Стыки крыльев с корпусом изделия. | |
Автор: student | Категория: Технические науки / Механика | Просмотров: 2215 | Комментирии: 0 | 05-02-2014 18:28 |
Стыки крыльев с корпусом изделия.
Обеспечение прочности корпуса ракеты – важнейшая функция стыковых узлов. Стыковые узлы должны обеспечивать строгое взаимное расположение крыльев на корпусе, что необходимо для обеспечения аэродинамических требований, предъявляемых к изделию.
Конструктивно применяются два типа стыков крыла с корпусом: контурный и точечный. Выбор того или иного из них зависит от конструктивно-силовой схемы крыла и от жесткости корпуса крыльевого отсека.
Моноблочное крыло, требующее контурного крепления, будет выгодным по массе только при наличии необходимой жесткости корпуса. Лонжеронная схема, базирующаяся на точечной стыковке, требует применения в конструкции корпуса усиленных шпангоутов.
Для крыльев малого удлинения с одним стыковочным узлом (рис.6.1) необходимо предусматривать дополнительные точки крепления в передней и хвостовой частях бортового сечения, уменьшающие отгиб этих частей.
Рис.6.1.
Дополнительные точки крепления в передней и хвостовой части крыла представляют собой направляющие штыри, устанавливаемые в посадочные отверстия отсека которые обрабатываются на многопозиционных станках с ЧПУ. Узел крепления, охватывающий плоскость крыла, приваривают к корпусу отсека аргонно дуговой сваркой. Положение узла крепления, при сварке, координируется специальным приспособлением относительно дополнительных точек крепления крыла к корпусу.
На рис.6.2 приведён вариант крепления крыла по контуру. Если крылья и корпуса отсека изготавливают из однородного материала, то целесообразно их соединение производить контактной точечной сваркой ( рис. 6.2.)
Для обеспечения данного соединения, на максимально возможной длине корневой части крыла, выполняются уголковые профили, приваренные или приклепанные к силовому набору.
Приварка профилей крыла к отсеку производится в специальном приспособлении, обеспечивающем заданную точность взаимного положения крыльев относительно друг друга и корпуса отсека.
Рис. 6.2.
Фланцевое соединение может быть выполнено двух типов стыков: контурного и точечного.
При точечной стыковке (рис. 6.3) в шпангоуте корпуса отсека устанавливаются две шпильки; одна из них по классной посадке (работает на срез, передавая на корпус перерезывающую силу), а вторая с гарантированным зазором, обеспечивая взаимозаменяемость стыка.
Рис.6.3.
Контурный фланцевый стык выполняется с помощью уголковых профилей, закрепленных на корпусе посредством шпилек с гайками или винтов. Отверстия под шпильки обрабатывают на многопозиционном станке с ЧПУ, что обеспечивает требуемую точность установки крыла на корпусе изделия.
Ушковые соединения крыла с корпусом выполняются в нескольких вариантах: с наружными проушинами на крыле; с наружными проушинами на корпусе Выбор типа стыка определяется главным образом условиями нагружения и конструктивно-силовыми схемами крыла и корпуса.
На рис. 6.4 (а ) показано ушковое соединение крыла с корпусом моноблочной схемы с наружной корпусной проушиной. Количество проушин и их геометрические параметры зависят от конструкции крыла и условий его нагружения. В большинстве случаев проушины приваривают к корпусу отсека, их координация относительно друг друга и корпуса изделия осуществляется приспособлением.
Рис. 6.4 Ушковое соединение крыла.
а) – с наружными проушинами на корпусе, б) – с наружными проушинами на крыле.
Проушины изготавливают из того же или аналогичного материала что и корпус отсека, для обеспечения качественной сварки. Пазы в проушинах и сопрягаемые с ним поверхности крыла обрабатывают по 9 квалитету точности. Заготовки для проушин получают горячей штамповкой с последующей механической обработкой всех поверхностей.
Во избежание люфтов в соединении, болты и отверстия под них выполняются по высококлассным посадкам.
Узловое соединение типа ухо-вилка применяют для лонжеронных крыльев сравнительно больших размеров, со значительной строительной высотой профиля. Данное соединение может выполняться в двух вариантах: с осями болтов перпендикулярными хорде и с осями болтов параллельными хорде. На рис. 6.5 показан второй вариант, как более предпочтительный. Этот выбор особенно оправдан для ракет значительных калибров, к которым не предъявляются жесткие требования по лобовому сопротивлению.
Рис. 6.5 Соединение крыла типа ухо-вилка.
Ухо изготавливают из материала аналогичного материалу корпуса отсека, к которому его приваривают аргонно дуговой сваркой в специальном приспособлении. Приспособление обеспечивает взаимозаменяемость по местам стыка крыла с корпусом изделия. Крыло крепится как минимум в двух точках с помощью специальных болтов один из которых устанавливается по скользящей посадке.
Быстроразъемное соединение. Данный вид соединения обеспечивает сокращение затраты времени на стыковку и расстыковку крыльев с корпусом ракеты в условиях наземной эксплуатации. Наиболее широко используемый вариант конструктивного исполнения такого стыка показан на рис. 6.6.
Для реализации данного соединения, на крыльевом отсеке корпуса приваривается специальный кронштейн с несколькими наклонными пазами под углом 45º к оси ракеты.
Рис. 6.6 Быстроразъемное соединение.
В основании крыла, как ответном элементе в поперечной плоскости, установлены профилированные штифты или шпильки, которые при стыковке крыла с корпусом входят в наклонные пазы кронштейнов и жестко фиксируются контровочным болтом, расположенным в хвостовой части крыла, который, в зависимости от геометрии крыла, может упираться в кронштейн в поперечной или продольной плоскости.
Недостатком соединения является то, что уравновешивание и передача изгибающего момента происходит только на некоторой части строительной высоты крыла, что вызывает перетяжеление конструкции.