ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА АЙРИС МЕРДОК «ЗАМОК НА ПЕСКЕ»
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Иностранные языки | Просмотров: 1520 | Комментирии: 0 | 16-09-2020 13:36

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

 

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА АЙРИС МЕРДОК «ЗАМОК НА ПЕСКЕ»                             

 

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава I. Философия экзистенциализма в творчестве Айрис Мердок…….…..7

  • 1.1. Экзистенциализм, как философское течение, его природа и истоки

……………………………………………………………………………...…7

  • 1.2. Экзистенциализм Айрис Мердок.......................................................10
  • 1.3. Общая поэтика произведения…………………………………….…15

Выводы…………………………………………………………………….……..27

Глава II. Стилистические особенности произведения……………………….29

  • 2.1. Композиция произведения……………………………….………….29
  • 2.2. Стилистические приемы, характеризующие героев…………..…...50
  • 2.3. Вертикальный контекст………………………………………..…….55

Выводы…………………………………………………………………………...56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….62 ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………..………………....65

ПРИЛОЖЕНИЕ №2……………..…………………..………..………………....66

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Художественная литература – это письменная форма искусства слова. Как всякое искусство, она выражает многообразие человеческого бытия, помогает познавать жизнь и её законы. Для всякого отдельного произведения и для всего творчества писателя, для целого литературного течения и литературной эпохи характерны единые приёмы создания художественного текста, которые называются стилем.

Древние греки называли словом «стиль» (stylos) остроконечную деревянную, костяную или металлическую палочку для письма на восковых дощечках, а также саму манеру письма.

Первоначальное значение слова «стиль» помогает понять, что это явление связано с творческой деятельностью человека и с искусством письменного слова.

Уникальность нашего исследования заключается в том, что здесь мы исследуем язык художественного произведения Айрис Мердок. Это понятие включает в себя всю совокупность средств, которые использует автор, чтобы выразить свои взгляды, мысли, идеи, чтобы убедить читателя и вызвать в нём ответные чувства.   

Язык произведения связан с родом, жанром, темой, сюжетом, композицией произведения. Эстетические основы организации художественного текста, все элементы стиля писателя, а также стиля литературного направления изучает стилистика художественной литературы.

Стилистикой называется отрасль лингвистики, исследующая принципы и эффект выбора и использования лексических, грамматических, фонетических и вообще языковых средств, для передачи мысли и эмоции в разных условиях общения [2, с. 7].

Стилистика взаимодействует с поэтикой – тем разделом литературоведения, который рассматривает законы построения литературных произведений, их жанровые особенности, изобразительно-выразительные средства, используемые в этих произведениях.

Любой стилистический анализ произведения позволяет лучше и глубже понять замысел автора, проникнуть в его творческую лабораторию. Следовательно, исследование, посвященное творчеству английской писательницы Айрис Мердок, призвано пролить свет на её творчество, вызывающее столь неоднозначные трактовки в среде литературных критиков.

Анализ её творчества будет проводиться на примере романа «Замок на песке» (“The Sandcastle”). Роман пронизан разного рода стилистическими приемами, придающими тексту остроту, он не скучен, читается с интересом. В романе также присутствует любовная лирика, весьма своеобразная сатира и глубокий психологический подтекст, который заставляет читателя сопереживать героям романа и осмысливать их поступки.

Существует определенное количество критических статей, посвященных творчеству Айрис Мердок. Авторы этих статей отталкиваются в первую очередь от того, что Мердок была последователем такого философского течения, как экзистенциализм. Нередко этому течению приписывают «пессимистическую» направленность, некую обреченность, мрачность повествования (в литературе). Данное исследование призвано подтвердить или опровергнуть это утверждение. Соответственно, вышеперечисленные факты свидетельствуют об актуальности выбранной нами темы.

Объектом исследования является роман Айрис Мердок «Замок на песке» (‘The Sandcastle’).

Предметом исследования являются стилистические приемы, использованные в произведении, а также литературоведческий аспект произведения.  

Цель работы может быть сформулирована как описание стилистических приемов и философских взглядов английской писательницы Айрис Мердок.Основная цель исследования предполагает решение следующих задач: 1. Выявить общее литературное направление, которому следует писательница на протяжении всего своего творчества;2. Выявить, какие проблемы ставит в своих произведениях Айрис Мердок и как их решает;3. Выявить, какие стилистические приёмы использует автор в тексте;4. Выявить особенности литературного и художественного мастерства  в ходе стилистического анализа романа «Замок на песке».

Материалом  и  методикой  исследования  послужили  работы  таких отечественных лингвистов, как: И. В. Арнольд, И. Р. Гальперина, И. В. Кухаренко, Н. Ф. Пелевина и др.

Исследование проводилось по следующим методам:

1) метод сплошной выборки;

2) метод текстового поиска;

4) метод стилистического анализа;

5) метод литературоведческого анализа.

Из прикладных методов анализа, можно указать метод теоретического и методологического анализа материала и результатов экспериментальных работ отечественных и зарубежных исследователей в области стилистики и литературоведения – это разнообразные научные труды: авторефераты, диссертационные исследования и материалы периодических изданий;

Практическая значимость работы: результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка; в вузовских курсах стилистики, лингвострановедения; при подготовке критических статей на заданные темы.

Новизна работы заключается в том, что хоть творчество Айрис Мердок в целом может считаться изученным и существуют отзывы на её творчество, но как правило нет альтернативной точки зрения, практически все критики едины в своем мнении, что дает повод для дальнейших размышлений на тему творчества английской писательницы. Одна из целей работы – внести вклад в дальнейшую разработку поставленного нами вопроса.

Объем и структура работы: В композиционном плане работа состоит из введения, двух глав, заключения; 

Также в работу включен: список использованной литературы, насчитывающий 24 наименований, из которых 4 – на изучаемом языке;  и приложения.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава I. Философия экзистенциализма в творчестве Айрис Мердок.

