ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЧЕСКИХ АУДИО ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА | |
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Иностранные языки | Просмотров: 666 | Комментирии: 0 | 16-09-2020 13:33 |
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЧЕСКИХ АУДИО ВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Технические средства обучения в учебном процессе
1.2 Психологические особенности использования технических аудио визуальных средств обучения
1.3 Дидактические основы использования технических средств обучения
ГЛАВА 2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
2.1 Методы и компоненты использования технических средств обучения в учебном процессе
2.2.Технические средства обучения на уроках английского языка
2.3. Общие основы использования компьютера в образовательных учреждениях
2.4. Использование компьютера в обучении иностранному языку
2.5. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования. Применение Интернета на уроках английского языка.
2.6.Использование компьютерных программ при обучении Английскому языку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Технические средства обучения (ТСО) уже довольно давно вошли в образовательные учреждения и в течение второй половины 20 века получили широкое распространение. Накоплен интересный практический опыт, разработаны научные основы их применения. Однако с появлением ЭВМ и постепенным использованием их в образовании, особенно в последние двадцать лет, стоит проблема технического переоснащения школ, детских садов, вузов и среднеспециальных учреждений.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.
Овладеть коммуникационной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, как известно, дело весьма трудное. Поэтому важно приобщение школьников к культурным ценностям народа-носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе и технические аудио визуальные средства обучения (ТАВСО).
В настоящее время на уроках английского языка трудно обойтись без технических средств обучения, так как современный социум вносит серьезные коррективы в работу каждого образовательного учреждения, заставляет считаться с веяниями времени. Дети живут в мире разнообразных электронных игрушек и игр, привыкают к существованию так называемой виртуальной реальности еще до того, как начинают бегло читать и решать содержательные образовательные задачи.
Чтобы реально решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практической деятельности, необходимо не просто самим использовать технические средства обучения на уроке, но и научить учащихся работать с ними самостоятельно.
Использование технических аудио визуальных средств обучения на уроках английского языка - это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию навыков аудирования и говорения.
Цель, задачи и содержание курсовой работы неразрывно связаны и представляют собой цепь взаимной зависимости.
Чтобы решить цели, надо решить ряд задач, а чтобы отобрать содержание, надо выделить и определить задачи.
Исходя из вышесказанного можно выделить:
- Объект исследования: процесс обучения английскому языку.
- Предмет исследования: технические, видео, визуальные средства на уроках английского языка.
Задачи исследования: 1) Изучить педагогическую и методическую литературу по использованию технических, видео, визуальных средств на уроках английского языка.
2) Выявить положительные стороны использования ТАВСО на уроках английского языка.
3) Выявить положительные и отрицательные стороны использования компьютерных технологий на уроках английского языка.
Цель исследования: изучение использования технических средств обучения и в частности компьютерных технологий в процессе обучения на начальном этапе изучения английскому языку.
Гипотеза исследования: если использовать современные информационные технологии в обучении иностранному языку, то:
- Процесс обучения будет более эффективным;
- Повысится интерес, мотивация учащихся в изучении иностранного языка;
- Повысится активность, заинтересованность учащихся в изучении иноязычной речи.
ГЛАВА 1.
Общая характеристика технических аудио визуальных средств обучения.
§1.1.Технические средства обучения в учебном процессе.
Технические средства обучения (ТСО) - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля[23,с.64].
Уже сегодня можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий обучения (НИТО) способствует:
- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала;
- изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера;
- стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению;
- усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамичному обновлению;
- изменению форм и методов организации внеучебной жизнедеятельности воспитанников и организации их досуга.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит- 25% видимой информации, когда видит и слушает- 65% получаемой информации[7,с.13]. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека- управление, проектирование, исследование и т.п. Необходимость ТСО обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства вплоть до персональных компьютеров стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда, как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время. Применение ТСО интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс [2,с.43] .Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеучебной и досуговой работы с детьми.
Эффективность использования ТСО определяется тремя взаимосвязанными аспектами её обеспечения: техническим, методическим и организационным.
Классифицировать ТСО сложно в силу разнообразия их устройства, функциональных возможностей, способов предъявления информации [2,с.11] .Перечислим их основные классификации:
по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
- по принципу устройства и работы;
- по роду обучения;
- по логике работы;
- по характеру воздействия на органы чувств;
- по характеру предъявления информации.
По функциональному назначению ТСО подразделяют на технические средства передачи учебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения, вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающие функции различного назначения - комбинированные.
- технические средства передачи информации: диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры, проигрыватели, кинопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.п. Отличной особенностью всех этих технических устройств является преобразование информации, записанной на том или ином носителе, в удобную для восприятия форму.
