Дипломная работа "Совершенствование организации участка технического обслуживания и ремонта тормозной системы автомобилей на СТО «Автодом»
Автор: student | Категория: Технические науки | Просмотров: 756 | Комментирии: 0 | 22-09-2020 21:33

 

Скачать:  1365426229_diplom_bv91sz.zip [493,91 Kb] (cкачиваний: 5)  

 

 

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

 

Тема

Совершенствование организации участка  технического

 

обслуживания и ремонта  тормозной системы автомобилей

 

на СТО «Автодом»

                                                                                          

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Лист

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Анализ автотранспортного предприятия
    • Тип, структура, расположение автотранспортного предприятия
    • Техническое облуживание и ремонт автомобилей на предприятии

     1.3.Информация об оказывае­мых услугах. Прием и выдача автомобилей

     1.4.Выводы по первой главе

  1. Технологическая часть
  • Тормозная система автомобиля
  • Технологическое оборудование для диагностики тормозной системы

    2.3.Организации технологического процесса 

2.4.Основные неисправности тормозных систем

2.5.Требования к тормозной системе и ее обслуживание 2.6.Совершенствование организации участка ТО и ремонта                тормозной системы автомобилей

    2.7..Выводы по второй главе

  1. Безопасность жизнедеятельности

     и охрана труда

3.1. Требования к помещениям

3.2. Требования к микроклимату производственных помещений

3.3. Освещение производственных помещений. Расчет освещенности

3.4. Требования к воздействию шума и вибрации. Опасное и вредное воздействие электрического тока

3.5. Противопожарная безопасность

  1. Экономическая часть

4.1. Расчет годового объема работ и количества постов

4.2. Расчет численности производственных работников, вспомогательных

рабочих и административно-технических работников предприятия   

4.3.Расчет площадей участков и помещений проектируемого

предприятия

4.4 Расчет срока окупаемости модернизации участка на предприятии «Автодом»

4.5.Выводы по четвертой главе

заключение

список литературы

приложения

Приложение А. Организация моечного поста

Приложение Б.  Организация участка приёмки автомобилей

Приложение В.  Технологическая карта диагностики тормозной системы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Самый перспективный бизнес на рынке техники - автосервис. Спрос на автосервис постоянно увеличивается. Парк автомашин будет расти еще много лет, так как развивающаяся экономика требует все больше техники. Сотни тысяч новых предприятий, приобретающих технику, не обзаводятся ремонтной базой, рассчитывая на сервис производителей. Потребители новейших моделей не могут ремонтировать их сами, не желая затрат на специальное оборудование и обучение ремонтников.

Срочная организация сервисных инфраструктур для обеспечения подъема экономики исправной техникой - задача стратегическая. Темпы подъема экономики зависят и от сроков ремонта эксплуатируемой предприятиями техники. Более того, развитие сервисной инфраструктуры - это подъем одной из отраслей экономики, которая будет приносить налоговые отчисления.

На этапе становления и развития рыночных отношений в России автомобильный транспорт и автосервис получили новый импульс для своего развития и являются одной из наиболее быстроменяющихся и растущих подотраслей национальной экономики.

Основными факторами, влияющими на эффективность работы автосервиса, являются правильная организация технологического процесса и наличие необходимого (и, что не менее важно) достаточного количества квалифицированных специалистов для проведения как непосредственно авторемонтных операций, так и вспомогательных. Это необходимые условия, без выполнения которых рентабельность автосервиса окажется обязательно ниже ожидаемой. Само собой разумеется, что к числу необходимых условий следует обязательно добавить оснащенность каждого поста обязательным инструментом и оборудованием.

Теперь о менее очевидном, но влияющим на выработку автосервиса в огромной степени. Имеется в виду грамотная планировка рабочей площадки. Правильная планировка мастерской и организация работ в ней способны (без дополнительных затрат!) повысить прибыльность предприятия минимум на 50%.

Автосервис должен производить благоприятное впечатление на клиентов. Рынок автосервиса расширяется с каждым днем и потребители уже могут выбирать между сервисными станциями. Впервые прибывший клиент оценивает, прежде всего, удобство подъезда, наличие четко обозначенной указателями стоянки и ее минимальную удаленность от приемной зоны автосервиса. Чистота, обозримость и некоторый шик уже на подходе к предприятию обычно отмечаются клиентами. Оказавшись в приемной зоне, клиент уже чувствует доброжелательность или некомфортную атмосферу. Привлекательные здания, интерьер, удобные рабочие места, комфортные социальные помещения - это весьма ценные "основные средства", серьезные факторы для привлечения кадров и клиентов. Хорошие помещения и энергичная маркетинговая политика способствуют успешному бизнесу. Помещения должны рассматриваться с точки зрения и заказчиков, и служащих, и управленцев. Многие выбирают автосервис из-за более удобного расположения. Идеальное расположение автосервис, по мнению клиентов - либо близко от их дома, либо от работы. Важно, чтобы общественным транспортом можно было легко добраться от него домой и до него за получением отремонтированной машины. Возле крупных торговых центров автосервисные мастерские удобны для таких работ, которые можно выполнить, пока клиент ходит за многочисленными покупками, т. е. в течение 1-2 часов.

Приоритетные задачи современного автосервиса формулируются следующим образом:

- неукоснительное выполнение персоналом обязанностей и функций, зафиксированных в должностных инструкциях;

- постоянная забота об улучшении внешнего вида и интерьеров предприятия;

- периодическая модернизация всех зданий, сооружений и оборудования с целью максимального удовлетворения потребностей клиентов и сотрудников предприятия;

- приведение количества рабочих мест и кадровых возможностей в соответствие с фактическим наличием заказов;

- увеличение прибыли посредством рационального управления предприятием и непрерывного контроля за показателями его эффективности.

- учет и контроль рабочего времени по организационно-экономическим критериям;

- сокращение количества послеремонтных рекламаций путем повышения качества работы и контроля, использование специальных программ для регулярного выборочного контроля;

- оказание действенной помощи во всех аварийных случаях;

- организация технической помощи на дороге и эвакуации неисправных автомобилей силами предприятия;

- применение рекомендованных изготовителем машин нестандартных инструментов и приспособлений, аппаратуры и оборудования;

- проверка, пополнение и эффективное использование всех  имеющихся информационных материалов;

- целенаправленное повышение квалификации работников в курсовых и семинарских и других учебных мероприятиях.