 

  • 1.1. Экзистенциализм, как философское течение, его природа и истоки

Прежде чем приступить к изучению творчества Айрис Мердок, следует отметить, что, по мнению большинства ученых, литературных критиков и просто читателей, писательница принадлежит к числу экзистенциалистов. Опять же, по мнению большинства, и её творчество соприкасается с данным философским течением. Так ли это, почему именно экзистенциализм и каким образом это происходит – эти вопросы будут рассмотрены в исследовании. Сразу хотелось бы отметить то, что творчество А. Мердок, идеи, выдвигаемые в её произведениях, трактуются разными критиками по-разному. Можно объяснить этот факт с позиций литературоведения, с оглядкой на некоторые психологические аспекты. Одна из главных целей нашего исследования – прийти к некоему общему знаменателю. И, может быть открыть нечто новое, некую закодированную информацию, спрятанную в произведениях автора, явившихся результатом скрещения исторических и литературных эпох.

Почему исторических и литературных? Ответ на этот вопрос мы можем найти в произведениях автора. На наш взгляд, в них уже нет той гламурности, присущей к примеру таким авторам, как Джером К. Джером или Оскар Уайльд. Нет того чрезмерного внимания к изыску, к  материальным деталям, явившимся атрибутом уходящей эпохи: балов, семейных пикников, паровых двигателей и колесных пароходов. Эпоха, в которую творила писательница, явилась эпохой нового осмысления человеческого бытия в широком смысле этого слова.

Если атмосфера начала ХХ века еще оставляла место для изысканных чувств, проникнутых светлой печалью, за которыми кроется надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов показала человечеству реальность конца цивилизации. Словно из глубин первобытного сознания наружу вырвались самые темные стороны человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности, культивировавшиеся на протяжении двух тысячелетий. В Германии, Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности происходящему, неприкаянность – вот главные черты менталитета той эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм – одно из самых иррациональных философских течений, в котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той эпохи [18, с. 3]. 

Как было отмечено, человечество пережило мировые войны, явившиеся неким катализатором прогресса научного и технического. Как результат, на свет появились новые общественные течения, питаемые философией нового времени. Здесь мы рассматриваем философию экзистенциализма.

Итак, для начала дадим определение этому направлению в философии. Вот как расшифровывается это понятие у разных авторов:

1) Экзистенциализм (лат. existetia существование), или философия существования, одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии. Появился он в период между двумя мировыми войнами (1918 - 1939), охватившими большую часть Старого и Нового Света [16, с. 469].

2) Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, направление современной философии, возникшее в начале 20 века в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах.

Идейные истоки – учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю).

Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада [16, с. 470].

3) Экзистенциализм – философия существования – иррационалистическое направление в современной буржуазной философии, возникшее (после 1 мировой войны – в Германии, в период 2-й мировой войны – во Франции, после 2-й мировой войны – в других странах, в том числе и в США) как попытка создания нового мировоззрения. Экзистенциализм возник как мировоззрение, ставившее перед собой вопрос: как жить человеку, потерявшему иллюзии, перед лицом исторических катастроф?

Экзистенция (лат. existentia – существование) – одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человеческой личности. Согласно экзистенциалистам, экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как «мыслящий разум», т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность [16, с. 470].

Как мы видим, определения рассматриваемого нами явления схожи, что свидетельствует о том, что среди исследователей-философов существует некая общая точка зрения по данному феномену, которую мы поддерживаем и принимаем за основу проводимого исследования.

 

 

 

 

  • 1.2. Экзистенциализм Айрис Мердок

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно ознакомиться с творчеством и биографией писательницы. Для начала – немного биографических данных.

Айрис Мердок (1919-1999) - Дэйм Джин Айрис Мердок, в замужестве миссис Дж. О. Бэйли, родилась в Дублине в 1919 году. Позднее семья переехала в Лондон, где писательница и прожила всю свою жизнь. Университетское образование Мердок получила в Оксфорде, позднее она так же закончила Кембридж. Вскоре после окончания второй мировой войны (с 1948 года) Мердок перешла на преподавательскую работу в Оксфорде в колледже Святой Анны при этом университете, где она читала курс экзистенциальной философии. В связи с этим появление экзистенциальных мотивов в творчестве писательницы не кажется случайным, так как экзистенциализм был направлением, с которым Мердок была хорошо знакома и идеи которого разделяла.

Помимо 26 романов, перу писательницы принадлежит так же несколько пьес, сборник стихов, ряд философских произведений, одним из которых является “Сартр – Романтик-рационалист”' (1953), и несколько статей, посвящённых проблемам литературы и философии. За свои романы Мердок несколько раз награждалась литературными премиями.

Мы поддерживаем точку зрения прозаика и корреспондента «Литературной газеты» М. Брэдбери, который в одном из своих интервью говорил, что Мердок – однозначно «Первая леди английской литературы и автор одного большого, длиною в несколько десятков книг, романа».

Айрис Мердок прожила довольно долгую жизнь и скончалась 8 февраля 1999 года. В её романах отразилась жизнь послевоенного общества; по ним можно проследить, как изменялось это общество, каковы были интересы его представителей.

Итак, почему же Айрис Мердок именно экзистенциалист?

Для начала хотелось бы отметить, что нельзя причислять взгляды А. Мердок только к теории экзистенциализма. Её творчество изобилует также и «переходными» тонами, их можно интерпретировать по-разному. Но, тем не менее, большинство критиков причисляют писательницу именно к числу экзистенциалистов. Правы ли они? Проанализировав ряд научных и литературных источников, и опираясь на формулировки, приведенные в них и выше, нами были выделены следующие признаки,  характеризующие теорию экзистенциализма.

Итак:

1) Согласно теории экзистенциализма, один из факторов существования человека – свобода, состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, a «выбирал» самого себя, формировал самого себя каждым своим действием и поступком [16, с. 470].

2) Свободный человек несёт ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами». Отсюда постоянное подчеркивание экзистенциализмом человеческой ответственности за все, что происходит в истории [16, с. 470].