- технические средства контроля объединяют всевозможные технические устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе и заданным критериям с той или иной степенью усвоения учебного материала. Контролирующие ТСО бывают индивидуальные и групповые. Однако применение этих устройств, как показала практика, целесообразно лишь в узких пределах и не может заменить непосредственные контакты учителя с учащимися во время анализа и оценки результатов их работы.
- технические средства обучения и самообучения обеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определенным программам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоения знаний. Такие программы подают учебный материал в виде небольших доз, после каждой из которых следует контрольный вопрос. Скорость усвоения материала устанавливается в зависимости от индивидуальных возможностей, потребностей и способностей обучаемого. Обучающие программы бывают линейные, разветвленные и комбинированные.
- тренажерные технические средства - специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ действий, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности. Особенно широко используются в процессе обучения техническим специальностям.
- вспомогательные технические средства объединяют средства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые для вспомогательных целей: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов; устройства дистанционного управления комплексами ТСО и затемнением предметных кабинетов; радиомикрофоны, микрофонную проводную технику, усилители, полиэкраны, электронные доски и т.п.
- к комбинированным техническим средствам (универсалам), выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы.
По принципу устройства и работы ТСО бывают: механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные[7,c.13].
По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
По логике работы ТСО могут быть с линейной программой работы, то есть не зависеть от обратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.
По характеру предъявления информации ТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.
К средствам обучения предъявляют разносторонние требования: функциональные, педагогические, эргономические, эстетические, экономические.
Функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора).
Педагогические - соответствие возможностей технического средства тем формам и методам учебно-воспитательного процесса, которые согласуются с современными требованиями.
Эргономические – удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
Эстетические – гармония формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Экономические – относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
Функции ТСО в учебно-воспитательном процессе многообразны. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение их достаточно условно. Не все функции могут быть присуще тому или иному ТСО в полном объеме.
Первая из функций ТСО – коммуникативная, функция передачи информации.
Вторая – управленческая, предполагающая подготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор, систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Третья – кумулятивная, то есть хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- и видеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современных информационных технологий.
Четвертая – научно-исследовательская функция, связана с преобразованием получаемой с помощью ТСО информации учащимися с исследовательской целью и с поиском вариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогом, моделированием содержания и форм подачи информации.
§1.2.Психологическиеиособенностилиспользования технических аудио визуальных средств обучения.
Технические средства обучения повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель, воспитатель хорошо себе представляет и понимает психологические основы их применения. Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологическим исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.
В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или воспитательного занятия. К.Д.Ушинский считал внимание ученика чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения[7,с.134].Он указывает воспитателю несколько средств сохранения детского внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.
Три из четырех названных К.Д.Ушинским средств присущи ТСО и НИТО, которые, обладая широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяют легко усилить впечатление от излагаемого материала. Требуется внимание и слушание, которое, в свою очередь, воспитывает чувство языка. Таким образом, прослушивание фонозаписей, сочетающих слово и музыку, развивает у учащихся устойчивость внимания, слуховую память, воображение, формирует навыки наблюдения за словом, воспитывает эстетический вкус.
Занимательность материалов, представляемых с помощью ТСО, безгранична. Непроизвольное внимание учеников вызывают новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность изображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощью ТСО. При создании кинофильма, диафильма, телепередачи, компьютерной программы стремятся не только доходчиво, но и занимательно построить эпизод, придать неожиданность монтажу, композиции кадра, добиваются наибольшей выразительности крупных планов, одновременного воздействия голоса диктора, слов действующих персонажей и музыки. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольному запоминания материла[17,c.46].
ТСО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как можно в различных формах наглядности дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что является чрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя.
Практически и традиционные, и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей учащихся и усвоения ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. ТСО позволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессе усвоения информации или её закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках.
§1.3 Дидактические основы использования технических средств обучения.
- Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетать живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями[26,c.21]:
- являются источником информации;
- рационализируют формы преподнесения учебной информации;
- повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
- Организуют и направляют восприятие;
- обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность;
- наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам учащихся;
- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации;
- усиливают интерес учащихся к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов;
- делают доступным для учащихся такой материал, который без ТСО недоступен;
- активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
- являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
- иллюстрируют связь теории с практикой;
- создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
- экономят учебное время, энергию преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель. Экспериментально доказано, что даже простой фильмоскоп экономит 20 минут двухчасового занятия, кодоскоп – до 30-40% времени, отведенного на объяснение нового материала. Все это достигается благодаря определенным дидактическим особенностям ТСО, к которым относятся:
А) информационная насыщенность;
Б) возможность преодолевать существующие временные и пространственные границы;
В) возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов;
Г) показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
Д) реальность отображения действительности;
Е) выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность [7,с.24].
Рассмотрим, каким образом использование ТСО в педагогическом процессе способствует реализации принципов его организации.
