Курсовая работа "ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ"
Автор: student | Категория: Гуманитарные науки / Педагогика | Просмотров: 620 | Комментирии: 0 | 24-09-2020 21:06

Скачать:  1365946761_kursovaya_2-2.zip [41,42 Kb] (cкачиваний: 1)  

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

 

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ................................................................................5

1.1. Патриотическое воспитание младших школьников: общеепонятие................................................................................................5

1. 2. Психолого-педагогические особенности детей младшего

школьного возраста………………………………………………...10

1. 3. Анализ опыта деятельности директора начальной школы при Посольстве России в Иордании ………………………..…………..13

 

ГЛАВА II: ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ………………………………………………………………………...19

2. 1. Реализация программы патриотического воспитания

«Я и моя семья» в условиях начальной школы……………….....19

2. 2. Анализ реализации программы «Я и моя семья» …………..….. 29

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………….....36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...39

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Россия-это страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

С начала реформ в системе образования в 90-х годах 20 века (как и реформирования всей страны) была ориентация на деидеологизацию школы. Делалось это под лозунгом гуманизации и демократизации образования. Вследствие этого резко снизилось внимание к процессам воспи­тания. Стала проявляться гиперболизация идеи индивидуально-личностного подхода в обучении, удовлетворение запросов и интересов личности в противовес воспитанию в ней коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

Характерной чертой духовной жизни современной России является отсутствие идейного единства у большинства населения страны. Многообразие идейвнешне является выражением демократии, а по существу - отражением глубокого внутреннего кризиса, из-за которого российское общество так и не может выбраться из состояния углубляющего духовного кризиса.

Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления. Уроки эстетического цикла всегда были и есть важными в целостном педагогическом процессе. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.

Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований. Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что именно в этом возрасте патриотическое воспитание осуществляется за счет уровня достижений. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не научится любить близких, беречь природу, не научится гордиться своим отечеством, его историей, свершениями, не приобретет стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует более высоких душевных и физических затрат.

Анализ теоретических подходов, реальная ситуация педагогической действительности по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути патриотического воспитания младших школьников в условиях начальной школы.

Проблема, в ее целостности и взаимосвязи, определила выбор темынастоящего исследования: «Патриотическое воспитание младших школьников в условиях начальной школы».

Цель: выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников в условиях школы.

Объект: деятельность общеобразовательного учреждения.

Предмет: патриотическое воспитание младших школьников.

Задачи:

1.Изучить научную литературу по проблеме исследования;

2.Выявить психолого-педагогические особенности младших школьников;

3.Рассмотреть реализацию на практике программы патриотического воспитания младших школьников в условиях начальной школы.

Гипотеза:патриотическое воспитание младших школьников в условиях начальной школы будет осуществляться успешно, если:

-реализуется программа патриотического воспитания, обеспечивающая воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи;

-осуществляется диагностическое сопровождение показателей воспитанности и уровней формирующихся качеств.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, математические и статистические методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАРТИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Патриотическое воспитание младших школьников: общие понятия.

 

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают о Родине. Все поколения росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris - отечество) - это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Термин «патриотизм» употребляется не толь­ко в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Ди­апазон толкования термина очень велик: от идеально-возвышенного до ругательно-унизительного.

Спекулятивные воззрения на почве патриотизма представляют собой формы так называемого лжепатриотизма. Все они рассматривается как преднамеренные извращения истинного смысла и значения патриотической идеи.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам, к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравствен­ных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па­мятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Воспитание является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их активными субъектами конкретного исторического процесса.

В различных исторических эпохах, в зависимости от социально-экономических условий жизни общества и господствующей в нем идеологии в воспитание вкладывали различные ас­пекты.

Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу своими услугами возможно большему чис­лу людей. Он писал в «Великой дидактике»: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».