3) Экзистенциализм выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности. Т. е. постижения реальности на практике, методом проб и ошибок [16, с. 470].

4) Многие экзистенциалисты (Хайдеггер, в поздний период своей деятельности, Марсель, Камю, и др.) считают, что философия экзистенциализма, да и философия вообще, по своему методу познания, стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке [16, с. 470]. 

Опираясь на вышеперечисленные определения и признаки, проецируя их на объект нашего исследования, можно подчеркнуть следующее:

В романе А. Мердок «Замок на песке» главные герои ломают  сложившиеся стереотипы. С одной стороны мы видим устоявшуюся картину: жизнь в английской провинции проистекает размеренно.

Вильям Мор – добропорядочный семьянин и его жена Нэн, проводят долгие вечера за обсуждением «глобальных» проблем, как-то: «пойти или не пойти на ужин к мистеру Демойту?» или более важных: «стоит или не стоит выдвигать свою кандидатуру в члены парламента».

Тим Барк, друг семьи, прочил Мора в кандидаты в парламент от лица лейбористской партии. Умиляет логика, по которой Демойт одобрял это решение. «Ты не причинишь нам вреда…»:

 

‘You won’t do us any harm,’ he told More, ‘since whatever else you’ll be doing at Westminster, you certainly won’t be governing the country – and you may do yourself some good by getting out of this damned rut.

                                                              (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 16);

 

Думаю, этот отрывок говорит о многом: о нравах, о взаимоотношениях и о быте английской глубинки середины двадцатого века. Для справки: мистер Демойт, или как его называет Нэнси, жена Мора: ‘that old goat!’, является бывшим директором ‘St. Brides school’, его коллеги часто захаживают к нему для того, чтобы пропустить стаканчик-другой шерри…

Мы видим сложившийся мир английской провинции, быт сформировавшийся, именно под влиянием естественной или социальной необходимости, здесь не принято «выбирать» самого себя. Выбор судьбы своих детей производят родители. К примеру, Мор давно решил, чем будут заниматься в дальнейшем его дети. Его сын – Дональд, должен продолжить обучение в колледже, а дочь – Фелисити, должна поступить на курсы секретарш, и, скорее всего, продолжить работу в ‘St. Brides school’. Родителей не волнует то, что у детей могут быть свои интересы. Может быть, в этом и есть вся философия «старого света».  

И тут появляется Рейн Картер, художница и дочь известного художника. Она олицетворяет собой нечто новое, и это новое заметно контрастирует с  представленной нам общей картиной. Это человек, который по настоящему свободен, свободен от родительской опеки. Она «выбирает» себя сама, благо финансово она обеспечена, и этот факт тоже нельзя упускать из виду. У неё есть «громкое имя» - ‘Miss Carter’, дочь Сидни Картера, известного художника. Сейчас это называется ‘brand’ – зарегистрированный и широко разрекламированный товарный знак [21, с. 12]. Благодаря этому она по настоящему свободна. Она может позволить себе то, чего, к примеру, не может позволить себе человек из «глубинки». Но вопрос не в этом, т. к. философия экзистенциализма – философия отрыва от материального. У нее другое воспитание, ей незачем оправдывать себя обстоятельствами, в этом нет необходимости, жизнь только начинается и извиняться не за что. Рейн Картер постигает мир непосредственно, интуитивно. Она всегда в гуще событий, и «формирует себя сама». То, что чуждо её натуре, просто обходит её стороной. И она учится общению с миром – непосредственно постигая его:

 

‘I think you know what Mr. Demoyte is really like, and I want to find out. ’

                                                              (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 35);

 

Она – жрица искусства, в этом и есть подпитка философии нового поколения (в искусстве). См. выше: Многие экзистенциалисты (Хайдеггер и т. д.) считают, что философия экзистенциализма, да и философия вообще, по своему методу познания, стоит гораздо ближе к искусству…[16, с. 470]. Можно сказать, что Рейн Картер олицетворяет собой философию нового поколения.

Кстати, несколько слов о философии нового поколения: роман А. Мердок «Замок на песке» датируется 1957 годом. Это время начала «Хрущевской оттепели», время «холодной войны» и противостояния двух глобальных идеологий – социалистической идеологии и капиталистической, зарождения новых общественных движений на западе, к примеру, движение Хиппи. Мир вздохнул спокойно после окончания второй мировой войны, мир жил в ожидании свободы, в воздухе витал этот запах свободы. Музыкальное движение на Западе также набирало силу. И самое главное – было против чего протестовать – агрессия США в восточно-азиатском регионе и надвигающаяся война во Вьетнаме.

Так вот, скорее всего роман «Замок на песке» был написан на этой эмоциональной волне. Рейн Картер есть представитель новой молодежи, протестующей против старого света, подарившего миру войны. Рейн врывается в эту «вековую ночь», чтобы осветить её новым огнем своей чистой души. Подпиткой этой чистоты, (отмечено выше) являлось искусство. Идеология старого света дискредитировала себя, она должна отступить перед новой идеологией. И Вильям Мор, один из «стариков», оказался ближе всего к этому огню…   

На протяжении всего романа, образ Рейн доминирует. Он живет своей не на что непохожей жизнью, принося радости и разочарование обитателям ‘St. Brides’. Им приходится мириться с происходящим, они не в силах противостоять этому. И «старый мир» Мора рушится, обломки этого «старого мира» задевают его ближних. Происходят какие-то странные инциденты: «Рили», утонувший в реке и под конец оглушительный инцидент с Дональдом.