Целенаправленность заключается в том, что педагогический процесс взаимодействия учителя с воспитанниками становится только в том случае, если есть четко осознаваемая обеими сторонами цель. ТСО имеют четкое целевое назначение, определяемое прежде всего их содержанием, характером и сложностью материала, которые определяют возрастные рамки их применения, местом в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).
Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса – обращенность к личности субъектов педагогического взаимодействия, расширение их участия и сотрудничества в нем. Современные технические средства расширяют возможности использования самых различных методов и приемов в работе с детьми с учетом их возраста и уровня развития и подготовленности: от умственно отсталых детей и детей с проблемами тех или иных анализаторов до способных и талантливых детей [23,c.47]. С любой категорией детей процесс воспитания и обучения с помощью ТСО можно организовать не только интересно и полноценно по информационной насыщенности, но и адекватно их возможностям.
Культуросообразность, суть которой состоит в том, что в процессе обучения и воспитания необходимо прежде всего знакомить подрастающее поколение с богатством культуры и самобытностью того народа и общности, в которой оно растет и развивается, с мировой культурой и ее неисчерпаемым потенциалом. Без ТСО реализовать данный принцип довольно трудно. Один учебный фильм о культуре любой страны даст информации столько, сколько учитель не сможет дать за много уроков, не говоря уже о яркости, образности, точности и насыщенности получаемых знаний и представлений.
Природосообразность заключается в том, что воспитание и обучение должны строиться в соответствии с природой и спецификой каждого возрастного этапа развития человека и в соответствии с природой и индивидуальными возможностями каждого воспитанника. Для реализации этого принципа ТСО, особенно современные, обладают неисчерпаемыми возможностями вплоть до создания индивидуальных программ обучения и интеллектуальных программ, которые подстраиваются под особенности конкретного ученика.
Принцип научности реализуется, когда с помощью ТСО передаются прочно установившиеся в науке знания и показываются самые существенные признаки и свойства предметов в доступной для учащихся форме. Принцип доступности обучения, то есть соответствие содержания и методов изложения материала возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, также лежит в основе применения современных технических средств обучения: привлечение их на занятие или урок прежде всего вызвано необходимостью облегчить усвоение учебного материала. Без принципа систематичности (строгой логической последовательности изложения) не мыслится ни одно пособие, кинофильм, диафильм, телепередача или радиопередача, рассчитанные на определенное место в системе уроков или на данном конкретном уроке в логической связи с его материалом.
Принцип сознательности, активности и самодеятельности также имеет непосредственное отношение к техническим средствам обучения. С их помощью учащиеся лучше разбираются в фактах и явлениях, они пробуждают инициативу, учат применять получаемые в школе знания. Активность мышления стимулируется с помощью технических средств путем создания проблемных ситуаций: учащихся направляют по поисковому пути приобретения знаний, когда умышленно создается такое положение, выход из которого ищут сами ученики[10,c.76].
Творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Среди разрабатываемых в настоящее время программных педагогических продуктов практически нет ориентированных лишь на формальное воспроизведение. В той или иной степени, более или менее удачно в них во всех заложены элементы развивающего обучения.
Принцип наглядности – принцип, породивший всю систему технических средств, определяющий их направленность, отбор содержания, разработку соответствующих дидактических средств и технических устройств.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития, единства знаний и поведения побудил к разработке контрольных ТСО, всевозможных тренажеров, а с момента начала использования компьютерных технологий – к разработке соответствующих программ.
Принцип коллективного характера воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка по-настоящему только теперь и начинает реализовываться в условиях массового обучения. ТСО с возможностями создания и предложения индивидуальных заданий в системе деятельности всего класса, когда каждый ученик может выполнять полностью автономно свою часть общей работы, а затем все это сводится в единый результат, зависящий от качества выполненной каждым работы, становятся основным средством сочетания коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке [14,с.38] .
Положительный эмоциональный фон педагогического процесса.
Специально применительно к ТСО необходимо сказать о таких, принципах, как принцип меры и принцип комплексного характера их использования.
Разнообразные и неиссякаемые возможности ТСО и НИТО у ряда учителей порождают увлечение ими, и тогда эти средства превращаются в самоцель. Все хорошо в меру – правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Высокая информационная емкость дидактических материалов для ТСО и компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоения учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной.
Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО должны использоваться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения. Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретных учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.
ГЛАВА 2.
Использование технических аудио визуальных средствобучения в учебном процессе.
§2.1. Методы и компоненты использования технических средств обучения в учебном процессе.
Педагогическая деятельность включает познавательный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, проявляющиеся и при использовании ТСО.
Познавательная деятельность, направленная на изучение возможностей, форм и методов включения ТСО в учебный процесс, определяет все последующие компоненты деятельности учителя при применении ТСО в этом процессе.