В отечественной школе всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. При этом большую роль в воспитании патриотических чувств играли средства массовой информации: радио, высокохудожественные отечественные кинофильмы, театр, художественная литература.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского перио­да многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические ас­пекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и др.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, группового воспитания учащихся различ­ного возраста и др.).

А.С. Макаренко отмечал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучи­тельная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, «грязная».

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молоде­жи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной дея­тельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству». В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

В своих работах В.А. Сухомлинский так­же указывал и на трудности в воспитании патриотизма, объясняя их тем, что в повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить эту «трудно постижимую ценность» - патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются ду­ховно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Так, еще недавно вместо воспитания коллекти­визма стала внедряться идея воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма стало пропагандироваться воспитание космополитизма, неуважительного отно­шения к отечественной истории, к своему народу. Это приводит к тому, что понятия «патрио­тизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. В.В. Путин в одном из интервью с сожале­нием отмечал, что слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругатель­ном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

Однако процессы частичной утраты патриотизма происходят и в российском обществе, осо­бенно среди молодежи, по таким причинам, как: 1.Большая часть молодежи не имеет возможность, не может и не хочет трудиться, особенно заниматься производственным трудом.

2.Резкое стремление экономического статуса молодежи, значительная часть которой нахо­дятся на грани бедности и нищеты в силу падения жизненного уровня.

3.Ухудшение здоровья (физического и психического), демографической ситуации в обществе.

4.Усиление духовного кризиса молодежи.

Как пишет А.В. Усова, «если мы хотим сохранить свою страну, если мы хотим возро­дить прежнее величие своей Родины, нам необходимо коренным образом пересмотреть свое отношение к воспитанию школьной и студенческой молодежи».

Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно прояв­ляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескоры­стное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что из-за внедрения идеи воспитания индивидуализма, эгоцентризма, вместо воспитания патриотизма, стало пропагандироваться неуважительное отношение к отечественной истории, к своему народу; быть патриотом стало не «модным».

Следовательно, необходимо коренным образом перестроить отношение к воспитанию школьников в общеобразовательных учреждениях. И с учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе, цель данного процесса должна определяться, как воспитания убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отчеству, готового служить своим трудом и защищать его интересы.

1.2.Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но младший школьник уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений - значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3-х лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

Перестройка эмоционально-мотивационной сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе ребенка. В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка.

Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него.

Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.

У младшего школьника память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой.

По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью - они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки - 40-45 минут, а старшеклассники - до 45-50 минут). Затруднены распре­деление внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе.

Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

 

1.3. Анализ опыта деятельности директора начальной школы при Посольстве России в Иордании.

Необходимость повышения воспитательного потенциала образовательного процесса в школе обусловлено как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.

С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальная незащищенность граждан, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов – рост подростковой преступности, наркомании, снижение общей культуры молодежи.

Министр образования и науки РФ А. Фурсенко справедливо отметил, что в Советском Союзе идеи патриотизма были распространены в гораздо большей степени, чем в современной России. В то время люди гордились своей страной, переживали за нее. И даже когда они сомневались в правильности ее руководства, это не было поводом для того, чтобы не любить Родину.

Сегодня народ понимаем, что главной причиной такого отношения была огромная идеологическая работа, которая проводилась со всеми гражданами страны. Теперь все живут в другой стране, и такой пропаганды больше не будет. После распада СССРотношение граждан к своему Отечеству кардинально изменилось. Повальный нигилизм на определенном этапе привел к тому, что в среде молодых людей считалось стыдно признаваться в любви и уважении к своей Родине. Сегодня все возвращаются к естественному балансу в вопросах патриотизма.

В России есть сложности и общество их не скрывает, но все граждане страны и все должны помнить, что судьба гражданина неразрывно связана с судьбой Отечества. Когда человек гордится своей страной, то гораздо острее ощущает необходимость ее поддерживать и защищать.

