ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ МАГАЗИНА | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Менеджмент | Просмотров: 4420 | Комментирии: 0 | 01-03-2014 12:31 |
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ МАГАЗИНА
Сущность, задачи, принципы организации и управления технологическими процессами магазина
Функционирование предприятия розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечиваются циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания (рис.).
Следует различать технологические, коммерческие и логистические процессы предприятия розничной торговли.
В основу организации технологических процессов положены товарные потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые и информационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.
Под товарным потоком в магазине понимается движение товаров от момента их поступления в магазин до вручения проданного товара покупателю (рис.).
Технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по количеству и качеству,
Принципиальная схема движения товарного потока
хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.
Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих
партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.
Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.
Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:
■ обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;
■ сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;
■ высокая культура обслуживания.
Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.
Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются:
■ внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;
■ механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;
■ использование оптимального решения технологического процесса;
■ внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.
Повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли способствует ускорение технологических процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.
Технологическая карта - это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.
Технологические карты позволяют более рационально построить режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы руда, повышать культуру обслуживания.
Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие основные принципы организации технологического процесса магазина:
■ обеспечение комплексного подхода к его построению;
■ создание максимальных угабств для покупателей;
■ достижение наиболее рапонального использования помещений и торгово-технолопческого оборудования магазина;
■ создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
■ обеспечение необходимой жономической эффективности работы магазина.