Конструктивная деятельность связана с отбором, композицией, проектированием учебного материала. Опираясь на учебный планы, программы, учебники, методические пособия и руководства, определяющие общие рамки процесса обучения, преподаватель в то же время преобразует, творчески строит, конструирует его программу с учетом стоящих перед ним задач и конкретных условий, возможностей и интересов учащихся, своих личных возможностей. Использование ТСО требует более тщательного подхода к проектированию системы собственных действий и действий учащихся. Такая система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределение ТСО по темам, т.е. создание системы включения ТСО в изучение материала по всему курсу или большому разделу. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной для каждого преподавателя, но должна базироваться на общих принципах использования ТСО на уроке.
Организаторская деятельность учителя, осуществляемая в ходе обучения, предполагает организацию преподавательской деятельности и деятельности обучаемых. Применение ТСО позволяет творчески подойти к решению организационных вопросов. Здесь могут быть применены как информационные, так и контролирующие и информационно-контролирующие ТСО. Применение ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности обучаемых. Использование ТСО в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося. ТСО можно применять для организации и коллективной, и групповой, и индивидуальной деятельности обучаемых. Они вносят фактор обязательности действий, что важно в организационном плане. Обеспечивая как внешнюю, так и внутреннюю оперативную обратную связь, ТСО позволяют осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся[6,c.234].
Коммуникативная деятельность, охватывающая область взаимоотношений преподавателя и обучающихся, при использовании ТСО также претерпевает определенные изменения. Вместо диалога преподаватель-учащийся, чаще всего словесного характера, появляется возможность организовать рациональную коммуникацию педагога с учащимся посредством технических средств. ТСО снимают элементы напряженности, часто возникающие у учеников при непосредственном взаимодействии с учителем, смысловые барьеры, расширяют диапазон контактов и вариантов взаимодействия, особенно при изготовлении пособий для ТСО и использовании ПК[20,с.64].
ТСО, как вытекает из самого их названия, являются средствами обучения, т.е. носителями информации различного плана. Используются они в учебном процессе с помощью методов.
Из многих классификаций методов обучения возьмем классификацию, предложенную М.Н. Скаткиным [29,с.152] , и рассмотрим, как с позиций этих методов надо использовать технические средства, что нужно учитывать в процессе подготовки к занятиям. Классификация включает следующие группы методов:
Объяснительно-иллюстративные или информационно-рецептивные;
- Репродуктивные;
- Проблемного изложения;
- Частично-поисковые, или эвристические;
- Исследовательские.
Основное назначение объяснительно-иллюстративных методов – передача и организация усвоения информации учащимися. Готовая информация сообщается разными способами преподавателем, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти (первый уровень усвоения материала). ТСО в этом случае увеличивают количество источников информации.
Выполняя информационную функцию при объяснительно-иллюстративном обучении, ТСО могут использоваться как наглядно-иллюстративный материал при другом основном источнике информации или как основной источник информации, что предъявляет разные требования к их использованию
Для формирования навыков и умений пользоваться знаниями, т.е. для применения знаний о мире в знакомой ситуации и для осуществления способов деятельности по образцу, учащиеся обучаются воспроизведению этих знаний и способов деятельности. Это репродуктивное обучение. Для того чтобы организовать его, используются различные задания, упражнения и т.д.
Проблемное изложение позволяет не только передавать учебный материал, но и показывать возможный путь познания, ход мыслительного процесса при решении проблемы.
В настоящее время появились экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия, которые построены так, что их можно органически вводить в проблемное изложение.
Переход к исследовательскому методу происходит постепенно, через частично-поисковый (эвристический) метод. Этот метод приближает учащихся к самостоятельному решению проблемы путем обучения отдельным этапам исследовательской деятельности. Применяемые здесь ТСО должны помочь обучаемым увидеть проблему, сформулировать ее, найти доказательство, сделать выводы из результатов, произвести самоконтроль и т.д., то есть выполнить те самостоятельные шаги, которые и определяют поисковый характер их деятельности. Эти этапы поиска должны быть запланированы, вариативно предусмотрены.
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
- недостаточная методическая подготовленность учителя;
- неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроке, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;
- бесплановость, случайность их применения;
- перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. От учебных задач урока зависит и выбор формы сочетания наглядности и слова учителя. Наглядные пособия могут служить опорной для осознания недоступных непосредственному наблюдению связей между фактами, явлениями, а слово учителя должно побуждать к побуждению и направлять учеников на осмысление, интерпретацию увиденного.
Средства, наглядно демонстрируемые с помощью технических устройств, могут служить основной для самостоятельной работы учащихся. Применение их позволяет:
-научить обучаемых работать с различными источниками информации;
-разнообразить формы самостоятельной работы;
- научить самоконтролю и самокорректированию познавательной деятельности [14,с.134] .