Воспитание – это целенаправленное, организованное педагогом, восхождение ребенка к культуре современного общества, развитие его способностей жить в современном обществе, сознательно строить свою жизнь, достойную человека – гражданина. Реализуя учебные, образовательные и развивающие цели, учителя нашей школы всегда ставят цели воспитательного характера. Они основываются на позициях мотивационного подхода, учитывают принципы демократизации, толерантности, уважения прав личности педагога и ребенка, принцип управления успехом. Особое внимание уделяется воспитанию чувства ответственности, патриотизма, гражданственности, трудолюбия, уважения к себе и другим людям.

На уроке обучения грамоте учитель Добросердова Т. Н. формирует чувство любви к Родине через работу над словом, воспитывает уважение к отчему дому, к своему городу, к стране. Широко использует наглядный материал. Вот один из уроков при знакомстве с буквой Д в 1 классе.

Этот домик – буква Д.

В домике – окошко,

Из трубы идет дымок,

А в окошке – кошка.

Ученики рисуют ту картинку, которую они представили, а потом работают над однокоренными словами.

ДОМ РОД ГОРОД ГОСУДАРСТВО

ДОМИК РОДИНА ГОРОДИТЬ СТРАНА

ДОМИШКО ОГОРОД ОТЧИЗНА

Что общего в этих словах, что вы себе представляете, что обозначает каждое слово, назовите города, в которых вы родились. Наглядный материал представлен в виде иллюстраций с изображениями русских пейзажей, русских городов, Москвы. Дети описывают картинки.

- Это ваша маленькая Родина и, вспоминая ее, вы, наверное, вспоминаете свой дом, свою бабушку, своих друзей, но у всех есть большая родина – Россия, а главный город – Москва.

Ученики объясняют пословицу – Москва – всем городам мать. После чтения текста К. Ушинского «Наше Отечество» ученики отвечают на вопросы: почему Россию мы зовем Отечеством (в России издавна жили наши отцы и деды). Отцы и деды – однокоренные слова. Подберите однокоренные слова к слову Родина (род, родной, родители). Почему Россию мы зовем матерью (Родина как родная мать, и она у человека одна).

Математика, в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин, имеет своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Воспитательная функция математики заключается в эффективном воздействии на формирование характера и мировоззрения учащихся. Учитель Сабрах Т. Л. часто проводит уроки – соревнования. Класс делится на три команды – пионеры, следопыты и разведчики. Это люди, которые всегда идут впереди и прокладывают путь остальным, подают пример своей самоотверженностью и верой в победу. Мастерство учителя состоит в том, что она при выборе учебного материала опирается на жизненный опыт детей. Вот примерные задачи:

1. Народная поговорка гласит, что каждый человек должен посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка. На территории Посольства (а это маленькая часть нашей Родины, и мы должны заботиться о ее благоустройстве, красоте) недавно был субботник. Территория нашего посольства имеет площадь 1135 кв. м. На каждый кв. м было посажено 4 куста роз, сколько всего розовых кустов было посажено.

2. Перед началом учебного года мы с вами «подлечивали» все книги в школе. Первый класс смог отреставрировать 27 учебников, 2-й класс в 9 раз больше, а третий класс сделал на 5 книг больше, чем 1-й и 2-й классы вместе. Сколько всего книг было отреставрировано. Вывод: вот как много можно сделать, если работать вместе.

Решая воспитательные задачи, учитель использует межпредметные связи с обществознанием и историей. Татьяна Львовна расширила знания учеников о российской государственной символике. Объяснила, когда появился трехцветный российский флаг, разъяснила символику цвета: белый – мир, чистота, совершенство; синий – вера, верность, постоянство; красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. У учителя в руках три листа соответственно белого, голубого и красного цветов. На каждом листе пословица: «дружно за мир стоять – войне не бывать», «если народ един – он непобедим», «родина – мать, умей за нее постоять». На обратной стороне листочков задания с примерами. Число примеров соответствует количеству учеников. Перевернув лист, ученик может проверить свои ответы, а потом читает вслух пословицы и объясняет их значения.