Автосервисы ориентированы на выполнение следующих задач:

- коммерческое регламентное обслуживание техники;

- коммерческое предупредительное обслуживание (регулировки и т. п.);

- коммерческое реабилитационное обслуживание (ремонт);

- гарантийный ремонт машин (если заключен договор с фирмой-продавцом;

- установка дополнительного оборудования (тюнинг);

- ремонт подержанных узлов и агрегатов для фонда восстановленных запасных частей;

- уход за машинами (мойка, полировка, чистка салона и т. д.).

 

  1. Анализ автотранспортного предприятия
  • Тип, структура, расположение автотранспортного предприятия

 

       Предприятие  «Автодом» существует на автомобильном рынке города с 1998 года.

Основным видом деятельности предприятия является сервисное техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Предприятие  «Автодом»  сегодня - это максимальные удобства для населения в получении услуг, высокая культура обслуживания, сохранность и комплектность автомобиля и материалов, принятых от заказчика, соблюдение цен. В случае причинения ущерба заказчику вследствие некачественного исполнения заказа по вине предприятия, «Автодом»  гарантирует возмещение убытков в полном объеме.

Предприятие расположено в Центральном районе г. Волгограда по  улице Курской 22, вблизи ул.Рокоссовского и имеет удобные подъездные пути, автостоянку. К услугам заказчиков магазин автозапчастей с широким выбором продукции. Все виды работ и услуг в «Автодом»  сертифицированы и лицензированы: сертификат соответствия на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Услуги предоставляются в соответствии с Правилами предоставления услуг, положениями, требованиями нормативно-технической документации, утвержденными в установленном порядке и в соответствии с Законодательством РФ.

Сроки исполнения заказов:

Техническое обслуживание не более 2-х дней (в т.ч. по талонам сервисной книжки) не более 2-х дней (с учетом сменности).

На предприятии производятся работы:

-Контрольно-диагностические работы.

-Смазочно-заправочные работы.

-Регламентные работы (по видам технического обслуживания).

-Регулировка фар.

-Регулировка углов установки управляемых колес.

-Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей.

-Регулировка топливной аппаратуры бензиновых двигателей.

-Электротехнические работы на автомобиле.

-Замена агрегатов, узлов и деталей.

-Ремонт двигателей.

-Ремонт КПП и ведущих мостов.

-Ремонт передней подвески и рулевого управления.

-Ремонт тормозной системы.

-Ремонт электрооборудования.

-Балансировка колес.

-Установка дополнительного оборудования (сигнализация, радиоаппаратура, дополнительные фары и т. п.).

-Предпродажная подготовка.

-Установка аудиоаппаратуры.

Кроме того, предприятие осуществляет продажу запчастей и автопринадлежностей. Данная деятельность жестко регламентирована и предусматривает полную ответственность СТО «Автодом»    перед покупателями за качество предоставляемого продукта.  Предприятие СТО «Автодом»  относится к предприятиям комплексного обслуживания, так как выполняет все виды ТО и ТР легковых автомобилей. Предпродажная подготовка автомобилей, которая включает различные виды работ. Перед продажей нужно:  проверить наличие  жидкостей и масел в системах и агрегатах автомобиля и при необходимости довести их до нормы; проверить крепление и состояние агрегатов, узлов и систем ав­томобиля, особенно тех, которые обеспечивают безопасность движения, при необходимости провести крепежные работы и устранить выявленные поломки и неисправности.  

   Автомобили на СТО подвергаются всем видам обслуживания и текущему ремонту, который осуществляется путем замены отдельных деталей и агрегатов, отказавших в работе. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии. При длительной эксплуатации автомобилей достигается такое состояние, когда затраты средств и труда, связанные с поддержанием их в работоспособном состоянии в условиях СТО становится больше прибыли, чем которую они приносят в эксплуатации. Такое техническое состояние автомобилей считается предельным, и они направляются в ремонт.

 

1.2.Техническое облуживание и ремонт автомобилей на предприятии «Автодом» 

 

Автомобили, прибывающие на предприятие «Автодом»  для проведения тех. обслуживания и ремонта поступают на участок приёмки для определения технического состояния, необходимого объёма и стоимости работ, затем проходят мойку и поступают в обслуживание и ремонт.

При приёмке автомобилей в техническое обслуживание и ремонт, а также при выдаче автомобилей СТО должна руководствоваться "Техническими требованиями на сдачу и выпуск из ТО и ремонта легковых автомобилей, принадлежащих гражданам".

Если при приёмке в процессе диагностирования будут выявлены неисправности автомобилей, угрожающие безопасности движения, то они подлежат устранению станцией по согласованию с владельцами автомобилей.

В случае невозможности выполнения этих работ (по техническим причинам или при отказе владельца) проводиться отметка в заказ -наряде-"Автомобиль неисправен - эксплуатации не подлежит".

После приёмки автомобиль направляется на соответствующий производственный участок. При этом, работы текущего ремонта предшествуют работам технического обслуживания. В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно наряд -заказу, автомобиль поступает в зону ожидания, а оттуда по мере освобождения постов направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на участок выдачи.

Перед выдачей владельцу автомобиль должен быть принят техническим контролем. В случае некачественного выполнения технического обслуживания и ремонта владелец может предъявить станции рекламацию. Срок гарантии на работы ТО и ТР определены:

по ТО- 10 дней;

по ТР - 30 дней;

Выявленные неисправности устраняются станцией по согласованию с владельцем автомобиля. Для сокращения простоя ремонт может осуществляться обезличенным методом путём замены неисправных агрегатов и узлов на исправные.

Определение технического состояния автомобиля, его агрегатов и узлов, выявление скрытых неисправностей, а также контроль качества выполняемых работ, осуществляется с помощью средств диагностирования. Диагностирование выполняется по заявке владельца автомобиля, либо в соответствии с технологией работ и выполняется на специальных участках диагностирования. Результаты диагностирования фиксируются в "Карте контрольно-диагностического осмотра автомобиля", которая выдаётся владельцу автомобиля.

При оформлении заказа на тех. обслуживание по требованию владельца автомобиля, СТО выполняет неполный объём работ.

В связи с тем, что поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объёму работ ТО и ТР, организация станции обеспечивает выполнение любого их сочетания, т.е. обладает достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР.

         В современных условиях планирования и экономического стимулирования «Положение о техническом обслуживании автомобилей» «Автодом»  предусматривает развитие инициативы работников автомобильного транспорта по совершенствованию организации, производства технического обслуживания и ремонта, по внедрению передовых технологических процессов, средств механизации и автоматизации, контроля и диагностирования технического состояния подвижного состава с учётом местных условий эксплуатации автотранспорта.