ТСО при самостоятельной работе с целью получения новых знаний на учебных занятиях могут быть использованы в качестве источников этих знаний – основного или вспомогательного.
ТСО могут быть использованы при самостоятельной работе на основе приобретенных знаний и на этапе, связанном с совершенствованием знаний, который предполагает обучение применению знаний, выработку умений и навыков. ТСО могут применяться при выполнении различного рода упражнений, решении и составлении задач, инструктаже, самостоятельной работе для формирования трудовых умений и навыков, при овладении навыками проведения лабораторных работ и т.д.
Применять ТСО при самостоятельной работе с целью проверки и самоконтроля знаний, умений и навыков можно и при первичном ознакомлении с учебным материалом, и при работе на основе приобретенных знаний, и при обобщении и систематизации знаний. Контроль позволяет улучшать знания, совершенствовать их. Самоконтроль с помощью ТСО можно выполнить в самых разных вариантах: записать ответ на магнитофон, а затем прослушать, проверяя по учебнику; снять свои действия на видеопленку, а затем проанализировать при просмотре, выполнить схемы, таблицы на кодотранспарантах, а потом сравнить с готовыми или изготовленными учителем, и т.д.
Структурирование урока подразумевает включение исходного учебного материала в дидактическую структуру, являющуюся составной частью системы организации познавательной деятельности.
Во время урока могут применяться различные формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная. Возможности сочетания этих форм увеличиваются при использовании ТСО.
Дидактические материалы технических средств обучения, должны[34,c.86]:
- иметь конкретное дидактическое назначение, соответствовать определенному этапу процесса обучения;
- соответствовать научному уровню материала учебника и его логическому построению;
- обеспечивать научные и методические связи между структурными элементами пособий;
- учитывать преемственность знаний, применять и использовать ранее полученные знания;
- создавать условия для решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
- содержать в себе программу управления познавательной деятельностью учащихся;
- полнее использовать выразительные средства для передачи информации различного вида.
Место технических средств на занятиях, продолжительность их использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучаемых детей, стилями их учебной деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, интуитивно-мыслительный и т.п.
Для правильного использования ТСО необходимо установить взаимосвязь с другими средствами обучения, применяемыми на уроке. От того, насколько удачной будет взаимосвязь всех этих средств, во многом зависит эффективность учебного процесса. Найти возможность выполнить логический переход от одного средства обучения к другому, ввести в урок именно те средства, которые вместе с ТСО могут дать наибольший эффект, определить оптимальный вариант сочетания различных средств - важнейшие положения применения ТСО, требующих опыта и мастерства.
§ 2.2.Технические средства обучения на уроках английского языка.
Широкое использование ТСО - одна из существенных особенностей современного учебного процесса. Обучение иностранному языку, как учебный предмет, делает необходимым и возможным активное и систематическое использование ТСО , в первую очередь- звукотехнических и проекционных .Практическое владение иностранным языком немыслима без овладения устной речью, хотя бы на элементарном уровне .Именно при обучении устной речи учащихся как отдельные звукотехнические приборы , так и системы таких приборов дают наибольший эффект[22,c.115].
Для обучения иностранному языку используются технические средства слуховой, зрительной и зрительно-слуховой наглядности .К техническим средствам слуховой наглядности относятся :
- магнитофон и магнитофонная запись
- радио
Наиболее надежным аудио средством, хорошо зарекомендовавшим себя на протяжении многих лет, служит магнитофон с записью учебного материала на иностранном языке. Магнитофонные записи предназначаются обычно для начального этапа обучения. Они выпускаются к школьным учебникам, грамматическим и разговорным курсам. Записываются стихотворения, сказки, песни на иностранном языке.
Магнитофон позволяет прослушивать фонограммы, наговоренные дикторами- носителями языка, или преподавателями, отвечающие конкретным особенностям урока и учебной группы. Использование фонограмм, наговоренных дикторами-иностранцами, дает преподавателю практическую возможность ввести в урок оригинальную иностранную речь. Таким образом, применение магнитофона позволяет передавать обучаемым информацию, которую не возможно передать не применяя технические средства.
Радио, как средство слуховой наглядности, к сожалению, недостаточно используется при обучении иностранному языку, хотя, оно имеет некоторые бесспорные преимущества перед другими средствами наглядности: оно экономически более доступно, может передавать централизованно учебные программы, которые достигают самых отдаленных районов нашей страны, где нет еще большого выбора учебных фонозаписей для магнитофона.
- Технические средства зрительной наглядности включают проекционную аппаратуру:
- диапозитивы (слайды)
- кодоскоп
- диапроектор
С их помощью на экране возможно проецировать различные записи, картинки, диапозитивы и диафильмы.
