Родительское сочинение | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Сочинения | Просмотров: 4036 | Комментирии: 0 | 01-03-2014 12:08 |
Родительское сочинение
Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.
Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».
Инструкция
«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».
Анализ результатов.
Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.
2. Существенным показателем актуальности возможной проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент.
4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между воспитателем и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении воспитателя текст может преподноситься холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.
Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение.
Индикаторы названных категорий в тексте:
Симпатия
— любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;
— употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек;
— смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка.
Антипатия
— негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт;
— неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;
— раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам;
— негодование, укор, злая ирония по поводу деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;
— неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.
Уважение
— высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка;
— указание в личности ребенка социально одобряемых черт;
— отношение к ребенку как к равному.
Неуважение
— отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;
— отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;
— указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);
— указание на социально неодобряемые черты ребенка.
Близость
— ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);
— хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);
— употребление прямой речи;
— беспокойство за настоящее и будущее ребенка;
— оправдание ребенка, скрывание его недостатков;
— взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.
Отдаленность
— отстранение, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей;
— взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»;
— описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;
— противопоставление «он» — «мы»;
— формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка;
— постоянное неупотребление имени ребенка.
Порядок анализа информации может быть следующим:о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит в дальнейшем воспитателю наладить контакт с семьей воспитанника.