Подытоживая урок, воспитывая чувство коллективизма, Татьяна Львовна отметила, что в каждой команде были свои пионеры, разведчики и следопыты, которые вели свою команду к победе, помогали товарищам выбрать правильное решение, поддерживали во время неудач.

Урок ознакомления с окружающим миром в 3-м классе по теме «Москва златоглавая» проводился с использованием компьютерных технологий. Ученики готовили фотогазету «Я иду, шагаю по Москве». Учитель оформил выставку книг о Москве, подобрал репродукции картин А. Васнецова и икон А. Рублева, иллюстрации памятников культуры столицы: Кремль (Успенский собор, Архангельский собор, колокольня Ивана Великого), Собор Василия Блаженного. Музыкальным оформлением послужили колокольный набат, праздничный звон, песня Олега Газманова «Москва».

Эпиграф:

Столица – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда бы ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Цель урока – формирование представлений о Москве как столице России, формирование образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства. Воспитание гордости за принадлежность к своему народу, государству, ее славному историческому прошлому.

По опорным словам на карточках ученики составили пословицы о Москве и объяснили их смысл: «Москва не сразу строилась», «Кто в Москве не бывал – тот красоты не видал», «На Москву иди – голову неси», «Москва – мать всем русским родам». Что общего в этих пословицах. Дети рассказывают о своих впечатлениях о Москве. Описывают иллюстрации, читают стихотворения о Москве. Затем учитель совершает с учениками экскурс в прошлое, раскрывая страницы славной истории столицы Российского государства.

Подобные уроки, в основе которых лежат элементы соревнования проводились по темам «Законы, по которым мы живем», «Защитники Отечества».

Уроки английского языка проводятся использованием компьютерных технологий. Учитель М. Н. Павлык часто применяет игровые формы. Ее уроки – это уроки – путешествия, интеллектуальные марафоны. Страноведческая тематика позволяет получить историческую, географическую и социальную информацию о стране изучаемого яыка и сравнить ее со страной проживания. Дисциплина этого цикла позволяет постичь опыт взаимодействия людей в прошлом и настоящем, формировать у них понятия ценностей демократического общества, важнейших качеств личности: гражданской позиции, патриотизма, толерантности. Урок по теме «Городская жизнь. Лондон» осуществлен при помощи «телемоста» «Москва – Лондон». Ученики подготовили стенд «Москва – Лондон». В качестве наглядного материала также послужили карты Великобритании и России, флаги обоих государств. Две группы учеников: «англичане» и «русские» обменивались впечатлениями о достопримечательностях, обычаях и традициях двух стран.

В заключении можно отметить, что целенаправленное воспитание гражданина и патриота осуществляется и во внеурочной деятельности. Коллектив школы очень внимательно к выбору тематики и форм коллективных творческих дел по воспитанию духовно нравственной личности. В школе проводились литературные гостиные, посвященные творчеству А. С. Пушкина, С. А. Есенина, литературно-музыкальные композиции «Никто не забыт и ничто не забыто», «Моя Россия», военно-спортивная игра «Зарница». Два раза в месяц проводятся классные часы. Тематика классных часов многообразна («Мои права и мои обязанности», «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится», «Любить природу – значит любить Родину», «Я и мой коллектив», «Мои увлечения», «Мои любимые книги», «Мой любимый вид спорта»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II: ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2. 1. Реализация программы патриотического воспитания

«Я и моя семья» в условиях начальной школы.

 

Программа патриотического воспитания младших школьников «Я и моя семья» проводилась в Муниципальном общеобразовательном учреждении Петровской средней общеобразовательной школе Борского района Самарской области.

Цель программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Реализация данной программы предполагает:

- формирование ведущих интегративных качеств личности;

-непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;

-практическую деятельность;

-содержание просвещения гуманитарной культуры;

-оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

-педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.