Основным техническим воздействием при эксплуатации подвижного состава является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта, позволяющая обеспечить высокую готовность подвижного состава и снизить потребность в ремонте.

Системой технического обслуживания и ремонта предусматриваются две составные части операции: Контрольная и исполнительная.

Цель контроля при техническом обслуживании заключается

в определении действительной потребности в выполнении операций, предусмотренных «Перечнем основных операций технического обслуживания подвижного состава».

Цель контроля при ремонте заключается в выявлении неисправного состояния, причин его возникновения и установления наиболее эффективного способа устранения: на месте, при снятии агрегата (узла, детали), с полной или частичной разборкой.

Техническое обслуживание - это комплекс операций, направленных на поддержание подвижного состава в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде, на обеспечение надёжности и экономичности работы, безопасности движения, предупреждение отказов и неисправностей, а так же выявление их с целью своевременного устранения.

Техническое обслуживание - профилактическое мероприятие, проводимое принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с автомобиля агрегатов, узлов, деталей.

Ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправного состояния и обеспечению безотказности работы подвижного состава.

Ремонт выполняется как по потребности после появления соответствующего неисправного состояния, так и принудительно по плану, через определённый пробег или во время работы подвижного состава.

Нормативы технического обслуживания и ремонта рассчитаны для «Автодом», согласно нормативов указанных в «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и «Российской Автотранспортной Энциклопедии» , с учётом корректируемых коэффициентов, согласно местных условий эксплуатации.

На предприятии производится обслуживание подвижного состава по периодичности,  и подразделяются на следующие виды:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

- первое техническое обслуживание (ТО-1);

- второе техническое обслуживание (ТО-2);

- сезонное техническое обслуживание (СО).

ЕО включает в себя технический контроль, направленный на обеспечение безопасности движения, а так же работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.

ЕО выполняется до или после работы автотранспорта на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию осуществляется за подготовительно-заключительного времени.

ТО-1, ТО-2 включают в себя контрольно-диагностические, крепёжные, регулировочные, смазочные и другие работы, направленные на предупреждение и выявление неисправностей, снижение интенсивности ухудшения параметров технического состояния подвижного состава, экономию топлива.

Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Сезонное техническое обслуживание совмещается преимущественно с ТО-2 с увеличением трудоёмкости на 20% от трудоёмкости ТО-2.

В соответствии с назначением, характером и объёмом выполняемых работ ремонт подразделяется на капитальный (КР) и текущий (ТР).

КР подвижного состава, агрегатов и узлов предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановления ресурсов.

ТР предназначен для обеспечения работоспособного состояния подвижного состава с восстановлением или

заменой отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния.

 

1.3 Информация об оказывае­мых услугах. Прием и выдача автомобилей

 

     Клиенту  должна быть пред­ставлена необходимая достоверная информация об оказывае­мых услугах (выполняемых работах), обеспечивающая возможность их правильного выбора. Эта информация размеща­ется в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и обязательно содержит:

– перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания;

– наименования стандартов, обязательным требованиям кото­рых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняе­мые работы);

– сведения об обязательном подтверждении соответствия оказы­ваемых услуг (выполняемых работ) установленным требовани­ям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательно­му подтверждению соответствия;

– цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты;

– гарантийные сроки, если они установлены;

– сведения о сроках выполнения заказов;

        – указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет зна­чение исходя из характера услуги (работы).

Кроме того, клиенту для ознакомления предоставля­ются:

– правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств;

– адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей

– органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

– образцы договоров, заказ-нарядов, приемосдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату ус­луг (работ) потребителем;

– перечень категорий потребителей, имеющих право на получе­ние льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказа­нии услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 Приемщик на посту приемки  должен гра­мотно оценить объем предстоящего ремонта – перечень работ,  расходных материалов и запасных частей, предварительную их стоимость, а также определить порядок следования автомобиля по участкам и постам СТО. От того, насколько будет близ­ка предварительная оценка предстоящего технического воз­действия к окончательной цене выполненной работы, зависит отношение клиента к данной СТО, степень его доверия и же­лание стать постоянным клиентом. Комплексная предвари­тельная проверка позволяет исключить возможные недоразу­мения по поводу якобы возникших новых неисправностей или повреждений после посещения предприятия автосервиса.

 Комплексы инструментального контроля для проверки автомобиля на соответствие требованиям к безопас­ности движения фактически представляют собой аналоги уча­стка приемки автомобилей современной СТО, поэтому зна­чительная часть клиентов будет заинтересована в устранении именно тех неисправностей, которые не позволили пройти контроль в ГИБДД. В этом случае участок приемки автосерви­са можно рассматривать как контрольный для отремонтиро­ванного автомобиля.

      При принятии автомобиля производятся: проверка агрега­тов и узлов, на неисправность которых указывает автовладе­лец; проверка технического состояния агрегатов, узлов и сис­тем, влияющих на безопасность движения; проверка техниче­ского состояния автомобиля для выявления дефектов, не указанных автовладельцем; определение ориентировочной стоимости и сроков выполнения работ и согласование их с ав­товладельцем; оформление приемочных документов. При не­обходимости для установления причины неисправности мас­тер-приемщик направляет автомобиль на пост диагностики или делает пробный выезд автомобиля.

 Место работы мастера-приемщика должно быть оборудо­вано компьютером, содержащим полную базу данных по всем видам работ, всю техническую информацию по маркам авто­мобилей, запасным частям (наличие на складе, стоимость и, если необходимо, срок поставки необходимой детали), а также историю ремонта автомобиля (если автомобиль ремонтиро­вался или обслуживался в данной СТО). Во время приема ав­томобиля в ремонт мастер-приемщик и клиент совместно:

– проводят осмотр автомобиля для выявления царапин, трещин, сколов и иных подобных дефектов во избежание конфликтных ситуаций в будущем;

– проводят осмотр автомобиля с целью выявления дефектов, влияющих на безопасность движения, и решают на месте во­прос их устранения;

– согласовывают предстоящий ремонт, детально обсуждая и уточняя все работы, оговаривают стоимость ремонта, запасных частей, сроки выполнения; по желанию владельца автомобиля СТО может выполнить неполный объем работ.

      После установления объема работ мастер-приемщик за­полняет заказ-наряд (договор) и на основе установленной заводом-изготовителем трудоемкости выполнения работ и це­ны нормо-часа конкретной СТО определяет общую стои­мость работ. Договор заключается при предъявлении потреби­телем документа, удостоверяющего личность, а также доку­ментов, удостоверяющих право собственности на автомобиль (свидетельство о регистрации, техпаспорт, справка-счет). По­требитель, не являющийся собственником автомобиля, предъ­являет документ - доверенность, подтверждающую его право на эксплуатацию автомобиля.

