Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (К. Халл) | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Философия | Просмотров: 2561 | Комментирии: 0 | 10-02-2014 21:46 |
Теория личности с позиции схемы «стимул – реакция» (К. Халл)
Кларк Халл (1884-1952) пытался смягчить крайности первоначального варианта бихевиористской концепции, построить единую теорию, которая сомкнула бы бихевиористский подход с гештальтистским (принцип целостности) и фрейдистским (принцип мотивационной динамики). Но у Халла, как пишет М.Г. Ярошевский, человек оказался не «большой белой крысой» (как у Толмена), а «маленьким роботом».
Важным нововведением Халла в психологию явилось различение первичного и вторичного подкреплений, или первичного и вторичного драйвов. Потребность всегда связана с раздражителями, ослабление силы которых в свою очередь играет роль подкрепления, но уже вторичного. Голодный ребёнок перестает кричать, когда мать берет его на руки. В этом случае изменение положения тела само по себе начинает приобретать мотивационную силу и на основе этого приобретенного (вторичного) подкрепления могут быть выработаны новые навыки. Тем самым наметился переход от представления о том, что все приобретенные реакции укоренены в одной и той же основной потребности (например, пищевой), к взгляду, предполагающему, что сами потребности могут изменяться и развиваться.
Халл относится к необихевиористам, он настаивал на необходимости промежуточных переменных, к которым относились суждения, цели, драйвы. Живая машина у Халла способна действовать целесообразно, изменять поведение, сообразно изменившимся условиям, быть движимой исконными (первичными) и приобретенными (вторичными) потребностями.
Халл выстроил последнюю бихевиористскую макротеорию. С ее распадом век теорий в американской психологии закончился. Появляются «мини-системы», т.е. концепции, касающиеся отдельных процессов и проблем: научения, восприятия, эмоций, подражанию и др.