Содержательные линии программы:

Образовательная - содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Воспитательные цели:

1.пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;

2.формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;

3.приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.

Принципы:

1.Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.

2.Принцип культуросообразности.

3.Природосообразность воспитания.

4.Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.

5.Прикладная направленность.

6.Интегративность.

Средства реализации проблемы: общение (просвещение).

Возможные темы для общения: «Непреходящая жизненная ценность», «Из истории семьи», «Ценности семейной жизни наших предков», «Семейные династии», «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»; и др.

Возможные формы общения: «Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»; «У Фамильного Древа»; «Путешествие в детство наших родителей» (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников).

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности: доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему поколению в семье, детям, другим людям; благодарность, долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены, благородство, достоинство.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс «Моя родословная».

2 класс «Мир дому моему».

3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

4 класс «Моя семья – моя Россия».

Технологии: знакомство с историческим прошлым семьи; знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором; проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории; исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села; проектная деятельность.

Формы работы: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; классные часы; беседы, диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела; тренинг.

Объект деятельности: программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Реализация данной программы предполагает:

1.систему краеведческих знаний;

2.устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;

3.уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;

4.любовь и бережное отношение к родной природе;

5.посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;

6.честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Содержание программного материала:

1 класс - «Моя родословная»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

2 класс – «Мир дому моему»

Задачи:

1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее.

2. Развитие творческой активности.

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Задачи:

1. Воспитание люби к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился.

2. Развитие творческой активности.

3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.

4 класс – «Моя семья – моя Россия»

Задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Самарской области, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Критерии эффективности:

Памятка – ориентир для 1, 2, 3 классов:

Знаю: что такое семья и для чего она создается; историю своего рода, своей семьи; историю семейных реликвий; традиции и обычаи своей семьи; как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности; роль каждого члена семьи в ее жизни; проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности; состояние здоровья членов моей семьи; материальное положение семьи; где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности; круг знакомств семьи; важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.); семейный этикет; свои права и свои семейные обязанности; как и чем я могу помочь своим близким.

Умею: любить свою семью и всех своих родных и близких; быть благодарным; радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах; понять и прощать, сочувствовать и помогать; уважать мнение других членов семьи; в согласии делать общие дела; осмысливать свой долг перед старшими членами семьи; составить родословную моей семьи, вести семейную летопись; хранить семейные реликвии; донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков; добросовестно выполнять свои обязанности; заботиться о старших и младших членах семьи; ухаживать за собой; правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье; вести здоровый образ жизни; оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности; создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни семьи; организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения; отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами; делать приятное своим родным и близким.

Действую: участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи; берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи; поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; добросовестно выполняю свои обязанности по дому; посильно участвую в решении семейных проблем; участвую в организации досуга семьи; помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них; учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах; берегу мир и покой моей семьи.

Памятка – ориентир для 4 класса:

Знаю: историю России; историю Малой Родины и родного края; историю своего народа и его нравы; историю религий народов исконно проживающих на территории Самарской области; историю государственных символов России; имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию; национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира; что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»; духовные и нравственные основы россиян; свой родной язык; родную литературу; культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др. основы национальной кухни; основы народной медицины.

Умею: рассказать об истории своего Отечества; рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах; рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях); рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности; грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа; отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового; петь песни своего народа; рассказывать народные сказки, предания и сказания; исполнять традиционные народные танцы, пляски; готовить национальные блюда; готовить и проводить народные праздники; играть в народные игры, водить хороводы; использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные мотивы; правильно использовать рецепты народной медицины; изготавливать изделия из серии народных промыслов; ценить красоту и богатства родной природы; умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины; умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

Действую: изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края; овладеваю богатствами духовного наследия России; с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов; читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей; беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния; отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа; не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства; развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению; участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям; готовлю и провожу дома и в школе народные праздники; участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры; хожу в походы по родному краю; берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим; учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы; участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни; вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

По итогам работы проводится диагностика на выявление уровней воспитанности у младших школьников.