И, наконец, самое главное. Кто-то из критиков сказал, что Айрис Мердок – «писательница одного романа длиною в жизнь» [18, с. 11]. Идейный образ Рейн Картер проступает в последующих работах писательницы… Вывод может быть таким: через Рейн Картер, Айрис Мердок реализует свои собственные взгляды и жизненные позиции. И потом, давайте обратимся к портретному описанию Рейн Картер в романе «Замок на песке»:

 

They looked at each other. Mor saw a very short youthful­­- looking girl, with boyishly cut dark hair, and darkly rosy cheeks…

                                                              (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 18);

 

- в приложении есть фотографии Айрис Мердок. По-моему, есть некоторое сходство между приведенным описанием и фотографиями. Вам не кажется, что образ Мисс Картер – есть образ писательницы. Думаю, оснований для предположений достаточно. Итак, говоря сухим научным языком, образ мисс Картер может быть квалифицирован и рассмотрен с позиций философии экзистенциализма, соответственно, подобные взгляды не чужды и Айрис Мердок.   

 

  • 1.3. Общая поэтика произведения

Вот как отзываются о произведении А. Мердок «Замок на песке» некоторые её читатели:

«В своих произведениях Мердок исследует странное свойство человеческой личности: желание не замечать сокрытое и добровольно обманываться, чтобы не разрушать гармонию своих представлений о жизни. Писательнице, продолжающей традиции нравоописательного и готического английского романа, необыкновенно хорошо удается решить ею же сформулированную основную задачу романа: передавать ощущение «гущи жизни»» [18, с. 14];

«Немолодой учитель страстно влюбляется в юную художницу, приехавшую в небольшой английский городок, чтобы написать портрет бывшего директора школы. Но у влюбленного учителя есть властная и не желающая с ним расставаться жена и двое детей. А для юной художницы вовсе не любовь, а ее искусство стоит на первом жизненном плане. Как всегда в новом романе Мердок соединяются драматизм, юмор и предчувствие надвигающейся беды, вскрываются опасные глубины человеческих страстей…

Во всяком случае, я могу вас заверить, что время, проведенное с книгой Айрис Мердок - это время, потраченное не зря» [18, с. 18].

Как мы видим, отзывы неоднозначны. Каждый трактует произведения писательницы по-разному. Далее мы попытаемся сформулировать собственное воззрение на тему и идейную направленность произведения.

Для начала, дадим краткое содержание романа. Немолодой учитель Билл Мор страстно влюбляется в юную талантливую художницу Рейн Картер, которая приехала в небольшой английский городок, чтобы написать портрет бывшего директора школы. Новое чувство изменило во многом этого весьма серьезного человека. Он начинает совсем по-другому смотреть на себя, на свою жизнь. Он понимает, что давно потерял свою индивидуальность, давно уже все вопросы за него решает его мудрая и властная жена Нэн, Мор устал от тех проблем, которые у него возникают с его детьми. Его дети достигли весьма сложного возраста, и у каждого из них возникают свои проблемы, которые требуют разрешения. И какие бы планы своей будущей жизни не строил Мор, их осуществление остается под вопросом. Детские проблемы перехлестывают все чувства Мора. Жена Мора мудра в этой ситуации настолько, что у него нет даже шанса на счастье с любимой женщиной. За много лет совместной жизни Нэн хорошо изучила все сильные и слабые стороны характера своего мужа: его нерешительность и неспособность на поступок. Молодая художница Рейн Картер принадлежит искусству уже по факту рождения. Ее отец, известный художник, сам обучал её рисованию. Девушка, безусловно, очень талантлива, искусство для неё является жизненным приоритетом. Ей льстит любовь такого человека как Мор. Но они слишком разные. Их счастье, если бы ему суждено было сбыться, принесло бы немало страданий близким Мора. Что здесь выходит на первый план – любовь или эгоизм, самопожертвование или страх, судить об этом можно бесконечно. Роман заканчивается тем, что Билл Мор остается со своей семьей, а Рейн Картер, собрав свои вещи, уезжает рано утром в неизвестном направлении.

Роман Айрис Мердок «Замок на песке» проникнут внутренним психологизмом. В нем часто встречаются как описания и рассуждения, так и действия. Автор прослеживает мысли, переживания своих героев, не только главных, но и эпизодических.

 

Тема произведения

Тема произведения может быть сформулирована как борьба между «старым» и «новым». Два этих понятия: «старое» и «новое», могут рассматриваться с разных позиций – это и борьба между мировоззрениями поколений, борьба между двумя философиями, между любовью и нелюбовью. И самый главный тематический аспект состоит в том, что эта борьба происходит на фоне человеческих чувств, которые не чужды ни материалистам, ни идеалистам. И каждый выходит из этого положения по-своему. Эта борьба, вызванная чувствами, бросает свет, а точнее обнажает жизненный путь весьма разных людей. Жизненный путь, на протяжении которого доминировало давление – религиозное и общественное. К примеру, Мор – был ли он по настоящему влюблён в Нэн на момент их свадьбы, не приучали ли его «жить во лжи» с детства, не был ли его брак заключен под давлением, к примеру, родителей? И то же самое можно предположить о Нэн: она своим влиянием просто «задавила» Мора. Наверняка в семье, где она росла, царили такие же взаимоотношения между родителями:

 

‘You always pretend people don’t know what they want when they don’t want what you want,’ said Nan. ‘You live in a dream world, Bill. Neither of your children are clever, and you’ve already caused them both enough unhappiness by pretending that they are… I know you have all sorts of fantasies about yourself. But at least try to be realistic about them.’

                                                              (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 9);

 

- из этого отрывка мы видим, какой натиск оказывает Нэн на Билла, она просто «пилит» его, причем это продолжается изо дня в день. Соответственно, на передний план выходит проблема взаимоотношений между полами.

 

Идейная направленность произведения

В философском словаре приводится следующее определение термину идея – (от греч. idea – буквально: «то, что видно», образ) – философский термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» и тесно связанный с категориями значения и бытия [16, с. 142].                       

Идеи – их смысл в формулировании обобщенного теоретического принципа, объясняющего сущность, закон явлений. Таковы, например идеи о материальности мира и т. д. [16, с. 142].

Какие же идеи и принципы выдвигает Айрис Мердок в своем произведении? Какие психологические и социальные явления объясняет автор?

