другу на 180? на одном радиусе и так для каждой конечной точки, разность диаметров цилиндров компенсируется путем подбора соответствующих комплектующих.
После проведенных измерений выбираются две первые точки в качестве базы (т.к. перпендикулярность оси коленвала выверялась относительно оси направляющих крейцкопфа, а первые две точки это – точки напраляющих крейкопфа, они выбираются за базу и программа делает пересчет измерений относительно двух выбранных точек.
Производится оценка необходимости проведения регулировок каждой точки относительно базы в соответствии с существующими допусками на выверку данного оборудования.
При необходимости регулировки выбираем на экране монитора соответствующую точку и устанавливаем приемник в фактическое положение точки на оборудовании.
Производим регулировку оборудования, все перемещения отображаются в реальном времени.
Поршня
Отклонение от пересечения осей поршня и пальца допускается 0,1-0,3 мм в зависимости от диаметра поршня, для проверки к поршню с фальшпальцем подводят угольник так, чтобы замеры от концов фальшпальца до угольника были равны. Затем угольник переносят на другую сторону. Если замеры справа равны замерам слева, то оси пальца и поршня пересекаются. Если они не равны, то величина отклонения от пересечения осей равна половине разницы между замерами.
Для капитального ремонта быстроходных дизелей специализированные предприятия выпускают окончательно обработанные поршни нескольких установленных ремонтных размеров, которые в обработке и каких-либо контрольных операциях на месте ремонта уже не нуждаются.
9. Как проводится центровка роторов в цилиндре по концевым расточкам центробежных компрессоров?
3.13. Центровку валов по полумуфтам выполняют в следующем порядке:
устанавливают заданное расстояние между машинами;
закрепляют на полумуфтах приспособление для проверки соосности;
записывают показания в начальном положении проверяемых валов;
поворачивают одновременно валы обеих машин на 90, 180, 270 и 360° и записывают замеры в каждом положении.
Центровка валов машин компрессорного агрегата считается правильной, если разности диаметрально противоположных замеров перекоса и параллельного смешения осей не превышает величин.
Роторы размещаются в расточках корпуса.
Вал ротора машины по концевым расточкам центрируют одновременно и согласовано с центровкой его по полумуфтам.
Перед центровкой вала ротора по расточкам следует удалить обоймы концевых лабиринтных уплотнений, зачистить концевые расточки, измерить биение вала в этих местах, чтобы учесть эту величину при проверке правильности центровки, убедиться, что вал не задевает за промежуточные уплотнения и маслоотбойные кольца.