 

2.2. Анализ реализации программы «Я и моя семья».

 

Уровни воспитанности выявляются по средствам оценки основных отношений показателей воспитанности.

После реализации программы педагог, наблюдая за младшими школьниками, может оценить их уровень воспитанности, по следующем приобретенным качествам:

1. Патриотизм: отношение к родной природе, гордость за свою страну, служение своими силами, забота о своей школе.

2. Любознательность (отношение к умственному труду) : познавательная активность, стремление реализовать свои интеллектуальные возможности, саморазвитие, организованность в учении.

3. Трудолюбие (отношение к физическому труду): инициативность, творчество в труде, самостоятельность, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости туда.

4. Доброта и отзывчивость (отношение к людям): уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми.

5. Самодисциплина (отношение к себе): развитая добрая воля, самоуважение, соблюдение культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательность к себе.

Уровень воспитанности оценивается по четырех балльной шкале:

3- высокий уровень воспитанности: у младшего школьника четко сформировано отношение к самому себе, природе, окружающим людям; преобладают лидерские качества, организует коллектив, помогает сверстникам и взрослым и др.;

2- средние уровень воспитанности: у младшего школьника хорошо сформировано отношение к самому себе, отзывчив к близким, стремиться проявлять себя в хороших делах; лидерские качества отсутствуют;

1- низкий уровень воспитанности: плохо сформировано отношение к себе и к окружающему миру, не уважителен к пожилым людям, в общественной жизни участвует по пробуждению взрослых;

0- не имеет отношения к себе и к окружающим людям, учится плохо, на замечания и требования взрослых не реагирует.

Таким образом, проведение данной диагностики младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

В данной работе исследована проблема патриотического воспитания младших школьников в условиях начальной школы.

Исследователями, занимающимися данной проблемой выступают: И. Е. Выготский, И. Ф. Харламов, Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. В. Усова и др.

Целью настоящего исследования является выявление педагогических условий патриотического воспитания младших школьников в условиях начальной школы. Объектом исследования выступают деятельность общеобразовательного учреждения. Предметом – патриотическое воспитание младших школьников.

В соответствии с первой задачей, в результате анализа научной литературы, было определено, что патриотизм – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Патриотическое воспитание младших школьников – это целенаправленный процесс воспитания, направленный на приобретение личностью таких качеств, как беззаветное служение Родине, активная трудовая и общественная деятельность, любовь к своему Отечеству, родным местам, родному языку.

Основными механизмами патриотического воспитания детей младшего школьного возраста являются: социальный опыт, эмоциональная идентификация, смысловая ориентировка.

Патриотическое воспитание осуществляется в целенаправленном организационном процессе.

В соответствии со второй задачей были выявлены возрастные особенности младших школьников, определяющие своеобразие патриотического воспитания данной категории детей.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществляемый каждым ребенком на данном возрастном этапе.

В младшем школьном возрасте особое значение имеет пережитый социальный опыт, который постоянно определяет его действия и поступки.

Развитыми личностными новообразованиями детей младшего школьного возраста являются: словестно–логическое мышление, произвольная и осмысленная память, концентрация внимания.

Следовательно, если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

В соответствии с третьей задачей была рассмотрена реализация на практике программы патриотического воспитания младших школьников «Я и моя семья» на базе МОУ Петровской СОШ Борского района Самарской области.

Цель и назначение программы – способствовать формированию основ патриотизма у младших школьников.

Основными понятиями концепции патриотического воспитания ребенка младшего школьного возраста, на которые базируется программа «Я и моя семья» считаются: коммуникативная, гражданская и социальная активность, творческие способности, уважение к культуре и истории семьи.