 Заключение договора в письменной форме (заказ-наряд)  должен содержать следующие сведения:

– фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) СТО (для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

– фамилию, имя, отчество, телефон и адрес клиента; дату приема заказа, сроки его исполнения. В случае, если ТО и ТР осуществляются по частям в течение срока действия дого­вора, в договоре указываются сроки (периоды) их проведения. По соглашению сторон в договоре могут быть также преду­смотрены промежуточные сроки завершения отдельных эта­пов ТО и ТР;

– цену ТО и ТР, а также порядок оплаты;

– марку, модель автомобиля, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;

– цену автомобиля, определяемую по соглашению сторон; перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных СТО, их стоимость и количество;

– перечень запасных частей и материалов, предоставленных по­требителем, с указанием информации об обязательном под­тверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования ус­тановлены;

– гарантийные сроки на результаты ТО и ТР, если они установ­лены;

– должность, фамилию, имя, отчество лица, принимающего за­каз, и подписи обеих сторон;

– другие необходимые данные, отражающие специфику оказы­ваемых услуг (выполняемых работ).

После  приемки водитель-перегонщик ставит авто­мобиль на рабочий пост или автомобиль-место ожидания. Вре­мя, затрачиваемое на прием автомобиля, в среднем составляет 20-30 мин.

 Если автовладелец оставляет автомобиль для ока­зания услуг (выполнения работ), приемщик одновременно с договором составляет приемосдаточный акт, в котором указы­ваются комплектность автомобиля и видимые наружные по­вреждения и дефекты, сведения о предоставленных клиентом запасных частях и материалах с указанием их точного наиме­нования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписыва­ется ответственным лицом СТО и клиентом и заверяется пе­чатью СТО. По одному экземпляру договора и приемосдаточ­ного акта выдаются клиенту.

При окончании всех операций ТО и ТР автомобиль на­правляется на участок выдачи, где контролируют качество ра­бот, выполненных в соответствии с заказ-нарядом (догово­ром), производят внешний осмотр, проверку комплектности автомобиля и выдачу его автовладельцу.

При выдаче автомобиля мастер-приемщик:

– объясняет результаты проведенного технического воздейст­вия, демонстрируя на автомобиле произведенные работы и за­мененные запасные части;

– выдает сертификат контроля, поясняя его позиции;

        – рекомендует, если требуется, сроки проведения будущих тех­нических воздействий, представляет счет и комментирует все позиции счета;

– проводит осмотр автомобиля, чтобы показать клиенту, что за время ремонта дефектов (царапин, трещин, сколов и т.п.) на автомобиле не появилось.

Получив автомобиль, клиент удостоверяет подписью в заказ-наряде отсутствие претензий.

 

1.4.Выводы по первой главе

 

Проанализирована структура предприятия. Отмечено что       Предприятие  «Автодом» существует на автомобильном рынке города с 1998 года. Основным видом деятельности предприятия является сервисное техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

 Предприятие расположено в Центральном районе г. Волгограда по  ул. Рокоссовского, имеет удобные подъездные пути, автостоянку. К услугам заказчиков магазин автозапчастей с широким выбором продукции. Все виды работ и услуг в «Автодом»  сертифицированы и лицензированы: сертификат соответствия на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Нормативы технического обслуживания и ремонта рассчитаны для «Автодом», согласно нормативов указанных в «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и «Российской Автотранспортной Энциклопедии» , с учётом корректируемых коэффициентов, согласно местных условий эксплуатации.

На предприятии производится обслуживание подвижного состава по периодичности,  и подразделяются на следующие виды:

- ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

- первое техническое обслуживание (ТО-1);

- второе техническое обслуживание (ТО-2);

- сезонное техническое обслуживание (СО).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Технологическая часть

 

2.1. Тормозная  система автомобиля

 

         Тормозная   система в соответствие с требованиями должна состоять из следующих тормозных элементов:

- основная (рабочая), которая обеспечивает замедление легкового автомобиля движущегося со скоростью не более 80 км/ч – не менее 5,8 м/с2, при усилии на педаль менее 50 кг;

- вспомогательная (аварийная), обеспечивающая замедление не менее 2,75 м/с2;

- стояночная, которая может быть совмещена с аварийной.

Основная система современные легковые автомобили оборудованы основными ТС, состоящими из тормозных механизмов и тормозного гидропривода. При нажатии ногой на тормозную педаль мышечное усилие передается на главный тормозной цилиндр. Это устройство имеет поршень, при движении которого увеличивается давление в гидравлических тормозных трубках, идущих к каждому колесу. На каждом колесе автомобиля давление тормозной жидкости воздействует на поршень тормозного механизма, в результате чего выдвигаются тормозные колодки, которые прижимаются к тормозному диску или тормозному барабану. Сила трения замедляет вращение колес, а соответственно, и движение автомобиля.

 


Рис 1. Схема гидропривода тормозной системы

1 - тормозные цилиндры передних колес; 2 - трубопровод передних тормозов; 3 - трубопровод задних тормозов; 4 - тормозные цилиндры задних колес; 5 - бачок главного тормозного цилиндра; 6 - главный тормозной цилиндр; 7 - поршень главного тормозного цилиндра; 8 - шток; 9 - педаль тормоза

Гидропривод основной ТС состоит из:

- главного тормозного цилиндра (обычно комплектуется вакуумным усилителем, но может устанавливаться и без него);

- регулятора давления задних тормозных механизмов;

- рабочего контура (трубка диаметром 4-8 миллиметров).

Рабочий контур служит для соединения между собой устройств гидропривода и тормозных механизмов. Главный тормозной цилиндр (сокращенно - ГТЦ) используется для преобразования усилия, прилагаемого водителем к тормозной педали, в избыточное давление гидравлической жидкости, а также распределения давления по рабочим контурам. Емкость для запаса тормозной жидкости крепится на ГТЦ или отдельно. На большинстве автомобилей вместе с ГТЦ устанавливают вакуумные усилители, увеличивающие силу давления в тормозной системе. Этот усилитель (рисунок 2) конструктивно подсоединен к главному тормозному цилиндру. Основной частью усилителя является специальная камера, разделенная резиновой диафрагмой на два объема. Одна часть связана с впускным коллектором двигателя, в котором создается разрежение, а другая - с атмосферой. Благодаря перепаду давлений и большой площади диафрагмы, дополнительное усилие при нажатии на педаль тормоза может доходить до 30 - 40 килограммов и более. Это существенно облегчает работу водителя во время торможений и способствует сохранению его работоспособности на длительное время.