В этом романе Айрис Мердок рассматривает идейные механизмы, лежащие в основе решения очень важных общечеловеческих проблем, а именно:

1) проблема взаимоотношения между «отцами» и «детьми»;

2) ответственность человека перед своей семьей;

3) проблема честности в искусстве;

4) взаимоотношения между мужчинами и женщинами;

5) тема свободы в творчестве;

6) автор, кроме того, рассматривает важный для всего человечества философский вопрос о великом предназначении человека в этом мире.

Далее приводятся иллюстрации, описывающие взаимоотношения с детьми в семье Мора:

 

‘Shall we wait lunch for Felicity?’ asked Mor.

‘No, of course not,’ said Nan. ‘She always sulks when she comes home. She wouldn’t eat anyway.’

                                                                (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 5);

…‘He’s taking junior prep!’ said Nan, imitating. ‘… I never met such a pair of social cowards.’

 ‘Don’t nag him about the climbing,’ said Mor. Donald wanted to go on a climbing holiday. His parents were opposed to this.

                                                                (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 6);

 

Из этих отрывков становится ясно – внутренний психологический климат в семье остается несколько напряженным. Жена Мора, Нэнси, подобно тирану, психологически воздействует на своего мужа. Она целенаправленно парализует его собственную волю, в результате чего Мор вынужден соглашаться с каждым замечанием Нэн. Здесь ярко прослеживается указание на гипертрофированную, аллегорическую модель феминизма. Тем самым А. Мердок, желая того или нет, юмористически подчеркивает слабость «сильного» пола, как порок, приводящий к вышеописанным последствиям. Отношения с детьми не ладятся. Нэн крайне раздражена поведением своего мужа, его безволием и его неспособностью добиться в жизни чего-то выдающегося. Её раздражение порождает непонимание в семье. Объяснением этому может служить как максимализм, или желание лучшего своим близким, так и эгоизм. В данном случае перед нами предстает, скорее всего, эгоизм, т. к. внутренне «эго» Нэн могло разрастись в связи с отсутствием психологического противодействия со стороны Мора. В результате Нэн во всех бедах обвиняет Мора:

 

‘Your children seem to make it a general rule to lie to their parents for all your talk about truth.’

                                                                (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 6);

 

Проблема ответственности человека перед своей семьей, освещается в романе не без доли идеализма. Может быть, в этом и есть здравый смысл, или трезвый жизненный расчет. Всё-таки здесь Айрис Мердок отстаивает идею самопожертвования, может быть не столько ради семейного счастья, сколько ради будущего детей. Несколько грустно, но здравый смысл, в конце концов, возобладал, и Мор вернулся в свою семью. После того как Рейн уехала, вернулся Дональд. Развязка подобна вздоху облегчения после долгой бури:

 

“Her eyes were filled with tears and soon they were streaming down the face. She gave a little sob into her handkerchief. Everything was all right now. It was all right. It was all right.”

                                                            (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 206);

 

Нэн также открылись некоторые вещи, о которых она может быть догадывалась. Друг семьи Моров – Тим Барк, признался ей в любви. Это случилось, когда Нэн пришла к нему, вся в расстроенных чувствах, после того, как застала Мора вместе с Рейн:

 

‘Nan,’ said Tim, ‘I do love you, you know that, don’t you? I wish I could do something for you, some good thing.’ 

                                                            (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 133);

 

Но здесь опасность миновала, и ничего не случилось между Нэн и Тимом Барком. В сознании Нэн лишь в дымке промелькнули мимолетные видения их несбывшейся совместной жизни, такси приехало вовремя, и пришла пора расставаться:

 

Nan turned from him. With coldness, with violence, the reality of the situation touched her, the irresponsible silliness of her present conduct.

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 134);

‘Open the door,’ said Nan.

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 135);

 

Проблема честности в искусстве и свободы в творчестве также освещается очень ярко. Как нам известно, Рейн Картер приехала в ‘St. Brides’ для того, чтобы написать портрет бывшего директора школы – мистера Демойта. Тот сразу же начал «рисоваться» перед ней: одеваться в непривычные ему одеяния, вести себя неестественно. Казалось бы, все понятно: художнику-профессионалу платят деньги за то, чтобы он сделал работу, которая удовлетворяла бы заказчика:

 

‘I’m a professional portrait painter,’ said Miss Carter rather primly, ‘and I’m employed to paint your Mr. Demoyte not my Mr. Demoyte.’

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 34);

 

Но с Рейн Картер «этот номер не прошел»…

 

‘It’s like having a psychiatrist in the house… But I’m going to lead her up the garden. I’ve got her thoroughly foxed so far. She shan’t know what I’m like if I can help it! These clothes are part of the game. Ssh! here she comes.’

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 21);

 

- из этого отрывка становится ясно, Демойт не хотел показывать себя истинного перед Рейн Картер и шел на разные ухищрения, чтобы запутать Рейн. И, как мы знаем, все эти «трюки» не принесли весомого результата. В ночь перед своим отъездом Рейн все-таки довершила начатое и изобразила «среднестатистического» жителя ‘St. Brides’, в лице мистера Демойта. Желание показать истину, свобода самовыражения восторжествовали.   

Проблему взаимоотношения мужчин и женщин можно рассматривать через призму ответственности человека перед своей семьей. Основная идея здесь лежит в плоскости взаимоотношений сначала Мора и Нэнси, затем Мора и Рейн. Сначала Мор и Нэн жили счастливо в браке, они познавали друг друга день за днем. Но однажды настал тот день, когда тайн друг от друга не осталось, жизнь начала казаться скучной, и Билл Мор начал понимать, что их больше ничего не связывает, и он на всю жизнь привязан к женщине, которая может «сложить свои обязательства» перед ним в любой момент:

 

… - and one day Mor made the discovery that he was tied for a life to a being who could change, who could withdraw herself from him and become independent. On that day Mor had renewed his marriage vows.

