Понятие о материи. Атрибуты материи. | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Философия | Просмотров: 3306 | Комментирии: 0 | 01-01-2014 23:03 |
Понятие о материи. Атрибуты материи.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности):материяОтображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм. По И. Канту, «во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а ее ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям». Физическая материя, есть непроницаемая протяженная субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путем умозаключения (эмпирический реализм).
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение – атрибут материи, т.е. ее неотъемлемое свойство. В развитом материализме отмечается: не существует материи без движения, и не существует движения без материи. Последняя фраза означает, что движение в «чистом виде» существует лишь у нас в голове, т.е. это абстракция. В реальности существуют только движущиеся материальные объекты.Не существует материи без движения (изменения). Допустим, предмет абсолютно неподвижен, неизменчив. Значит, он не может участвовать ни в каких взаимосвязях, значит, предмет ни с чем не связан. Следовательно, раз нет отношений – нет и свойств. А раз нет свойств – значит нет объекта. Время и пространство — основные формы существования ма¬терии. Время – форма бытия материи, которая выражает длитель¬ность существования материальных объектов и последова¬тельность смены их состояний в процессе развития. Пространство – форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществую¬щих объектов. Мате¬риализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную ре¬альность. Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.
По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения: 1) субстанциальная концепция. Ее сторонники (Демокрит, Эпи¬кур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. 2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы.
Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория "материя" обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности):материяОтображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм. По И. Канту, «во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а ее ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям». Физическая материя, есть непроницаемая протяженная субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путем умозаключения (эмпирический реализм).
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением. Движение – атрибут материи, т.е. ее неотъемлемое свойство. В развитом материализме отмечается: не существует материи без движения, и не существует движения без материи. Последняя фраза означает, что движение в «чистом виде» существует лишь у нас в голове, т.е. это абстракция. В реальности существуют только движущиеся материальные объекты.Не существует материи без движения (изменения). Допустим, предмет абсолютно неподвижен, неизменчив. Значит, он не может участвовать ни в каких взаимосвязях, значит, предмет ни с чем не связан. Следовательно, раз нет отношений – нет и свойств. А раз нет свойств – значит нет объекта. Время и пространство — основные формы существования ма¬терии. Время – форма бытия материи, которая выражает длитель¬ность существования материальных объектов и последова¬тельность смены их состояний в процессе развития. Пространство – форма существования материи, к-я характеризует ее протяженность, структуру, порядок расположения одновременно сосуществую¬щих объектов. Мате¬риализм же, напротив, подчеркивает объективный характер времени и пространства, отрицает вневременную и внепространственную ре¬альность. Время и пространство неотделимы от материи, они являются ее атрибутами. В этом проявляются их универсальность и всеобщность.
По вопросу об отношении пространства и времени к материи в истории философии существовали две точки зрения: 1) субстанциальная концепция. Ее сторонники (Демокрит, Эпи¬кур) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно, отношения между пространством, временем и материей рассматривались как межсубстанциональные. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. 2) реляционная концепция (от лат. relatio – отношение). Ее сторонники (Аристотель, Лейбниц, Гегель) понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Вне этого взаимодействия пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Единым содержанием этих форм выступала движущаяся материя, материальные процессы.