 

Рис.2 Схема вакуумного усилителя тормозов
1 - главный тормозной цилиндр; 2 - корпус вакуумного усилителя; 3 - диафрагма; 4 - пружина; 5 - педаль тормоза

Регулятор снижает давление в цилиндрах тормозных механизмов на задних колесах. Во время торможения инерция движущегося автомобиля и направленная в противоположную сторону сила трения (прилагаемая ниже центра тяжести транспортного средства) создают опрокидывающий момент. Более мягкая передняя подвеска в результате "проседает", задние колеса, наоборот, "разгружаются". В силу этого даже при не слишком резком, но интенсивном торможении могут блокироваться задние колеса, что иногда приводит к заносу машины. В зависимости от перемены расстояния между кузовом автомобиля и элементами задней подвески (продольного наклона кузова) сила давления в приводе задних тормозов относительно передних ограничивается. В результате чего удается избежать блокировки задних колес или же она возникает намного позже (в зависимости от загруженности и скорости замедления автомобиля).

Вспомогательная система

Рабочий тормозной контур, согласно нормативным требованиям ЕЭС, должен разделяться на два: основной и вспомогательный. В случае, если система исправна, работают оба контура, а при разгерметизации одного из них - другой обеспечивает торможение, работая в аварийном режиме. Наиболее распространенными являются три типа разделения рабочих контуров (рисунок 3):

-2 + 2 тормозных механизмов, подключенные параллельно (передние + задние);

-2 + 2 тормозных механизмов, подключенные диагонально (левый передний + правый задний и т. п.);

-4 + 2 тормозных механизма (один контур объединяет тормозные механизмы всех четырех колес, а в другой включены только два передних).


Рис 3. Схема вариантов компоновки гидропривода:
1 - главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем; 2 - регулятор давления жидкости в задних тормозных механизмах; 3-4 - рабочие контуры.

Стояночная система

У стояночной тормозной системы имеется механический привод, за редким исключением, на задние колеса. От рычага стояночного тормоза тонким тросом идет к задним тормозным механизмам, в которых установлено устройство, прижимающее к барабану (диску) штатные либо дополнительные (стояночные) колодки. Регулировку стояночного тормоза обычно производят с помощью эксцентрика на тормозном механизме, а также регулировочной гайкой штока приспособления, соединяющего приводной трос и рычаг, или методом изменения места расположения рычага в салоне автомашины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 4. Схема действия дискового тормозного механизма
1 - наружный рабочий цилиндр (левого) тормоза; 2 - поршень; 3 - соединительная трубка; 4 - тормозной диск переднего (левого) колеса; 5 - тормозные колодки с фрикционными накладками; 6 - поршень; 7 - внутренний рабочий цилиндр переднего (левого) тормоза

Дисковый тормозной механизм (рисунок 5) состоит из:

- суппорта;     

-тормозных цилиндров (двух или одного);

-тормозного диска;

-двух тормозных колодок.

Суппорты крепятся на поворотных кулаках передних колес автомобиля. В суппорте находятся оба тормозных цилиндра и пара тормозных колодок. Колодки находятся с обеих тормозного диска, который вращается вместе колесом, закрепленном на нем. Когда водитель давит на педаль тормоза, под воздействием тормозной жидкости поршни начинают выдвигаться из цилиндров и прижимать тормозные колодки к поверхности диска. Когда же водитель отпускает педаль, и колодки, и поршни отодвигаются обратно из-за небольшого «биения» диска. В отличие от барабанных, дисковые тормоза очень просты в обслуживании. Замена тормозных колодок в этих механизмах не доставит больших хлопот даже новичку.

Преимущества дисковых тормозов:

-характеристики дисковых тормозов не теряют стабильности при воздействии повышенной температуры, а у барабанных эффективность снижается;

-температурная стойкость дисков гораздо выше, в том числе и потому, что диски лучше охлаждаются (некоторые типы тормозных дисков не монолитные, а полые внутри с отверстиями для лучшей вентиляции);

-большая эффективность торможения уменьшает тормозной путь;

-ниже вес и меньше размеры;

-увеличивается чувствительность тормозов;

-уменьшается время срабатывания;

-изношенные колодки легко заменяются, тогда как на барабанных приходится тратить усилия и время на подгонку колодок, прежде чем одеть барабаны;

-примерно 70% кинетической энергии автомашины гасится передними тормозами, при наличии и задних дисковых тормозов нагрузка на передние диски снижается;

-температурные расширения на качество контакта тормозных поверхностей не влияют.

Рис 5. Схема действия барабанного тормозного механизма
1 - тормозной барабан; 2 - тормозной щит; 3 - рабочий тормозной цилиндр; 4 - поршни рабочего тормозного цилиндра; 5 - стяжная пружина; 6 - фрикционные накладки; 7 - тормозные колодки

Барабанный тормозной механизм (рисунок 5)  включает следующие компоненты:

-тормозной щит;

-тормозной цилиндр;

-две тормозные колодки;

-стяжные пружины;

-тормозной барабан.

Тормозной щит жестко крепится к балке заднего моста, а на щите установлен рабочий тормозной цилиндр. В результате нажатия на тормозную педаль поршни в цилиндре раздвигаются и давят на верхние части тормозных колодок. Колодки, изготовленные в форме полуколец, своими накладками прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана, который вращается при движении автомобиля вместе с колесом, которое на нем и закреплено. Торможение колеса осуществляется за счет силы трения, возникающей при контакте между барабаном и накладками колодок. Когда водитель отпускает педаль тормоза, стяжные пружины возвращают колодки .

Основные преимущества барабанных тормозов:

-невысокая стоимость и простота изготовления;

-эффект механического самоусиления. Вследствие того, что нижние части тормозных колодок связаны между собой, трение передней колодки о барабан усиливает прижатие к поверхности барабана задней колодки. Данный эффект способствует многократному росту тормозного усилия, передаваемого от водителя, и быстрому повышению тормозящего действия при увеличении давления на педаль.