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 8);

 

Что касается Рейн Картер и Мора, взаимное чувство между ними, по всей видимости было. Но почему они расстались? Кто-то может назвать это здоровым эгоизмом Рейн. Она просто-напросто собрала вещи и уехала. Может быть, она уехала в нежелании поступиться своим искусством? Может быть, она понимала, что её счастье принесет беды близким Мора, и её поступок – есть самопожертвование. Судить об этом можно бесконечно, но Айрис Мердок дает нам ключ к разгадке. Ключом является банальная ложь. Мор не поделился с Рейн своими политическими взглядами. Конечно, ситуация комична, но здесь играет роль сам факт обмана. Мор обманул Рейн, обида была фатальной. Значит всему виной – ложь Мора, это свойство «жить во лжи», к которому привык Мор и все его окружение, но не привыкла Рейн:

 

‘It has been for many years,’ Nan went on, ‘the dear wish and ambition of my husband, myself, and our children that he should serve his country in the highest role to which a democratic society can call citizens – that of a Member of Parliament.’

 (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 190);

 

Речь Нэн была подобна топору палача, занесенному над головой нерадивого мужа. Это был конец. Рейн встала, и не в силах вынести обиды, покинула приём. Мор ринулся за ней, но это был конец. Их чувство было обречено. Идея представляется в том, что между людьми, которые любят друг друга, не должно быть лжи. Или, иными словами, слова «любовь» и «ложь»  – несовместимы.

 

Персонажи

Описание персонажей начнём с общей характеристики героев повествования. Во второй главе исследования будет приведено более детальное описание действующих лиц через призму стилистических приемов.

Итак, перед нами предстаёт провинциальный городок с его жителями. Действующие лица подобраны весьма показательно. Перед нами возникает своего рода порочный круг или иными словами замкнутая система, где герои дополняют друг друга. Частица этой системы – семья Моров: Билл Мор, его жена – Нэнси, и их дети: Дональд и Фелисити. Билл Мор предстает перед нами до знакомства с мисс Картер, как «среднестатистический» англичанин, добропорядочный семьянин, кандидат в члены парламента, человек сформировавшийся и с опытом работы в общественной среде – типичный представитель своего «общественного» круга. Жена Билла Мора – Нэнси. Её образ неоднозначен. С одной стороны, получается, что в браке с Мором она не счастлива. Но с другой стороны, цель её жизни – семья. Предположим, что  именно в семье Нэнси находит своего рода отдушину, и ради семьи она готова пойти на многое. На плечах Нэнси лежит забота о хозяйстве, о детях, в то время как Мор постоянно ищет предлога, чтобы улизнуть из дома «по делам» - на работу, или же в гости к мистеру Демойту.

Понемногу начинает вырисовываться схема. По тем или иным причинам Нэн вытесняет Мора из семейного ложа, ему нет места в «делах домашних», как то забота о детях и т. д. Мор в свою очередь, чувствуя пустоту духовную ищет близкого человека, того, кто мог бы его выслушать. Его поиски приводят его к Демойту, затем к Рейн Картер (об этом позже). Демойт своего рода психологический отец Мора. Будучи директором школы, он приблизил Мора к себе, сделал его своим поверенным в делах.

Демойт человек несколько прямолинейный и жесткий, возможно именно это качество сыграло не последнюю роль в его судьбе, ибо Демойт одинок. Он показан как ворчливый одинокий старик, и подле него нет никого кроме его домохозяйки мисс Хэндфорт. Вероятно, мисс Хэндфорт служит Демойту из жалости, или ей просто некуда деваться, потому что она тоже одинока. Автор умалчивает об этом. По всей видимости, мисс Хэндфорт – женщина со сложной судьбой, потому как во всем романе мы не встречаем героев абсолютно положительных. Может быть, в этом и есть тот самый пресловутый пессимизм Айрис Мердок, о котором так много говорят критики её творчества. Что касается Билла Мора, возможно через него Демойт хочет реализовать свои давние мечты.

Дональд и Фелисити – дети Мора. Они сродни молодым росткам, заключенным под купол. По всем законам жанра они должны продолжить порочный круг, и стать очередными Биллом Мором и Нэн, Рейн Картер или Демойтом. По крайней мере, для этого делается почти все. Их интересы игнорируются, происходит навязывание ценностей общества, представителями которого они являются. В школе детям прививается страх «за свои прегрешения», Джайлз Эверард играет не последнюю роль в этом процессе. Дети чувствуют себя потерянными, и пытаются протестовать, но, скорее всего и этот протест будет сломлен… 

Тим Барк – друг семьи Моров, делец, владелец магазина в ‘St. Brides’. Казалось бы, здесь всё должно быть хорошо, у него есть свое дело, он неплохо зарабатывает, но и здесь есть за что зацепиться – Тим Барк влюблён в Нэнси. И перед нами предстаёт ещё одно звено замкнутого круга. Тим Барк автоматически становится «членом клуба неудачников». 

Джайлз Эверард или «Преподобный Эверард», нынешний директор школы ‘St. Brides’. При ознакомлении с этим персонажем возникает впечатление, что «преподобный» - ещё одно испытание, ниспосланное на головы обитателей ‘St. Brides’. Эверард навязывает религиозное воспитание в школе. Возможно, в этом он видит «панацею», универсальное средство воспитания детей. Как мы знаем, Демойт не был приверженцем методов, пропагандируемых Эверардом, соответственно, школа в лице Эверарда получила «резкую смену курса». Что хотела Айрис Мердок показать этим персонажем? Возможно, это был своего рода бунт преподавательского состава против стиля управления Демойта - ‘the reign of terror’, и Эверард пришел к власти в школе ‘St. Brides’ в результате заговора преподавателей. Можно предположить, что правление Эверарда, есть реакция на правление Демойта. В любом случае, скорее всего Айрис Мердок не ставит явного знака равенства между школой успешной и школой религиозной. 

Бладуард – персонаж довольно комичный, можно сказать нелепый и в какой то степени трагичный. Возможно, этим персонажем автор хотела добавить некую изюминку повествованию. Бладуард имел недостаток речи, который возможно предопределял его положение в обществе и не давал ему продвигаться по карьерной лестнице. Именно на фоне ежегодной лекции Бладуарда разворачивались драматические события, одним из главных героев которых являлся сын Мора – Дональд.  