Кодоскоп удобен в большой аудитории для показа иллюстративного материала. На экране кодоскопа можно поместить заранее написанный текст. Контурные карты, фотографии, картинки и т.п. Возможно также делать записи на специальном столе-пленке во время демонстрации материала.
Простота управления диапроектором и диаскопом делает их удобным и эффективным средством обучения иностранному языку. Большой выбор диапозитивов по разным темам позволяет широко использовать этот вид наглядности. Диапозитивы имеют преимущество перед диафильмом в том, что их можно показывать в любой, удобной для преподавателя, последовательности и в любом количестве. Диапозитивы могут быть отобраны в серии по темам: города, искусство, география страны и т.д.Диапозитивы также могут составлять рассказы, жанровые сценки для устного и письменного изложения. Показ диафильмов или диапозитивов можно сопровождать фонозаписью. В таком случае они становятся частью комплекса зрительно-слуховой наглядности[22,c.117]. Более широкие возможности использования зрительно-слуховой наглядности в обучении иностранной речи представляют аудиовизуальные средства:
- учебное кино
- учебное телевидение
- видеозанятия
Каждый учебный фильм должен соответствовать программе определенного курса и учебного заведения, для которого он снят, а так же педагогическим требованиям и возрастным особенностям учащихся. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликаций и т.п.
Информация в кадре разумно дозируется: весь фрагмент воспринимается целиком. Смена кадров в фильме, слайдов, и т.п., демонстрируемых с помощью технических средств, требует пристального внимания, иначе потом ученик не сможет ответить на вопросы, рассказать об увиденных процессах и явлениях, потому что все это на уроке, как правило, повторно не демонстрируется [1;с.31] .
Учебные телевизионные передачи- передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а так же при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.
Использование видеозанятий способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики - представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры: индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направленно на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а, во-вторых, при методически организованной их демонстрации. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для коммуникативной компетенции учащихся[1;с.20].
Все перечисленные средства зрительной и слуховой наглядности могут в комплексе или в различных сочетаниях быть объединены в лаборатории по изучению иностранного языка.
Существует несколько названий подобных лабораторий: лингафонная лаборатория, лаборатория устной речи, языковая лаборатория, лаборатория обучения речи и т.д.
Лингафонные занятия очень эффективны при закреплении изученного лексического материала, а так же в работе над произношением и интонацией; предоставляет возможность дифференцировать работу с детьми, давая им различные задания, соответствующие уровню языковой подготовки.
Языковая лаборатория отличается от лингафонного устройства тем, что она дополняется имеющимися в школе комплектом проекционной аппаратуры. Для этого в пульте управления учителя предусмотрено дистанционное управление проекционной техникой, механизмом зашторивания окон и электроосвещением кабинета[22,c.123].
Все большую популярность среди технических средств обучения обретает компьютер, преимущество которого неоспоримо: повышает активность работы учащихся в процессе получения и усвоения информации.
Индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает способности к анализу и обобщению. Компьютер облегчает усвоение абстракций, позволяя их конкретизировать в виде наглядных образов: схем, моделей, рисунков, тем более что учебное моделирование органически входит в систему учебных задач и игр.[37,c.112]. Стимулируются мыслительная деятельность обучаемых, творческая активность, максимально удовлетворяются познавательные потребности.
Компьютер предоставляет возможность работать независимо от других, самому отбирать то, что представляет интерес, что кажется полезным для реализации личностных целей, но при этом ученик в значительной степени изолирован от окружения и ориентируется лишь на реакции управляющей программы, которые не всегда адекватны его действиям. Компьютеры фиксируют успехи и неудачи ученика, проводят анализ результатов в конкретной учебной ситуации, прослеживают динамику изменений, но оценки машины носят формальный характер, не учитывают степени достижения поставленных целей, внутренних побуждений. Небольшой жизненный опыт детей не позволяет им критически относиться к реакциям машины, что может привести к дезориентации: необоснованному завышению собственных возможностей и способностей, зазнайству, чувству превосходства над другими учениками.
Другая опасность возникает, когда жесткая реакция некоторых программ на малейшие промахи ученика травмирует психику, приводит к нарастанию внутренней неудовлетворенности и синдрома «боязни ошибки», возвращая ребенка к тем же проблемам, что и традиционное авторитарное обучение. У ребенка возникают неврозы и стрессы, ослабляется зрение.
Компьютеру нельзя передавать все функции учебного процесса, особенно такие, как целеполагание, формирование мотивации мировоззрения и ценностных отношений. Малопригодны компьютеры для того, чтобы принять на себя воспитательные функции[29,c.69]. В воспитании необходимо живое человеческое общение, непосредственное обсуждение проблем. Компьютерные конференции могут снять пространственные и временные ограничения в процессе функционирования информации, но не могут заменить реальных конференций, дискуссий, симпозиумов.