 

 

2.2.Технологическое оборудование для диагностики тормозной системы

 

Таблица 1 - Список оборудования участка диагностики тормозной системы

 

Наименование

Кол-во

Площадь, м2

 

1. Тележка инструментальная

1

1,4

 

2. Домкрат гидравлический подкатной

1

0,32

 

3. Верстак однотумбовый

1

1,76

 

4. Вытяжная катушка для подачи сжатого воздуха

1

0,24

 

5. Устройство для удаления выхлопных газов

2

1,8

 

6. Станок для балансировки колес

2

0,94

 

7. Стенд контроля тормозных систем с тестером увода и тестером подвески

1

3,4

 

8. Газоанализатор

2

0,72

 

9. Дымомер для дизельных двигателей

1

0,5

 

10. Мотор – тестер

1

1,66

 

11. Прибор для проверки и регулировки внешних световых приборов

1

2,28

 

12 Роликовый тормозной стенд СТС-4

- опорное устройство

- стойка управления

1

 

1.63

0.42

 

 

Итого

 

                17.07

           

 

 

 

 

 

 Технология  ремонта

Во время технического обслуживания необходимо оберегать тормоза от попадания на них масла. Загрязненные накладки очищают жесткой щеткой и промывают уайт-спиритом. Бензин, солярку, три-хлорэтилен и растворители применять нельзя, так как они разъедают манжеты и уплотнители гидравлических цилиндров.

При обнаружении смазки на накладках нужно проверить, нет ли подтеканий смазки или тормозной жидкости через уплотнители. При ежедневном техническом обслуживании проверяют действие тормозов в начале движения автомобиля, герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропривода и пневмопривода. Утечку жидкости контролируют по уровню жидкости в бачках и наличию подтеков в местах соединений. Утечку воздуха определяют по снижению давления на манометре на неработающем двигателе.

Если тормозная система исправна, полное торможение должно происходить после однократного нажатия на педаль на половину ее хода. При этом к концу хода педали ощущается большое сопротивление. Об увеличении зазора между тормозными барабанами и колодками свидетельствует наступление торможения при отжатии педали на большую величину. Если сопротивление педали слабое, она пружинит и легко отжимается, а полного торможения не происходит после нескольких нажатий, значит, в систему попал воздух. В этом случае немедленно определяют и устраняют причины попадания воздуха, так как малейшее нарушение герметичности может привести к опасным последствиям при резком торможении.

Растормаживание должно происходить полностью и быстро. Это можно определить по накату автомобиля после отпускания педали тормоза.

При ТО-1 (через 15 000 км пробега) после выполнения всех работ по ежедневному обслуживанию необходимо проверить уровень тормозной жидкости, который должен доходить в бачке до нижней кромки заливной горловины или до отметки «МАХ». При необходимости тормозную жидкость доливают. Кроме того, проверяют состояние колодок передних тормозов и эффективность работы передних тормозов, состояние тормозного крана, рычагов и других деталей привода, а также состояние механических соединений педали.

При следующем техническом осмотре, раз в два года, а затем через каждые 20 000 км пробега проверяют работоспособность стояночного тормоза, эффективность работы задних тормозов, состояние их колодок, работоспособность регулятора давления. Работоспособность вакуумного усилителя проверяют раз в три года (через 35 000-40 000 км пробега). Через 60 000 км пробега тормозную жидкость меняют. В автомобилях ВАЗ полную замену тормозной жидкости проводят раз в пять лет. Исправность сигнализатора уровня жидкости проверяют нажатием толкателя на крышке бачка. Гибкие шланги заменяют новыми после пяти лет эксплуатации автомобиля или после 120 000 км пробега независимо от их состояния. Замену производят с целью исключения внезапного разрыва шланга.

Одной из важных операций при техническом обслуживании является проверка всех трубопроводов тормозной системы, что способствует предупреждению повреждения или отказа в ее работе.

На трубопроводах и соединениях не допускаются вмятины и трещины; гибкие шланги не должны соприкасаться с минеральными маслами или смазочными материалами, растворяющими резину.

Сильным нажатием на тормозную педаль нужно проверить, не появится ли на шлангах вздутий, которые являются признаками их неисправности, такие шланги подлежат замене. Целыми должны быть все скобы крепления трубопроводов, разрушенные скобы необходимо заменить; не допускается утечка жидкости у штуцеров. При сезонном обслуживании дополнительно выполняют работы в зависимости от сезона. Необходимо помнить, что в жаркое время года тормозная жидкость, насыщенная парами воды, может привести к образованию воздушных пробок из-за испарения воды.

Увеличенный рабочий ход тормозной педали. Основными причинами неисправности могут быть:

- утечка тормозной жидкости из гидропровода тормозной системы (выявить причину течи, устранить ее заменой поврежденных деталей или подтяжкой резьбовых соединений, прокачать гидропривод тормозной системы);

- попадание воздуха из-за отсутствия жидкости в бачке главного цилиндра (залить тормозную жидкость в бачок главного цилиндра до нормального уровня и прокачать гидропривод);

- неудовлетворительная работа манжет главного цилиндра (заменить главный цилиндр и заменить неисправные детали).

При самопроизвольном затормаживании автомобиля причинами неисправности могут быть:

- неправильная регулировка вакуумного усилителя (отрегулировать усилитель);

- засорение отверстия в крышке бачка главного цилиндра (прочистить отверстие);

- неполное возвращение тормозной детали назад после отжимания (снять тормозную педаль и очистить ее ось от грязи, следов коррозии, зачистить заусенцы у пластмассовых втулок, вставленных в отверстие педали, заменить оттяжную пружину педали);

- разбухание манжет главного и колесного цилиндров (слить тормозную жидкость и промыть гидропривод свежей тормозной жидкостью, заменить поврежденные резиновые детали, залить в систему тормозную жидкость);

- засорение компенсационных отверстий кромкой манжеты из-за неполного отхода поршня назад, или полностью отпущенной педали, или из-за разбухания манжеты (разобрать главный цилиндр, промыть детали свежей тормозной жидкостью, собрать главный цилиндр и убедиться, что поршни энергично отходят назад, освобождая компесационные отверстия).

Если при торможении автомобиль заносит в сторону, возможными причинами неисправности могут быть:

- загрязнение или замасливание накладок тормозных колодок (очистить тормозной механизм от грязи и масла, заменить колодки с замасленными накладками или тщательно очистить их поверхности волосяной щеткой и промыть горячей мыльной водой; установить и устранить причину замасливания колодок, для чего проверить состояние манжеты в ступицах колес, а также состояние манжет поршней колесных цилиндров);

- засорение трубопроводов или шлангов, подводящих тормозную жидкость к колесным цилиндрам на одной из сторон автомобиля (разобрать и промыть трубопроводы, шланги и соединительные муфты свежей тормозной жидкостью или спиртом, продуть сухим сжатым воздухом, при необходимости детали заменить);

- задиры на рабочей поверхности барабана заднего тормозного механизма (снять барабан и зачистить поврежденные места, при необходимости расточить, прошлифовать или заменить барабан);

- задние колеса блокируются раньше передних из-за неправильной регулировки регулятора давления (отрегулировать регулятор давления);

- неполное прилегание шарика в гнезде (разобрать регулятор давления, легкими ударами молотка через оправку уплотнить шарик в гнезде клапана);

- разрушилась манжета большой ступени поршня (разобрать регулятор давления, заменить поврежденную манжету);

- отсутствие герметичности между полостями регулятора из-за разрушения уплотнений между полостями (разобрать регулятор давления, промыть все детали, поврежденные уплотнения заменить).