И, наконец, рассмотрим персонаж Рейн Картер. Некоторые критики узрели в мисс Картер собирательный образ представителя «европейского общества» [21, с. 91]. Возможно, здесь мы имеем дело со скрытой антитезой – её образ намеренно противопоставляется сформировавшемуся жизненному укладу жителей «туманного Альбиона». Или же писательница намеренно указывает на образ «dear child», дабы обозначить контрасты между «старым» и «новым». Можно предположить, что Айрис Мердок под «новым» имеет ввиду, вместе со всеми остальными факторами, и то, что Рейн родилась во Франции – колыбели свободы, буржуазных революций и студенческих бунтов. Можно также предположить, что она олицетворяет собой свободу, и автор намеренно сталкивает лбами два непримиримых течения. Один из великих писателей двадцатого столетия как-то озвучил такую мысль: «Восток есть Восток, Запад есть Запад – им никогда не сойтись»… Конечно, в свете интегративных процессов, протекающих в Европе, можно предположить, что менталитет будущих европейских наций претерпит некоторые изменения. Пока мы видим, что на момент выхода романа в свет, размежевание философских, а может быть и «национальных» мировоззрений всё-таки присутствовало.

В итоге, в целом можно констатировать некую пессимистическую направленность произведения. Как мы видим, роман заканчивается крахом надежд влюблённых. Карточный домик любовных грёз Мора и Рейн рассыпается под дуновением ветра. В каждом персонаже присутствует драма, у каждого из героев повествования были или присутствуют такие жизненные эпизоды, о которых он или она не хотели бы рассказывать. Скорее, в этом можно отметить некую готику, мрачные тона повествования: красный и черный, цвет ферганских ковров в гостиной мистера Демойта; Рейн Картер, её тёмные волосы и мальчиковая, весьма характерная фигура, розы и шипы, тёмные улицы ‘St. Brides’, конфликт, неудовлетворенность желаний и жизненных потребностей – всё нагнетает атмосферу, и результатом становится разрыв. 

В произведениях А. Мердок важной темой является тема рока, управляющего судьбами и взаимоотношениями героев. Она проявляется уже в начале творчества писательницы и отчётливо просматривается во всех последующих произведениях. Судьба вмешивается в жизни героев в виде нелепых обстоятельств, препятствующих, или наоборот, способствующих выполнению задуманного; в виде внезапных смертей и несчастных случаев, происходящих с персонажами. Подобный фатализм Мердок несколько смягчается авторской иронией, снижающих действие рока до уровня житейских неурядиц, однако его неизменное присутствие ощущается во всех романах. В неумолимости судьбы, ломающей жизни героев, прослеживается влияние экзистенциального пессимизма: бытие человека не способно вырваться из замкнутого круга жизни и не в состоянии изменить его. Рано или поздно “мир абсурда” одерживает верх над человеком [21, с. 101].

                       

Выводы:

  1. По мнению большинства ученых, литературных критиков и читателей, писательница принадлежит к числу экзистенциалистов;
  2. Философия экзистенциализма – философия нового времени, явившаяся на свет после мировых войн. Экзистенциализм (лат. existetia существование), или философия существования, одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии. Появился он в период между двумя мировыми войнами (1918 - 1939), охватившими большую часть Старого и Нового Света.

Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть);

  1. Перу Айрис Мердок принадлежит 26 романов. Большинство критиков утверждает, что в своём творчестве писательница преподносит нам идеи экзистенциализма. Трудно поспорить с этим утверждением, несколько неверно причислять взгляды А. Мердок только к теории экзистенциализма. Её творчество изобилует также и «переходными» тонами, их можно интерпретировать по-разному;
  2. В романе А. Мердок «Замок на песке» главные герои ломают сложившиеся стереотипы консервативной линии поведения, присущей политическому и общественному климату старого света. Второстепенные герои произведения представляют социальный срез, на примере которого можно судить о традициях представленного общества;
  3. Роман Айрис Мердок «Замок на песке» проникнут внутренним психологизмом. В нем часто встречаются как описания и рассуждения, так и действия. Автор прослеживает мысли, переживания своих героев, не только главных, но и эпизодических;
  4. Тема произведения может быть сформулирована как борьба между «старым» и «новым». Два этих понятия: «старое» и «новое», могут рассматриваться с разных позиций – это и борьба между мировоззрениями поколений, борьба между двумя философиями, между любовью и нелюбовью;
  5. В романе «Замок на песке» Айрис Мердок рассматривает идейные механизмы, лежащие в основе решения множества важных общечеловеческих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Стилистические особенности произведения.

 

  • 2.1. Композиция произведения.

Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым  в нашем случае является произведение Айрис Мердок «Замок на песке». Под целым понимается произведение с одни или двумя главными героями, одной общей идеей, рассматриваемыми проблемами, местом действия. Любое художественное целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру. Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются композицией [10, с. 11].

Дадим несколько определений рассматриваемой стилистической категории с целью её дальнейшего изучения:

Композиция (от лат. compositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом [10, с. 11].

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия «издателей» (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами [10, с. 12].

Композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Композиция - построение, расположение всех элементов художественной формы. С помощью композиции выражается смысл (идея) произведения. К сфере внешней композиции относят деление произведения на книги, части и главы, лирического на части и строфы, лиро-эпического на песни, драматического - на акты и картины. Область внутренней композиции включает в себя все статические элементы произведения: разные типы описаний - портрет, пейзаж, описание интерьера и бытового уклада жизни героев, суммирующую характеристику; внесюжетные элементы - экспозицию (пролог, вступление, «предысторию» жизни героя), эпилог («последующую историю» жизни героя), вставные эпизоды, новеллы; всевозможные отступления (лирические, философские, публицистические); мотивировки повествования и описания; формы речи героев: монолог, диалог, письмо (переписка), дневник, записки; формы повествования, то есть точки зрения: пространственно-временную, психологическую, идеологическую, фразеологическую [10, с. 13].