Программа «Я и моя семья» рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии: 1 класс - «Моя родословная», 2 класс - «Мир моему дому», 3 класс - «Пусть не померкнет никогда веков связывающая нить», 4 класс - «Моя семья – моя Россия». Все разделы взаимосвязаны и последовательно дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику и свои задачи.

Для реализации программы были использованы следующие средства и методы: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; классные часы; беседы, диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела; тренинг.

Данное исследование показало, что для успешного патриотического воспитания младших школьников в условиях школы необходимы следующие социально-педагогические условия:

1.реализация программы патриотического воспитания, обеспечивающей воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи;

2.осуществление диагностического сопровождения показателей воспитанности и уровней формирующихся качеств у младших школьников.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.

2. Кузнецова, Л. В. Истоки гражданственности / Л. В. Кузнецова. – М.: Педагогика, 1986. – 136с.

3. Сухомлинский, В. А. Родина в сердце / В. А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1980. – 159с.

4. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М, 1974. – 49с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиняев; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576с.

6. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн 2: Процесс воспитания / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2004. – 256с.

7. Абрамова, Г. С. Возрастная психология. Учеб. пособие для студ. вузов. – 4 изд. – М.: Академия, 1999. - 672с.

8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учеб. для студентов вузов. – 4 изд. – М.: Академия, 1999 – 456с.

9. Выгодский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 кн. Кн.4. Проблема возраста / Л. С. Выгодский. – М.: Педагогика, 1984. – 268с.

10. Попова, Г. В. Воспитание гражданина \ Г. В. Попова // Школа. – 2007. - №3. – С. 91 – 97.

11. Сысоева, М. Что должен знать педагог о своих воспитанниках / М. Сысоева // Народное образование. – 2000. - №4-5. – С. 17 – 24.

12. Карпинский, А. Ю. Организация разновозрастного обучения в неклассно-урочной школе / А. Ю. Карпинский // Народное образование. – 2005. - №1. – С. 108 – 112.

13. Бабанский, Ю. О. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю. О. Бабанский // Народное образование. – 1986. – №11. – С. 105 – 111.

14. Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2005. - №4. – С. 23 – 28.

15. Гасанов, З. Т. Патриотическое воспитание граждан / З. Т. Гасанов // Народное образование. – 2005. - №6. – С. 59 – 63.

16. Ефремова, Г. Патриотическое воспитание школьников / Г. Ефремова // Воспитание школьников. – 2005. - №8. – С. 17 – 23.

17. Кобылинский, В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма / В. А. Кобылинский // Педагогика. – 1998. - №5. – С. 52 – 57.

18. Замостьянов, А. Просвещение и патриотизм / А. Замостьянов // Народное образование. – 2002. - №4. – С. 183 – 189.

19. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00134951_0.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.

Основные отношения показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

1.Патриотизм
1.1. Отношение к родной природе.

3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;

2—любит и бережёт природу;

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

0 – природу не ценит и не бережёт.

1.2. Гордость за свою страну.

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;

2 – интересуется историческим прошлым;

1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;

0 – не интересуется историческим прошлым.

1.3. Служение своими силами.

3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;

2 – находит дела на службу малому Отечеству;

1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;

0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.

1.4. Забота о своей школе.

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;

1 – в делах класса участвует при побуждении;

0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к умственному труду

2.Любознательность

2.1. Познавательная активность

3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;

2 – сам много читает;

1 – читает при побуждении взрослых, учителей;

0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.

2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;

2 – стремится учиться как можно лучше;

1 – учится при наличии контроля;

0 – плохо учится даже при наличии контроля.

2.3.Саморазвитие.

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;

2 –есть любимое полезное увлечение;

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;

0 – во внеурочной деятельности не участвует.

2.4. Организованность в учении.

3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.

Отношение к физическому труду

3. Трудолюбие.

3.1 Инициативность и творчество в труде.

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.

3.2. Самостоятельность в труде.

3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.

3.3.Бережное отношение к результатам труда.

3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.