При нагреве барабана заднего тормозного механизма из-за самопроизвольного притормаживания колеса причинами неисправности могут быть:

- ослабление или поломка стяжной пружины колодок (заменить пружину);

- невозвращение колодок в отторможенное состояние из-за разбухания манжет колесного цилиндра (снять тормозной барабан колодки, вывернуть поршни из колесного цилиндра; тщательно промыть детали колесного цилиндра свежей тормозной жидкостью и заменить поврежденные манжеты);

- перекос колодок в результате нарушения положения опорных стоек из-за деформации щитов (снять тормозной барабан, колодки и выправить щиты с опорными стойками до параллельного положения колодок относительно барабана);

- чрезмерно натянуты приводы стояночной тормозной системы (отрегулировать натяжение щитов);

- неправильная регулировка длины распорной планки (отрегулировать длину распорной планки в соответствующем заднем тормозном механизме).

При нагреве тормозного диска переднего тормозного механизма из-за самопроизвольного притормаживания причинами неисправности могут быть:

- заедание колодок из-за чрезмерного загрязнения опорных поверхностей суппорта (снять колодки, очистить опорные поверхности колодок суппорта уайт-спиритом, затем промыть мыльной водой и просушить струей сжатого воздуха);

- заклинивание поршней из-за загрязнения в цилиндрах скобы (снять скобу, удалить грязь, заменить грязезащитные чехлы).

Если во время торможения необходимо прилагать при нажатии на педаль большие усилия, причинами неисправности могут быть:

- замасливание или загрязнение накладок тормозных колодок (очистить тормозной механизм от грязи и масла, колодки с замасленными накладками заметить или тщательно очистить поверхности накладок и промыть горячей водой с мылом со щеткой; установить и устранить причину замасливания колодок, для чего проверить состояние манжет в ступицах колес, а также состояние манжет поршней колесных цилиндров);

- плохое прилегание тормозных накладок к рабочей поверхности тормозных барабанов (опилить выступающие места накладок напильником; новые накладки не опиливать, так как после 450 км пробега они прирабатываются);

- повреждена диафрагма усилителя (заменить диафрагму);

- повреждена наружная манжета главного цилиндра (заменить манжету);

- загрязнена или повреждена манжета корпуса поршня усилителя (заменить манжету, очистить корпус поршня усилителя от грязи и смазать);

- повреждена поверхность корпуса поршня усилителя (разобрать усилитель, корпус поршня заменить, собрать и отрегулировать усилитель);

- повреждено уплотнительное кольцо крышки усилителя (снять главный цилиндр, заменить уплотнительное кольцо крышки усилителя);

- затруднительное перемещение поршней в цилиндрах скоб переднего тормозного механизма при сильном загрязнении зеркала цилиндров или разбухании манжет из-за попадания минеральных масел (разобрать скобы, заменить поврежденные детали, зачистить поверхности цилиндров);

- нарушена герметичность уплотнения обратного клапана усилителя (заменить резиновое уплотнение).

При слабом действии привода стояночного тормоза возможными причинами неисправности могут быть:

- заедание заднего троса в направляющих трубках щитов задних тормозных механизмов (отсоединить трос, прочистить направляющие трубки, смазать ветви троса, после установки троса убедиться в его свободном перемещении в трубках);

- вытягивание и ослабление тросов привода (отрегулировать натяжение тросов).

Повреждения и износ тормозных барабанов, поступающих в ремонт с рисками, задирами и износами на рабочей поверхности, устраняют растачиванием, которое выполняют на токарном станке. Задний тормозной барабан в сборе с полуосью растачивают на специальном стенде.

Тормозная колодка может иметь износ отверстия под эксцентрик опорного кольца колодки. Изношенное отверстие заваривают и сверлят новое отверстие номинального размера. При отставании ребра от обода колодки в местах сварки следует приварить ребро к ободу электросваркой.

При износе фрикционных накладок тормозных колодок их заменяют новыми. Обычно фрикционные накладки к тормозным колодкам приклеивают. Перед приклеиванием поверхность накладок и колодок зачищают мелкозернистой шкуркой или абразивным кругом и обезжиривают ацетоном или бензином. На склеиваемые поверхности наносят тонкий ровный слой клея, выдерживают 15 мин, повторяя затем эту операцию еще раз. Подготовленные к склеиванию колодки и накладки устанавливают в специальное приспособление, прижимают и просушивают в сушильном шкафу 45 мин при температуре 180 °С. Затем при комнатной температуре колодки охлаждают и снимают приспособление. Качество склеивания проверяют на сдвиг прессом. Колодки подгоняют к барабану приклеиванием, обеспечивая их прилегание.

В некоторых случаях накладки ставят на заклепках. Перед приклепыванием новых накладок рабочую поверхность колодок зачищают от загрязнений и ржавчины, проверяя затем форму по шаблону. Заклепки в отверстия должны входить плотно. На подготовленную рабочую поверхность колодки ставят новую накладку и прижимают ее к колодке струбциной. Далее со стороны колодки в накладке сверлят отверстия под заклепки и снаружи раззенковывают их на глубину 3 мм. Приклепывают накладки к колодкам медными, латунными или алюминиевыми заклепками. Выступание накладки за кромку колодки должно быть не более 1 мм. Головки заклепок должны быть утоплены относительно рабочей поверхности колодки не менее чем на 2 мм.

Трещины на тормозных щитках устраняют электродуговой сваркой с последующей зачисткой сварного шва. Погнутости и вмятины устраняют правкой на плите.

После правки неплоскостность между наружной и внутренними поверхностями щита допускается не более 0,5 мм. Изношенные отверстия под опорный палец колодки и болты крепления заваривают и сверлят отверстия номинального размера.