Данное определение представляется наиболее исчерпывающим и позволяет произвести глубокий аналаз романа А. Мердок “Замок на песке”, т. к. в нём присутствует множество вышеперечисленных элементов композиции, встречающихся в произведении.  

 

Область внутренней композиции

Область внутренней композиции романа А. Мердок «Замок на песке» включает в себя следующие статические элементы произведения: разные типы описаний: портретные описания, пейзажи, описание интерьера и бытового уклада, жизни героев, суммирующие характеристики героев. Заострим внимание на вышеперечисленных категориях.

Описание персонажей начнем с мистера Демойта:

 

At this time in the evening the old man was usually to be found wearing a frayed velvet jacket, of a tobacco-stained red colour, and a rather limp bow tie… Though he stooped now, he was still a tall man and with a head only just not grotesquely large for his body. His nose seemed to have grown bigger with age. His eyes were blue and looked out between many ridges of almost white dry skin. Scant white hairs still clung in a gentle film to his bulging skull.

  (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 19);

 

Перед нами предстает человек преклонных лет, предпочитающий из вечерних нарядов потертый бархатный жакет, и неизменный атрибут -   бабочку. Он был человеком высокого роста, с гротескно большой головой относительно туловища. Его нос, казалось, становился больше с годами. У него были синие глаза, кожа была белой и сухой – таким предстает перед нами один из персонажей романа – Демойт.

Демойт, или как называла его Нэн ‘that old goat’ как-то занимал пост директора школы ‘St. Brides’. Будучи директором, он и построил себе дом неподалеку от школы. Пожалуй, Демойта нельзя назвать отрицательным персонажем, прежде всего он видится как человек мудрый и несколько прямолинейный. Он был готов оказывать протекцию Биллу Мору в его притязаниях на пост члена парламента, также был готов оказывать финансовую помощь Мору в обучении его дочери – Фелисити. Можно сказать, что Демойт понимал всю специфику положения дел в ‘St. Bride’s’, и видел в Море нечто вроде своего ученика.       

 

‘Demoyte lived at distance of three miles from the school in a fine Gregorian house called Brayling’s Close, which he had acquired during his period of office as Headmaster, and which he had left to the school in his own will. He had crammed it with treasures, especially Oriental rugs and carpets on the subject of which he was an expert and the author of a small but definitive treatise. Demoyte was a scholar.’

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 13);

 

Как мы видим, Демойт любил свой дом, он наполнял его разными сокровищами, особенно он ценил драгоценные ферганские ковры, в которых он знал толк. Он был экспертом в коврах и на эту тему написал небольшой научный труд. Айрис Мердок намеренно подробно останавливает свое внимание на описании этого интерьера дома Демойта. Все здесь совершенно и гармонично, поэтому Мор чувствует себя здесь спокойнее. Автор намеренно помещает своих героев в этот уголок гармонии и покоя, где и должна произойти их будущая встреча.    

Из повествования становится ясно, что Демойт был человеком «тяжелым», и ужиться с ним было трудно:

 

‘Demoyte had not been easy to live with and he had not been easy to get rid of.’

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 14);

‘… there were few institutions which Demoyte took for granted. Marriage was certainly not one of these.’

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 15);

 

Его правление в школе проходило под «знаком террора» ‘the reign of terror’ [24, c. 14] – «правление террора», и было отмечено жестокими ссорами между ним и преподавательским составом.

Демойт уделял повышенное внимание мастерству свего преподавательского состава. Один из его принципов сводился к следующему:

 

‘If a boy could look after his Latin prose his character would look after itself’     (Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 14);

 

– смысл высказывания в том, что если ученик в состоянии изучать латинскую прозу, соответственно «его характер его же не подведет».   

У Демойта не было семьи. Единственный человек, который разделял его одиночество, это его домохозяйка Мисс Хэндфорт. Она была тучной женщиной, среднего возраста с лицом, подобно льву, и ногами как у носорога:

 ‘She was a stout powerful middle aged woman with a face like a lion and a foot like a rhino. She had once been an elementary school teacher.’

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 17);

 

Когда-то она была преподавателем начальной школы. Вот как отзывался о ней Билл Мор в разговоре со своей женой:

 

‘I don’t dote on Handy,’ said Mor, ‘but at least she is cheerful and she’s good for Demoyte.’

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 8);

 

- в этом отрывке Мор отзывается о Мисс Хэндфорт, как о веселой и доброй женщине по отношению к Демойту. Жена Мора Нэн считала Мисс Хэндфорт врагом. И постоянно насмехалась над чувствами, которые Мор якобы испытывал к Мисс Хэндфорт:

 

‘… Miss Handforth, on whom you dote so!’ Miss Handforth was Mr. Demoyte’s housekeeper and an old enemy of Nan.

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 8);

 

Следующий персонаж, которого мы коснемся – Джайлз Эверард, или как его ещё называли – преподобный Джайлз Эверард или Ревви Эвви. В романе он представляется как действующий директор ‘St. Bride’s school’:

 

The Reverend Giles Everard was the present headmaster of St. Bride’s, generally known as Revvy Evvy.

(Iris Murdock “The Sandcastle”, p. 8);

 

Джайлз Эверард получил прозвище «преподобный» за то, что насаждал в школе религиозное воспитание и  еженедельно читал своим ученикам воскресные проповеди, прививая им страх за свои прегрешения. В последующем отрывке говорится о некоторых отличительных чертах характера, присущих Джайлзу Эверарду:

 

There came back to him the remark which Miss Carter had made about his having no malice in him. It was true. Evvy had no malice. In some sense of the word Evvy was undoubtedly a good man. He was well-intentioned and unselfish; indeed he seemed utterly to lack the conception of getting anything for himself. If he hurt people, it was through indecision or sheer obtuseness and not through any preference for having things his own way, since his own way was something which had never really developed.      

(Iris M