Неоднозначно компьютеризация обучения влияет и на учителя. У ряда учителей есть страх перед компьютером, психологические барьеры к его использованию. У других возникает ощущение, что учитель превращается в оператора машины, так как он использует на занятиях готовый программный продукт, в котором все – от целей до форм и методов обучения – предопределено, и это снижает их ответственность за результаты обучения. Есть и фанаты компьютеризации учебного процесса, которые не признают других подходов к обучению и абсолютизируют ее сильные стороны, игнорируя негативные и слабые. Использование компьютеров в обучении оправданно только тогда, когда это приводит к повышению его результативности, максимально нейтрализуя отрицательное воздействие. Это в свою очередь требует основательных психолого-педагогических исследований всех проблем, связанных с компьютеризацией учебно-воспитательного процесса
§2.3. Общие основы использования компьютера в образовательных учреждениях.
Персональный компьютер – универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеучебных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может способствовать активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.
Выполнение функции обучения – наиболее существенная характеристика применения компьютера в обучении.
Задачи применения компьютера в обучении:
- обеспечение обратной связи в процессе обучения;
- обеспечение индивидуализации учебного процесса;
- повышение наглядности учебного процесса;
- поиск информации из самых широких источников;
- моделирование изучаемых процессов или явлений;
- организация коллективной и групповой работы.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды[34,c.77].
Большими возможностями обладают программы, которые реализуют проблемное обучение.
Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям.
Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действие ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности [12,с.24] .
Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа.
В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.
Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях.
Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как[27,c.45]:
- Адаптивность учебного материала (в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
- Интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, имитирующее в известной степени естественное общение);
- Многотерминальность (одновременная работа группы пользователей); Подконтрольность индивидуальной работы учащихся во внеаудиторное время.
Компьютер в сфере образования выступает в разных функциях:
- как предмет изучения;
- как средство в учебно-воспитательном процессе;
- как компонент системы педагогического управления;
- как компонент управления образовательными учреждениями;
- как средство научно-педагогической деятельности.
В связи со столь разнообразными функциями компьютера и информационных технологий в образовательной сфере академик А.П.Ершов[29,с.192] предложил следующую классификацию видов их применения.
1) Учебное – использование компьютера как средства обучения на материале конкретного учебного предмета с применением педагогических программных средств специального назначения. Есть программы типа «тренажер», «опросник», программы, позволяющие обучать новому и одновременно контролировать его усвоение.
2) Орудийное – компьютерная поддержка универсальных видов деятельности: письма, рисования, вычислений, поиска информации, коммуникации и др. Для компьютерной поддержки этих видов деятельности разработаны специальные программные средства: текстовые, графические и музыкальные редакторы, электронные таблицы, базы данных и др. Благодаря своей универсальности они могут быть использованы в учебном процессе по любому учебному предмету.
3) Профессиональное и профориентационное – применение компьютеров для углубленного изучения информатики и профессиональной ориентации в разного рода профессиях. Профориентационное применение компьютеров в учебном процессе предполагает использование программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.
4) Дефектологическое – компьютерная поддержка обучения детей с дефектами и недостатками развития. Для эффективного дефектологического использования компьютера необходима разработка целого ряда специальных аппаратных и программных средств для решения прикладных задач из соответствующей предметной области.
5) Досуговое – все виды использования компьютера, связанные с личными вопросами. Досуговое использование компьютеров охватывает разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы учащихся: проведение самостоятельной исследовательской работы, ведение личного архива, компьютерные игры. Но большинство компьютерных игр развивает лишь механические навыки работы с компьютером и почти не оказывают воздействия на развитие умственных способностей учащихся или познавательного интереса к определенному учебному предмету. Существует и класс развивающих компьютерных игр, применение которых значительно повышает мотивацию и познавательную активность учащихся. В таких играх доминирующим является познавательный мотив, а не демонстративность и зрелищность, характерные для развлекательных игр.
6) Учительское – применение компьютера в деятельности учителя, включая организацию, поддержку и контроль учебного процесса, а также различные виды учебно-методической и организационно-методической деятельности, то есть использование компьютера для подготовки необходимых учебных материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные работы и т.д.), для ведения личного архива учителя и т.д.
7) Организационное – использование компьютера для управления школой и другими учебными заведениями, для обеспечения работы учреждений управления народным образованием разного уровня.
8) Педвузовское – все виды применения информационных технологий в педагогических институтах, ориентированные на подготовку учителя, способного работать с ними в образовательных учреждениях.
К перечисленным видам применения информационных технологий можно добавить и использование компьютера для проведения психолого-педагогических исследований, разного рода тестирований и обработки их результатов, практическое использование компьютерных методик профотбора.
Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три» «и»: инициатива, индивидуализация, интерактивность[4,c.24].
Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.
Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого.
Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.
§2.4.Использование компьютера в обучении иностранному языку.
Обучающий компьютер является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет ею, особенно в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов[14,c.267]. Наиболее часто применяются следующие:
- Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.
- Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
- Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа.
- Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.
- Упражнения для самоконтроля владения словарем. Возможны варианты таких упражнений:
- Компьютер предлагает список слов для перевода.
- Компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках.
- Компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов.
- Компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.
6) Компьютерные программы.
7) Компьютерные игры.
- Делаем покупки. Обучаемые имеют список товаров, которые они хотят купить. Они должны найти соответствующий магазин, войти и купить товары. Если в магазине нет нужных товаров, им нужно сесть в автобус и ехать в супермаркет. Обучаемые должны печатать на экране полные ответы на иностранном языке. В игре используется простой графический дисплей для изображения сети магазинов.
- Лондонское приключение. Увлекательная игра, в которой используется карта Лондона. Играющий путешествует по Лондону и в конце путешествия должен добраться до аэропорта Хитроу, сделав определенные покупки. Игра рассчитана на обычный урок и стимулирует употребление иностранного языка в разнообразных ситуациях.
- Поймай слово. На экране проплывает стая рыб – слов, и рыбак должен вылавливать их в нужном порядке. Рабочий язык программы – иностранный. Разрешены всевозможные комбинации слов, которые появляются на экране после каждой успешной попытки.
- Пожар в гостинице. Играющие должны оказаться в горящей гостинице и найти правильный выход. При этом им нужно проходить через определенные комнаты, давать указания и собирать ценные вещи (печатая все это на иностранном языке). У преподавателя имеется план оптимальной эвакуации [11,с.301] .
Исследования, проводимые психологами, показали, что, работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса, у них появляется интерес к предмету, они более активно пользуются учебной и технической литературой. Средства графики, музыкальные фрагменты или музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию.
Но, с другой стороны, возникает и множество негативных моментов: многие обучающие программы далеки от совершенства как раз в силу незнания или недостаточного понимания их разработчиками психологии обучения и её возрастных особенностей, их слабой педагогической подготовки.
Немецкий ученый Х.Г.Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения[33,c.181]:
- опасность подавления межличностного общения, так как в связи с общением с компьютером понижается количество и качество личных контактов, что может нанести вред и эмоциональному воспитанию;
- усиление социального неравенства, так как приобретение дорогостоящей техники доступно не всем;
- опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладают звук и изображение;
- ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая дигитализация – приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;
- отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
- пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать усвоение материала простым и нетрудоемким;
- опасность снижения социализации человека, то есть его пребывания между людьми и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров (дети мало гуляют, не испытывают потребности в совместных играх с другими детьми, теряют друзей).
§2.5. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования. Применение Интернета на уроках английского языка.
Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение – виды компьютерных телекоммуникаций, получающие распространение в последние годы.
Компьютерные телекоммуникации начинают внедряться в образование. В системе школьного образования их используют для повышения эффективности самостоятельной деятельности учащихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.
Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет.
Интернет – это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских организаций, государственных учреждений и частных фирм и т.д. Сейчас Интернет распространен во всем мире, и его пользователями уже стали более 20 млн. человек[13,c.51].
Интернет создает уникальную возможность для изучающих ИЯ пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть он создает естественную языковую среду. Так как основная цель изучения английского языка – формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов, изучающих ИЯ. Основная информация в сети на английском языке. Однако стремительно развиваются информационно-предметные среды в Интернете и на других языках.
Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения ИЯ являются не основа наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму[17,с.26].
Интернет используется:
-для включения материала сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);
-для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
-для самостоятельного изучения, углубления первого или второго изучаемого ИЯ, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
-для самостоятельной подготовки к сдачи квалификационного экзамена экстерном;
-для систематического изучения определенного ИЯ, дистанционно под руководством преподавателя[13,c.58]. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, ее возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы сети. Только после этого можно определяться с методикой их применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.
Регулярный вход в Интернет на уроках практически исключается, поскольку вряд ли можно найти какое-то приемлемое количество кабинетов ИЯ в российских школах, оборудованных достаточным количеством компьютеров с доступом в Интернет. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
- совершать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
- совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письм
- доклад на тему: ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПОРНОГО ПРЫЖКА В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ .
- Эссе на тему: «Функции управления в банке»
- Список вопросов по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
- Применение искусственных нейронных сетей для настройки ПИД-регуляторов.
- ОТЧЕТ Лабораторная работа № 1 по дисциплине «Системы искусственного интеллекта» на тему: «Применение нейронных сетей для решения задач классификации, аппроксимации функции и прогнозирования с помощью аналитического пакета Deductor»