На поступившем в ремонт стержне привода ручного тормоза с кожухом в сборе могут быть трещины на кожухе или кронштейнах, погнутости кожуха или кронштейнов, ослабление крепления кронштейнов к кожуху, износ зуба собачки по высоте, ослабление посадки или срез штифта. При наличии дефектов штифта и собачки детали заменяют, а остальные неполадки устраняют при помощи сварки или правки.

Поступивший в ремонт колесный цилиндр может быть с обломами или трещинами на бобышках под болты крепления цилиндра, а также с рисками и задирами. Цилиндр может иметь износ по диаметру. Обломы и трещины на бобышках при ремонте устраняют наплавкой или завариванием при помощи электродуговой сварки с последующей механической обработкой. Если имеются обломы или трещины на других поверхностях, цилиндр подлежит замене. Задиры, риски или износ по диаметру устраняют механической обработкой. У поступившего в ремонт главного тормозного цилиндра обычно бывают такие же дефекты, как и у колесного цилиндра. Дефекты устраняют такими же способами, как и при ремонте колесного цилиндра. При наличии обломов и трещин, захватывающих рабочую поверхность цилиндра, его заменяют новым. При снятии и установке главного тормозного цилиндра отсоединяют трубопроводы от главного цилиндра и колодку с проводами от клемм датчика аварийного уровня тормозной жидкости. Для того чтобы предупредить утечку и попадание в них грязи, закрывают отверстия в трубопроводах и главном цилиндре. Цилиндр снимают в сборе с бачком, отвернув гайки его крепления к вакуумному усилителю. Снимают датчик аварийного уровня жидкости и сливают из бачка и цилиндра тормозную жидкость. Если нет необходимости, снимать бачок с главного цилиндра не рекомендуется.

Главный цилиндр устанавливают в последовательности, обратной снятию. После установки цилиндра прокачивают гидропровод тормозов для удаления воздуха.

Перед сборкой все детали промывают уайт-спиритом, высушивают струей сжатого воздуха и не допускают их соприкосновения с минеральными маслами, керосином, дизельным топливом, которые могут повредить уплотнители. Зеркало цилиндра должно быть совершенно чистым, без рисок, ржавчины и других повреждений.

Обломы и трещины цилиндра гидровакуумного усилителя устраняют электродуговой сваркой, а дефекты на рабочей поверхности цилиндра или его износ по диаметру - механической обработкой. При обломах и трещинах, захватывающих рабочую поверхность, цилиндр гидровакуумного усилителя заменяют. Отремонтированные детали и узлы устанавливают на свои места, после чего выполняют регулировочные работы.

 

Исправность тормозной системы - один из самых важных факторов, определяющих безопасность водителя и его пассажиров на дорогах. Диагностирование тормозных систем является обязательным элементом планового технического обслуживания автомобилей. Проверять тормозную систему необходимо после каждых 50 000 км. пробега (не реже, чем 1 раз в 2 года).
Признаки неисправности тормозной системы

-Увеличение длины тормозного пути;

-Посторонний стук, пульсация, скрип тормозов;

-Утечка тормозной жидкости;

-Проваливание, заедание или излишне свободный ход педали тормоза;

-Увод автомобиля в сторону, стремление к заносу при торможении;

-Нагревание тормозных барабанов;

-Неравномерный износ тормозных колодок;

-Автомобиль тянет в сторону при нажатии на педаль тормоза;

-Наличие трещин или разрывов на тормозных шлангах.


         Причины проявления подобных признаков неисправности могут быть абсолютно разными. Однако специалисты сходятся, что основным "врагом" тормозной системы является воздух, который нарушая герметичность тормозной системы, становится причиной скачкообразной, неравномерной работы основных тормозных механизмов. К другим причинам нарушений работы тормозов могут относиться: износ тормозных колодок, недостаточный уровень тормозной жидкости, повреждение тросов стояночного тормоза, увеличение промежутков между накладками колодок и тормозными барабанами, между поршнем главного тормозного цилиндра и штоком и многие другие.

При первых же вышеописанных синдромах неисправности необходимо принять срочные меры по их устранению. Только с помощью стендовой диагностики тормозной системы можно наиболее точно определить распределение тормозных усилий между колесами, что позволит проверить результаты ремонта тормозной системы.

Проверка тормозной системы включает в себя:

-проверку на тормозном стенде;

-осмотр тормозных барабанов;

-проверку состояния износа передних и задних тормозных колодок;

-проверку рабочего,  свободного ходов педалей тормозной системы;

-проверку работы клапана вакуумного усилителя тормозов;

-проверку тормозных шлангов и дисков.


 

Диагностирование системы ABS. Основанием для проведения диагностики ABS, как правило, является один из перечисленных факторов (или их совокупность)

-Зажженный сигнализатор неисправности системы ABS (обычно это желтый индикатор в виде аббревиатуры ABS в кружке)

-Вместе с сигнализатором неисправности системы ABS могут быть включены

-Cигнализатор тормозной системы (brake красного цвета)

-Индикатор неисправности трэкшн-контроля (TC - traction control), а в более дорогих комплектациях - стабилити систем/ система курсовой устойчивости StabiliTrak на Шевроле Тахо/Субурбан/Экспресс (желтый контур автомобиля на извилистой дороге).

Если автомобиль включил перечисленные индикаторы, не стоит впадать в панику: «всё сломалось одновременно» - отнюдь, проблема, скорее всего одна, но так как все эти системы взаимосвязаны и функционируют исключительно вместе, то, конечно, неисправность одной из них сразу вызывает цепную реакцию и работать перестанут все сразу.

Состав работ по диагностике ABS на СТО

-Считывание ошибок системы сканером.

-Проведение теста системы ABS (включая пробную поездку), калибровка системы.

-Проверка целостности датчиков ABS (визуально и тестером).

-Проверка целостности проводки от датчиков до блока ABS.

-Проверка и очистка, при необходимости, всех доступных разъемов.

-Проверка люфтов ступиц и подшипников полуосей.

Часто неправильные показания колесных датчиков (и, как следствие, разнообразные ошибки) вызваны люфтом подшипников, так как считываемое устройство, "гребёнка" на Chevrolet Tahoe/Express/Suburban или магнитное кольцо/полоса на Mazda3/Ford Focus/Volvo s40, неравномерно приближаясь к датчику, искажает сигнал.

После проведения вышеперечисленных проверок клиенту даются рекомендации по ремонту или замене деталей системы ABS. Если во время диагностики будет выявлена незначительная причина неисправности, которую можно устранить сразу на месте при диагностических процедурах, например, коррозия контактов разъёма, замена предохранителя, удаление грязи/мусора из считывающего устройства колесного датчика и т.п., то в этом случае плата будет взята исключ